Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/81/image/article-96b83fc76b3958da569a134f6c128543.jpegАрсений Фильцев2019-09-09T20:43Губатов рулит: звукорежиссер комментирует техрайдер артиста
Губатов рулит: звукорежиссер комментирует техрайдер артиста

Губатов рулит: звукорежиссер комментирует техрайдер артиста

24 и 25 августа в Образовательном центре Музея «Гараж» состоялись ИМИ.Семинары, на которых звукорежиссер Владимир Губатов рассказал о специфике профессии и правилах саундчека. Мы попросили эксперта прокомментировать технический райдер певицы Наргиз, с которой он работает.

Записал: Арсений Фильцев

Владимир Губатов. Фото: Марк Серый
Владимир Губатов. Фото: Марк Серый

Выбор аудиосистемы

«Все аудиосистемы звучат немного по-разному. На этих у нас получается добиться лучшего звучания для нашего шоу. Мы готовы работать и с другой аппаратурой, но та, что в райдере, предпочтительнее. К тому же системы, которые нам нужны, достаточно дорогие. Если организаторы не могут себе их позволить, велика вероятность, что и остальное их оборудование не будет нам подходить».

Почему звукорежиссер возит с собой пульты

«Нам очень важно, чтобы на каждой площадке мы могли добиться одинакового звучания. Это гораздо проще осуществить, если возить пульты с собой. К тому же, как и с системами ушного мониторинга, далеко не в каждом городе можно вовремя найти в прокате нужное устройство».

Фото: Ирина Бордо
Фото: Ирина Бордо

Тарелки Zildjian для барабанщика

«Все, что касается отдельных инструментов, — это преференции музыкантов. Когда мы составляем райдер, опираемся на личные предпочтения каждого: на чем готов играть гитарист, какие ударные установки подходят барабанщику? Нельзя прийти к гитаристу и сказать: „Ты будешь играть на Стратокастере“, если тот привык к Gibson.

Другой важный фактор при составлении райдера — эндорсмент (рекламное соглашение о том, что музыкант будет использовать продукцию определенного бренда). Например, барабанщик по договору может быть обязан играть только на ударных установках Tama. Теоретически из-за отсутствия инструментов определенной фирмы музыкант может отказаться от выступления. Тут все зависит от принципиальности исполнителя, договора об эндорсменте и многих других факторов.

Многие музыканты находят неожиданные выходы из таких ситуаций: я лично видел, как барабанщики клеили лого „своего“ бренда на установки других компаний».

Для чего нужен драмшилд

«Необходимость драмшилда (звукоизоляционной перегородки для барабанщика. — Прим. ИМИ) во многом зависит от того, какую музыку вы играете. Лично для нас это очень важная деталь. С ее помощью сразу улучшается весь звук, барабаны изолируются гораздо лучше. Разница между выступлением с использованием драмшилда и без — колоссальная».

Фото: Ирина Бордо
Фото: Ирина Бордо

Почему артист требует закрывать оркестровую яму

«Во-первых, оркестровая яма вносит сильные искажения в звук. Все начинает неуправляемо гудеть. Помимо этого, артист любит ходить по краю сцены, быть ближе к поклонникам. В какой-то степени это вопрос психологии: трехметровая пропасть между публикой и артистом создает ощущение дистанции».

Зачем артист возит с собой системы ушного мониторинга

«Нам для выступления нужно немало систем ушного мониторинга, а не каждый город оснащен как Москва. В некоторых местах может быть просто нереально арендовать в нужный срок, скажем, восемь комплектов такого оборудования. Помимо этого, если берешь в аренду больше трех штук, начинаются сложности с настройкой. Где-то неправильно установлены чувствительности, или могут быть проблемы с передачей сигнала и так далее. На то, чтобы заставить системы правильно работать, может уйти до 40 минут. Поэтому мы стараемся закрыть всю техническую зону ответственности своими силами. У нас концерт может оказаться под угрозой срыва разве что в случае форс-мажора — например, если сломается FOH-пульт. Все слабые звенья мы постарались исключить».

На какие аспекты нужно обратить внимание при составлении райдера

«Когда речь идет о турах больших артистов, организаторы и технический персонал стараются добиться того, чтобы на каждой площадке звучание было максимально похожим. С усложнением шоу технические требования становятся более серьезными, поэтому у многих растущих по сборам музыкантов с каждым туром райдер становится все более конкретным, появляется больше принципиально важных аспектов.

Так как большую часть оборудования мы берем на себя, с соблюдением условий нашего райдера обычно проблем не возникает. У нас скорее информирование о самом важном — вещах, которые организаторы обычно находят без труда.

Но стоит помнить, что этот райдер — для музыканта в туре. Когда надо сыграть один концерт в конкретном месте, требования могут быть совершенно другими. Тогда могут появиться и более принципиальные позиции. Например, очень сложно заменить клавишный инструмент, на котором привык играть музыкант.

У менее известных артистов, конечно, возможностей устанавливать жесткие требования организаторам концертов гораздо меньше. Гитарист может сказать, что пользуется комбиками только одной конкретной компании, но в совсем плохой ситуации, когда достать их будет просто невозможно, скорее всего, сыграет на том, что получится найти,— тут все зависит от конкретного музыканта».

Фото: Ирина Бордо
Фото: Ирина Бордо