Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 9 минут

Договор с менеджером

Стоит уточнить, что в данном случае мы говорим именно о договоре с менеджером, а не с продюсером. Менеджер — это не начальник, а партнер. А условия договора с партнером должны отражать баланс интересов сторон и быть справедливыми, как ни один другой договор. Поэтому такие сделки всегда сугубо индивидуальны и подобрать какой-то универсальный шаблон не представляется возможным. Как минимум потому, что все менеджеры выполняют разные функции.

В большинстве случаев правоотношения между менеджером и артистом строятся на условиях агентского договора. По такой форме договора агент (менеджер) по поручению принципала (артиста) и в его интересах обязуется совершать некоторые фактические и юридические действия. В зависимости от условий, действовать агент может как от своего имени и за счет принципала, так и от имени принципала и за его счет. Переводя на человеческий, менеджер в любом случае должен заключать сделки в интересах артиста. Но делать он это может как от своего имени, так и от имени артиста. Разница в следующем: от чьего имени сделка заключена, тот и становится обязанным по ней (и несет ответственность, разумеется). 

Сложность агентского договора кроется не столько в юридических нюансах, сколько в хрупкости баланса интересов сторон. Подчас перенести на бумагу все, о чем договорились стороны, достаточно непросто. И если еще на стадии согласования условий стороны не учли какие-то из деталей, то в будущем (в том числе после истечения срока договора) это может принести ворох проблем, которые похоронят карьеру и артиста, и менеджера.

Самый банальный спор обычно выглядит так: менеджер утверждает, что по его инициативе и за его счет осуществлялись фотосессии, сессии звукозаписи и съемка клипов. И в силу этого он является не просто менеджером, а продюсером: заказчиком фото и обложек, изготовителем фонограмм и аудиовизуальных произведений. То есть единственным правообладателем множества объектов. И даже если это кажется вам жестоким и несправедливым, но на деле иногда оказывается так, что менеджер здесь абсолютно прав. Так что универсального решения таких проблем не бывает.

Согласовывая договор с менеджером, вы должны обсудить все мелочи, даже те, что могут касаться вашей работы только косвенно.

Вот примерный перечень того, что вы должны обговорить, согласовать и указать в договоре:

  • Права. Кому принадлежат права на музыку, фото, клипы, обложки, сниппеты, тизеры и так далее, а точнее даже так: у кого эти права возникают изначально и передаются ли они менеджеру? Если да, то на каких условиях: лицензия или отчуждение? На какой срок? Для чего вообще?
  • Деньги. Кому, сколько, за что. И главное — в течение какого времени. Например, вы можете договориться, что дистрибуцию делите 50 на 50, концерты 60 на 40, мерч 10 на 90. И что менеджер вправе получать этот доход только пока действует договор и ни днем больше.
  • Кто и что делает. Руководствуйтесь принципом «лучше написать, чем не написать». В случае, если вы напишете чушь, эта чушь не будет иметь силы и благополучно всеми проигнорируется. А вот ненаписанное присовокупить к документу уже вряд ли получится.
  • Расходы. Развитие артиста — это всегда вложения и траты. Вам нужно сразу и четко прописать, кто несет эти расходы, как они окупаются и на что это влияет. Что делать, если менеджер весь день катается с артистом за съемки и тратится на такси? А кто вкладывается в таргет? А кто несет расходы за фотосессию?
  • Кто главный. С одной стороны очевидно, что артист, так как менеджер действует по его поручению (из смысла договора). С другой стороны, именно менеджер ищет, согласовывает и заключает сделки. Почва для разногласий огромная. Допустим, к вам пришел бренд и предложил прорекламировать их товар за гонорар. Кто принимает окончательное решение о том, согласиться на такое предложение или отказать? Определите этот момент заранее.
  • Как каждой из сторон выйти из договора? Можно ли вообще это делать и на каких условиях?
  • Нужно ли передавать права на музыку (временно или навсегда) менеджеру? А какие: авторские или смежные? Или сразу и то и другое?

И это только верхушка айсберга. Потому что десятки условий, которые вы согласуете, должны соответствовать закону. И для того, чтобы права, обязанности и ответственность каждой из сторон были правильно прописаны, крайне желательно обратиться к компетентному специалисту. Помните, что наличие или отсутствие некоторых условий в каждом конкретном случае могут повлечь неблагоприятные последствия, предугадать которые крайне тяжело.

Вот еще немного об агентском договоре.

Что должно быть в договоре

  • Срок, на который заключается договор. Если срок не указан, то по общему правилу любая сторона вправе расторгнуть договор в любой момент.
  • Комиссия или поручение? По модели комиссии деньги идут через агента (менеджера): агент получает деньги, удерживает комиссию и остаток выплачивает принципалу (артисту). По модели поручения деньги идут через принципала, который выплачивает агенту часть от вознаграждения.
  • Эксклюзивность или ее отсутствие. Агентский договор — одна из немногих договорных конструкций, которая по закону может быть эксклюзивной. То есть предусматривающей ограничения для одной из сторон заключать аналогичные договоры в течение определенного срока и на какой-либо территории.
  • От чьего имени действует менеджер? От своего имени, от имени артиста, а может и так и так одновременно. Чтобы действовать от имени принципала, нужна нотариальная доверенность, что тоже обычно указывается в договоре.
  • Территория. Формальное условие о том, на какой территории агент оказывает услуги. Это может быть, например, только Российская Федерации или все страны мира без исключений.
  • Отчеты. По общему правилу агент обязан предоставлять отчеты о своей деятельности, связанной с договорами. И особенно по заключенным им сделкам и полученным вознаграждениям. Какая форма отчетов? Периодичность? Надо ли прикладывать банковские выписки и чеки?

Чего не должно быть в договоре

  • Запрета для артиста на выход из договора. Это полностью уничтожает понятие баланса интересов и партнерства.
  • Уступки права (цессии). Обычно это положение сформулировано примерно так: «Сторона вправе в любой момент в течение срока действия договора уступить свои права и обязанности по Договору третьим лицам без получения дополнительного согласия от другой Стороны». Говоря кратко и простым языком, это означает, что в любой момент одна из сторон вправе «провести замену»: ее место займет кто-то другой, приняв на себя обязанности и права по договору.
  • Любых условий, которые не были вами согласованы. Форма агентского договора крайне гибкая и к ней нет такого количества требований и правил, как, например, к лицензионному договору. Так что если условие есть, а договоренностей о нем нет, то начинайте вежливо возмущаться.

Что может быть опционально

  • Условие, что менеджер вправе получать свой процент с авансов от лейблов. А может и наоборот: артист и менеджер могут заранее зафиксировать, что авансы от лейблов не являются доходом или вознаграждением и тратятся согласно «целевому назначению», будь то клип, запись альбома, реклама и так далее.
  • Все, что не запрещено законодательством Российской Федерации.

К слову о том, кто главный. В качестве компромисса в договорах обычно пишут, что решение по тем или иным вопросам стороны принимают по взаимному согласию (еще вариант: «стороны определяют совместно»). Но это плохая формулировка, так как она влечет парадоксальную неопределенность: если одна из сторон не дает своего согласия, то, получается, и взаимного согласия не было достигнуто. Каждая из сторон может злоупотребить подобным правом, превращая «взаимное согласие» в ультиматум «либо по-моему, либо никак». И о каком тогда взаимном согласии может идти речь в ситуациях, когда одна из сторон может навязывать другой свои условия? Одна из сторон может просто при желании запороть весь договор и совместную работу по нему. Для молодых артистов и начинающих менеджеров это равносильно профессиональному самоубийству. Поверьте, нет ничего страшного в том, что кто-то из вас в чем-то опытнее и поэтому будет немного главнее. Пусть каждая сторона самостоятельно принимает решения, в которых она более компетентна.