Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 10 минут

«ВКонтакте»

Для кого

Для артистов, работающих с русскоязычной аудиторией. «ВКонтакте» — крупнейшая в России социальная сеть. По итогам первого квартала 2022 года, среднее количество российских пользователей в месяц составило 73,4 миллиона человек, а средняя ежедневная аудитория в стране — 47,2 миллиона. Кроме того, «ВКонтакте» предлагает большой набор сервисов, полезных в продвижении музыки: у соцсети есть собственный стриминг «VK Музыка» — его редакция ежедневно отсматривает заявки от артистов на публикацию их релизов на витрине сервиса и добавляет треки в тематические плейлисты; рекламный кабинет предлагает большой набор форматов для запуска объявлений о релизе на целевую аудиторию; при помощи сервиса коротких видео «VK Клипы» артист может «завирусить» треки с запоминающимся хуком и привлечь новых слушателей; а в личном кабинете артиста, «Студии», ему доступна статистика по своей аудитории и данные о прослушиваниях. 

Как вести паблик во «Вконтакте»

Приступая к оформлению сообщества, сначала выберите нужный вам формат страницы. Самым подходящим из них является паблик (публичная страница) — с его помощью вы сможете единолично публиковать посты от своего имени (стена сообщества будет открыта только для комментирования публикаций) и использовать различные виджеты: рассылку по подписчикам, сервис продажи билетов, сторис и короткие видео, кастомизированное меню и сервис сбора донатов «VK Donut». 

Для создания паблика вам понадобится обложка и аватар. Правила оформления соцсети периодически меняются — актуальный размер визуальных элементов всегда можно узнать в разделе «Управление», в нем есть подраздел «Обложка». Также вы можете сделать динамическую обложку, которая будет видна пользователям с мобильных устройств на iOS и Android. Динамическая обложка на экране смартфона занимает в четыре раза больше места, чем обычная, в нее можно включить до пяти фото или коротких видео, которые будут автоматически сменять друг друга.  

На своей публичной странице вы можете: 

• разместить аудио- и видеозаписи; 

• публиковать новости и сторис; 

• рекламировать релизы и выступления; 

• общаться с аудиторией; 

• вести онлайн-трансляции;

• продавать билеты на концерты и мерч; 

• принимать донаты от поклонников.

Конкретных правил о частоте постинга нет: не стоит спамить в ленту своим подписчикам, публикуя по несколько постов каждый день, но также не стоит и надолго пропадать из инфополя своей аудитории. Главный совет — ваш контент должен соответствовать интересам ваших подписчиков: отрабатывайте в постах актуальные инфоповоды (запись нового альбома, выход релиза, поездка в тур, совместные фиты с другими артистами), мотивируйте их общаться с вами через инструмент опросов, делитесь своими новостями и публикуйте дополнительный контент, связанный с вашим творчеством (тексты песен и аккорды, комментарии к трекам, раскадровку и бэкстейдж со съемок видео и так далее). 

Не забывайте пользоваться виджетами «Рассылка» и «Афиша», а также разделом «Статистика». Рассылки — удобный инструмент для создания базы ваших поклонников и взаимодействия с ней. С его помощью артист или его команда могут отправлять личные сообщения подписчикам с интересной для них информацией. Многие артисты запускают несколько рассылок, затрагивая разные интересы аудитории. Например, одна рассылка может оповещать о концертах, вторая — о музыкальных новинках, а третья — о поступлении в продажу нового мерча. При помощи «Афиши» вы получаете возможность разместить виджеты с расписанием ваших концертов внутри публичной страницы. А в разделе «Статистика» собраны основные данные вашей публичной страницы (посещаемость, охват, пол и возраст, география, источники переходов).

Для продвижения концертов рекомендуется создавать отдельную страницу мероприятия. После того как организатор заполнит ее необходимым контентом (аватар, обложка, описание, ссылки, посты), можно начинать процесс инвайтинга — приглашать в мероприятие участников сообщества-организатора с помощью функции «Пригласить участников группы». Важно выбирать только целевых пользователей, тех, кому потенциально интересно событие — это люди из города, в котором пройдет концерт, или из ближайших к нему населенных пунктов. Ссылку на страницу с вашим концертом важно разместить и в основном паблике. 

Как размещать треки во «ВКонтакте»

У «ВКонтакте» есть собственная музыкальная платформа — стриминг «VK Музыка». «VK Музыка», как и все остальные стриминговые сервисы с лицензионной музыкой, получает релизы напрямую от издающих лейблов и с платформ-агрегаторов, которые, в свою очередь, предоставляют сервисы доставки контента независимым музыкантам и тем лейблами. Стандартная цепочка доставки лицензионных релизов на площадки может выглядеть следующим образом: Музыкант → Лейбл/Агрегатор → Дистрибьютор → Стриминговый сервис.

Музыкант может залить свои треки и по старинке, создав сообщество и загрузив mp3-файлы со своей музыкой через функцию добавления аудиозаписей. Но важно понимать, что в таком случае соцсеть считает ваши треки пользовательским контентом, а значит, попасть в редакционные плейлисты и на витрину стриминга, а также получить роялти от прослушиваний не получится. 

Механизмы продвижения во «ВКонтакте»

Активное ведение своего сообщества и общение с подписчиками позволяет продвигаться в соцсети нативно, без дополнительных финансовых трат. Кроме этого, во «ВКонтакте» можно рекламировать свое творчество и с помощью платной таргетированной рекламы через рекламный кабинет. 

Рекламный кабинет состоит из пяти основных разделов:

  1. «Кампании», где отображен список рекламных кампаний и объявлений внутри них. 
  2. «Бюджет», где можно пополнять баланс рекламного кабинета и видеть историю всех операций с ним.
  3. «Статистика», в котором выгружается статистика рекламных объявлений в таблицах Excel, CSV или в веб-интерфейсе.
  4. «Ретаргетинг», где создаются аудитории и пиксели, осуществляется поиск и создание похожих аудиторий).
  5. «Настройки», где можно назначать и удалять администраторов и настраивать уведомления по электронной почте.

При запуске рекламы не стоит тратить сразу весь бюджет, который вы планируете использовать для промо. Начните с тестирования креативов и подходящих сегментов целевой аудитории, постепенно отключая неэффективные объявления и повышая ставки и бюджеты по эффективным. Тестовый бюджет должен быть небольшим: от 500 до 1 тысячи рублей на объявление. Вы можете создать несколько одинаковых объявлений, установив для каждого небольшой денежный лимит (например, 100 рублей) и настроив каждое на разную аудиторию, например, на ваших слушателей, на аудиторию похожих исполнителей, на подписчиков жанровых сообществ и аудиторию, автоматически собранную алгоритмами рекламного кабинета. Анализируйте, что дает больший отклик и приносит максимальный результат. Также не забудьте добавить дневной лимит, который кабинет равномерно потратит за сутки, стараясь выполнить максимум по заданной цели. 

Кроме того, вы можете работать с ретаргетингом — механизмом, с помощью которого реклама показывается только тем, кто посещал страницу рекламируемого товара или проявлял интерес к нему. Рекомендуется собирать базу аудитории, которая уже взаимодействовала с вашей музыкой или постами — ставила лайки, оставляла комментарии к постам или добавляла треки в свои аудиозаписи (собрать этих пользователей можно при помощи сервиса TargetHunter). Это можно сделать благодаря сервисам Pepper Ninja, TargetHunter, Segmento и других. Когда в ваших базах накопилось определенное количество пользователей, вы можете повторно «догнать» их новыми постами и отдельно работать с ними с помощью других креативов. Также нужно не забывать ставить на сайты или внешние страницы проекта пиксели (коды социальных сетей из рекламного кабинета), которые позволяют отслеживать всех посетителей вашего сообщества, сохранять их и запускать на них рекламу.

Будьте осторожны с «серыми» методами, например, с инвайтингом — массовой рассылкой через сторонние сервисы. При жалобах или обнаружении таких механик администрация «ВКонтакте» вправе забанить встречу или сообщество без права на восстановление. 

Подробную инструкцию о том, как музыканту монетизировать свое творчество и общаться с аудиторией во «ВКонтакте», читайте тут