Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 11 минут

Договор на концерт

Обращаем ваше внимание, что шаблоны договоров носят информационный характер и не могут заменить полноценную работу с юристом при заключении контрактов. Каждый случай — особенный, поэтому подготовка документов требует внимательного отношения к деталям со стороны профессионала. 

Прежде чем перейти к готовым шаблонам, рекомендуем вам прочитать статью, чтобы лучше понять суть и структуру договора. Если же вы уверены в своих знаниях и хотите сразу перейти к образцу документа, скачать готовый шаблон можно внизу страницы.

Сама по себе организация концерта — непростая задача. А оформление этого дела юридически вполне тянет на подвиг.

Проколоться здесь можно на каждом шагу: ваши песни во время концерта могут записать и правомерно выложить на стриминг (да, и такое бывает) без вашего ведома; ваши райдеры могут проигнорировать; вас могут обвинить в выступлении в состоянии опьянения и на этом основании отказать в выплате части гонорара; вам могут элементарно не заплатить, если вы не заключали договор; места у вас на разогреве могут без вашего ведома продать всем желающим; концерт могут перенести, не согласовав с вами новую дату. И это все только верхушка айсберга. 

Поэтому, заключая с промоутером договор на участие в концерте, необходимо учитывать множество нюансов. 

Первое и самое важное: определиться с тем, кто заключает договор. Если артист будет делать это самостоятельно, возможно, неплохо бы подумать над статусом самозанятого или даже индивидуального предпринимателя. Это поможет оптимизировать расходы на налоги и упростить саму процедуру их выплаты (как для вас, так и для ваших партнеров). Если же договор будет заключать ваш представитель (менеджер или лейбл), то прежде всего следует подписать договор с вашим представителем, чтобы тот был вправе заниматься концертами и заключать соответствующие сделки.

Второе и не менее важное: права на песни. Вам следует удостовериться, что у вас есть формальное право исполнять ваши песни на концертах. Для этого необходимо открыть договор с вашим лейблом, дистрибьютором или менеджером. Там, где написано про исключительную лицензию и способы использования, вам нужно найти фразу «публичное исполнение». И если далее в договоре нет указания на то, что вы вправе осуществлять публичное исполнение произведений в ходе концертной деятельности, то все очень плохо. Формально вы будете нарушать условия договора, и перед проведением концерта (или даже тура) я бы рекомендовал внести в ваш договор соответствующую правку. 

Третье по счету, но не по значению: заключить договор с букингом, агентом, промоутером или организатором. В данном случае артистам лучше не принимать предлагаемую форму договора, а подготовить свою. Вы — артист, концерт — это ваш праздник, поэтому не стесняйтесь гнуть свою линию. 

Шаблон, который мы прилагаем к этой статье, отчаянно пытается быть упрощенным и балансировать между интересами обеих сторон, но все-таки немного склоняется к защите интересов артиста. Однако не стоит питать иллюзий, что все интересы артиста будут защищены, так как в зависимости от ваших договоренностей положения представленного далее договора могут попросту терять смысл и ценность. Количество концертов, порядок расчета и выплат, райдеры и прочие условия, которые куда важнее, чем кажется на первый взгляд. Поэтому прежде, чем слепо подписывать шаблон, изучите его и убедитесь, что все оговоренное вами там присутствует. Не исключено, что вам стоит дополнить его вместе со специалистом.

Что должно быть в договоре

  • То же, что должно быть в стандартном ВОУ (см. раздел 1.4).
  • Размер гонорара и точный порядок оплаты. Для артиста крайне желательно настаивать на полной предоплате или как минимум разбивке суммы на аванс и постоплату.
  • Описание концерта или концертов: город, дата, место, время, адрес площадки. Данный момент должен быть прописан настолько детально, насколько это возможно.
  • Определение технического и бытового райдера и сами райдеры в качестве приложения. Чем более точными и подробными они будут, тем лучше.
  • Если за нарушение райдера предусмотрена ответственность, она должна быть указана в договоре, а не в райдере.
  • Учитывая эпидемиологическую обстановку — условия о возможных переносах и о том, что будет в случае, если концерт вынужденно отменят или перенесут.
  • Указание на то, кто и какие расходы несет. Например, трансфер оплачивается артистом самостоятельно или организатор оплачивает билеты? Если организатор, то он сам покупает билеты или возмещает расходы? Все эти детали лучше согласовать заранее.

Чего быть не должно в договоре

  • Условий, о которых никто не договаривался. Например, обязанность артиста дополнительно принять участие в автограф-сессии, интервью или съемке блога или бэкстейджа.
  • Условий о том, что в случае появления артиста в нетрезвом состоянии на концерте заказчик вправе не выплачивать гонорар (или его часть). Организатор концерта не является медицинским сотрудником, который был бы вправе произвести освидетельствование. А без медосвидетельствования все это не имеет силы. Будьте внимательны с подобными условиями, так как ими нередко пытаются злоупотребить, чтобы сэкономить на гонораре артиста.
  • Условий о том, что артист обязуется исполнить обязательства по выступлению на максимальном уровне своих возможностей. Это оценочные критерии, и определить максимум возможностей — не самая простая задача даже для специалиста. Будьте внимательны с этими условиями, непорядочные организаторы могут ими злоупотреблять.

Что может быть опционально

  • Вознаграждение артиста в виде процента с продаж, а не гонорар. Или и то, и другое вместе. Важно указать в договоре, что у вас должен быть и доступ к электронным площадкам по продаже билетов, и возможность поставить своего человека на контроль за продажей билетов на входе. И, разумеется, заранее определить, когда вам выплачивают вашу долю с продаж. Рекомендуется договариваться о получении гонорара до выхода на сцену.
  • Разрешение организатору на фото- и видеосъемку с последующим свободным использованием полученных материалов.
  • Условия саундчека. Их можно продублировать из райдеров в договор, определяя время, место и продолжительность саундчека, а также добавить абсолютный запрет на присутствие посторонних лиц на площадке во время его проведения.
  • Если артист едет с командой, желательно прописывать условия трансфера, проживания и питания для всех, а не только для артиста.
  • Ограничения. На самом деле это очень важный момент — не стесняйтесь ограничивать промоутера в совершении каких-либо действий. Изучайте рынок и наводите справки о вашем контрагенте. Организатор наверняка не хотел бы, чтоб артист со сцены призывал зрителей к чему-то запрещенному. Артист наверняка не хотел бы, чтобы организатор продавал возможность выступить на разогреве у артиста. Учитесь, впитывайте опыт и вносите в ваш драфт договора все, что может вас смутить в будущем.

Артистам и их менеджменту нужно быть особенно внимательными при согласовании туров или нескольких концертов. В данном случае вы вряд ли будете подписывать документы с каждым организатором отдельно: это задача вашего букинга. Поэтому, заключая договор с букингом, вам однозначно нужно определить ответственных за любые проблемы. Допустим, в каком-то городе организатор не выполнил райдер. Кто будет отвечать? Наиболее логичной кажется такая схема: артист требует с букинга, букинг несет ответственность (например, в виде выплаты неустойки), а далее букинг то же самое делает с провинившимся организатором.

Обязательно запрашивайте у букинга документы со всеми, с кем только можно: с водителем вашего автобуса, с промоутерами в каждом городе, с пиарщиками и маркетологами. Тур — это деньги. И только от степени вашей вовлеченности зависит то, сколько вы заработаете. Поэтому убедитесь, что в договорах есть необходимые вам условия и прописана ответственность организатора за нарушения, например, райдеров. Не одна сотня артистов чего-то недополучила или что-то потеряла во время туров и концертов по той причине, что букинг халатно относится к работе с контрагентами и подрядчиками, а потом не может привлечь их к ответственности за нарушение договоренностей. Поэтому в ваших интересах решить проблемы до их возникновения.

Часто концерты проходят в других городах и заранее подписать оригиналы документов с организаторами попросту невозможно. Однако есть статья 160 ГК РФ, а именно ее первый пункт, который позволяет вам использовать технические средства и электронную подпись. «Договор в письменной форме может быть заключен путем составления одного документа (в том числе электронного), подписанного сторонами, или обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными». Просто допишите в договоре, что Стороны согласовали, что Договор будет подписан дистанционно посредством добавления отсканированных подписей в надлежащие места. И можете хоть pdf-ками обмениваться.


Данная инструкция и договоры составлены в соответствии с положениями закона об интеллектуальной собственности, актуальными на дату публикации.

Шаблоны договоров носят исключительно информационный характер. ИМИ не рекомендует использовать шаблоны без консультации с юристом и не несет ответственности за неправильное использование документов со стороны артистов.