Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 8 минут

Договор авторского заказа: для саундрайта, гострайта и работы на заказ

Обращаем ваше внимание, что шаблоны договоров носят информационный характер и не могут заменить полноценную работу с юристом при заключении контрактов. Каждый случай — особенный, поэтому подготовка документов требует внимательного отношения к деталям со стороны профессионала. 

Прежде чем перейти к готовым шаблонам, рекомендуем вам прочитать статью, чтобы лучше понять суть и структуру договора. Если же вы уверены в своих знаниях и хотите сразу перейти к образцу документа, скачать готовый шаблон можно внизу страницы.

Договор авторского заказа подходит для гострайтеров, саундрайтеров и прочих людей, пишущих музыку для кого-то. Важно отметить, что договор этого типа следует заключать до начала работы над произведением, потому как договор авторского заказа подразумевает создание произведения на заказ по критериям, которые определил заказчик. Когда произведение уже создано, то это не соответствует природе авторского заказа и лучше будет использовать договор отчуждения.

Разумеется, каждый автор работает на своих условиях, опираясь на собственное удобство. Поэтому условия договоров авторского заказа абсолютно индивидуальны. Представленная в данном разделе форма договора не является универсальной, но создана в первую очередь с целью защитить базовые интересы автора. Перед использованием шаблона стоит внимательно ознакомиться со всеми положениями. Если окажется, что вам что-то не подходит, рекомендуем прибегнуть к помощи специалиста и не править шаблон самостоятельно. 

По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме. Таким договором может быть предусмотрено отчуждение исключительного права в пользу заказчика. То есть у договора уже появляется две задачи: создать произведение и передать права на созданное произведение. Если вы создаете произведение и отчуждаете права, то формально это уже два договора в одном: договор авторского заказа и договор отчуждения. 

Из-за этого возникает сложность — приходится балансировать на стыке двух договорных конструкций и при этом стараться не допустить ошибку. Самая распространенная из них: указание одной цены для всего. Но так как в данном случае у нас две возмездные конструкции, то и цены у такого договора должно быть две: одна за создание произведения, вторая — за отчуждение исключительного права. В случае, если цена за отчуждение не указана, договор в части отчуждения может быть признан незаключенным и права к заказчику попросту не перейдут. Обе цены крайне желательно указывать в конкретной сумме без каких-либо «цена за отчуждение составляет 10% от суммы вознаграждения». 

Но на этом коварности договора авторского заказа только начинаются. Допустим, вы заказали по договору подряда сделать вам красивый ровный зеленый забор. Вы пришли проверять сданную работу и видите, что забор кривой, с дырками и вообще красный. «Правильность» или «неправильность» работы вы видите и можете обосновать. А вот как быть с треком? «Недостаточно вайбово» или «не очень вирусный хук» — крайне сомнительные критерии. 

Поэтому для обеих сторон важно заранее сформулировать требования к будущему произведению. Смело пишите все, что можете хотеть от трека: язык, жанр, количество куплетов, припевов и бриджей, с матом или без мата, сколько панчей, нужно ли вам соло на гитаре, хронометраж, bpm, тональность, тематику, если требуется — конкретные слова и строчки. Вообще все. Чем точнее требования, тем тяжелее предъявить автору, что он что-то сделал не так, а потому не заслуживает выплаты. И тем тяжелее обмануть заказчика, выдав песню на птичьем языке за стандарт качества.

Далее каждой из сторон нужно определиться, как будет происходить сотрудничество: сколько надо написать версий, в какие сроки, куда и как их отправлять, можно ли автору привлекать третьих лиц. И только после согласования всех условий подписывать договор.

Что должно быть в договоре

  • Срок создания произведения и указание на предоставление (или непредоставление) автору льготного срока в случае опоздания по дедлайнам;
  • Две цены в фиксированной (твердой) сумме: одна за создание произведения, вторая — за передачу исключительного права. Никаких «1% от размера вознаграждения», только две точные цифры в рублях.
  • Дотошный перечень требований к создаваемому произведению.
  • Если права на создаваемое произведение не отчуждаются, а лицензируются (или не предоставляются вовсе), это тоже должно быть четко сформулировано. Должны присутствовать существенные условия для лицензии. Например, тип лицензии, срок лицензии, цена, территория. И про иные условия для лицензий не стоит забывать.
  • Созданное произведение по итогу должно быть детально описано и индивидуализировано, чтобы права на него перешли заказчику. Для этого рекомендуется использовать акт или приложение к договору.
  • Иные согласованные условия, на которых автору и заказчику наиболее комфортно сотрудничать.

Чего не должно быть в договоре

  • Обязанности автора вносить правки в произведение после того, как оно уже было принято и одобрено.
  • Обязанности автора оказывать услуги по сведению и мастерингу, если это не было согласовано заранее.
  • Обязанности автора вернуть вознаграждение полностью или частично в случаях, если произведение не понравилось заказчику по субъективным причинам или если у произведения мало прослушиваний на стримингах.
  • Обязанности автора создавать следующие треки эксклюзивно для заказчика или приносить заказчику будущие треки на согласование на условиях права первых переговоров. Да, встречается и такое.

Что может быть опционально

  • Вместо фиксированной суммы могут быть роялти. А может быть и то, и другое вместе. В этом никто вас не ограничивает, однако цены по-прежнему должно быть две.
  • Обязанность заказчика указывать автора текста и музыки при использовании. Или наоборот: право заказчика на анонимное использование и обязанность автора воздержаться от любых упоминаний, что он является автором этого произведения.
  • Указание на то, что автор обязуется создать произведение самостоятельно и своими силами, без привлечения третьих лиц. Это, кстати, разумно, ведь привлеченное к созданию третье лицо становится соавтором. Следовательно, придется слегка пострадать с передачей прав: заключать между собой цепочку договоров, что-то по ним друг другу выплачивать и так далее.

Соединение нескольких форм договоров в одну достаточно распространено. Поэтому будьте внимательны при согласовании лицензионных и продюсерских договоров. Нередко в них присутствуют элементы договора авторского заказа, которые могут обязать артиста к дальнейшему сотрудничеству с лейблом или продюсером.


Данная инструкция и договоры составлены в соответствии с положениями закона об интеллектуальной собственности, актуальными на дату публикации.

Шаблоны договоров носят исключительно информационный характер. ИМИ не рекомендует использовать шаблоны без консультации с юристом и не несет ответственности за неправильное использование документов со стороны артистов.