Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 8 минут

Договор на создание каверов и ремиксов

Обращаем ваше внимание, что шаблоны договоров носят информационный характер и не могут заменить полноценную работу с юристом при заключении контрактов. Каждый случай — особенный, поэтому подготовка документов требует внимательного отношения к деталям со стороны профессионала. 

Прежде чем перейти к готовым шаблонам, рекомендуем вам прочитать статью, чтобы лучше понять суть и структуру договора. Если же вы уверены в своих знаниях и хотите сразу перейти к образцу документа, скачать готовый шаблон можно внизу страницы.

Начать стоит с самого главного: кавер и ремикс — это принципиально разные вещи. 

Если вы берете известную песню, меняете в ней текст и/или музыку, перепеваете ее на свой лад — это кавер. В это случае осуществляется переработка объекта авторского права (в простонародье — «авторка»).

Если вы берете конкретную фонограмму (или ее части — бит, аранжировку, акапеллы) и перерабатываете ее, то это ремикс. В данном случае перерабатываются объекты смежных прав (в простонародье — «смежка»). 

Поэтому при заключении договора стоит в первую очередь отталкиваться от объекта права.

Определившись с тем, что именно вы производите (кавер или ремикс), вам нужно сделать самый важный шаг: понять, кто правообладатель и к кому обращаться за правами. Разберем на примерах.

Если вы хотите сделать ремикс на трек, который есть на стриминге, найдите этот трек на YouTube, Spotify, «Яндекс Музыке» или других площадках. В описании трека должно быть указано, кто его выпустил. Отыскав название лейбла, ищите контакты и связывайтесь с представителями лейбла. Если вашу инициативу одобрят, то скорее всего лейбл предоставит вам нужную форму договора. 

Писать артистам и их менеджерам в большинстве случаев бесполезно, так как скорее всего они не могут предоставить вам соответствующее право. 

Если вы хотите сделать кавер, то ситуация немного сложнее. Алгоритм тот же: выясняете правообладателя и пытаетесь с ним связаться. Однако тут может крыться подвох, и чтобы его понимать, надо разобраться, как работает дистрибуция. Музыкальный дистрибьютор получает от площадок деньги за две статьи: монетизация смежных прав и монетизация авторских прав. Со стриминга артист получает в основном доход от «смежки». Продав песню в сериал или под кавер, артист получает доход в основном от «авторки». Но далеко не все лейблы и дистрибьюторы занимаются монетизацией авторских прав. Некоторые лейблы и дистрибьюторы ограничиваются одной только «смежкой», а авторские права у артиста вовсе не забираются. Поэтому лейбл/дистрибьютор скорее всего отправит вас к паблишеру или (в редких случаях) к артисту напрямую. Паблишер — это компания, занимающаяся паблишингом, то есть управлением авторскими правами. Как раз в их полномочия и входит обязанность рассматривать предложения продажи песен в фильмы и сериалы, обрабатывать запросы на каверы и так далее. 

Чем песня известнее, тем сложнее может оказаться путь к очистке прав. И, разумеется, дороже. Многие музыканты приходят к выводу, что бесплатно — дешевле. Мол, выложим на YouTube, отключим монетизацию, вполне законно станем знаменитыми и получим респект от известного артиста. Однако отсутствие/наличие монетизации никак не влияет на сам факт нарушения прав. Более того, коммерческой выгодой можно посчитать почти что угодно. Вы набрали 50 тысяч просмотров? Значит, стали популярнее! Стримы других ваших треков выросли? Вы заработали на концертах? Рады за вас! А теперь гоните монету.

Поэтому договариваться с правообладателями очень важно. Однако индустрия знает много случаев, когда оформление прав на производство каверов и ремиксов происходит без участия крупных компаний. В этом случае вам пригодится наш шаблон договора. В нем указаны наиболее распространенные условия: роялти правообладателям оригинала, однократная переработка и ограничение возможных действий с оригиналом — ничего, кроме ремикширования/перепевки. 

Что должно быть в договоре

  • Условие, что права предоставляются на переработку на условиях простой (неисключительной) лицензии. То есть лицензия должна быть неэксклюзивной.
  • Срок, территория, цена.
  • Описание объекта (произведения или фонограммы), который будет переработан. Как правило, это таблица в приложении, где указаны название, авторы и другие данные.
  • Указание на то, что лицензиат (автор кавера или ремикса) вправе осуществлять любые действия с кавером/ремиксом.
  • Гарантия того, что лицензиар вправе выдавать вам такую лицензию на указанный в договоре срок. Если позже объявятся иные правообладатели, данное положение может сильно облегчить вашу участь.

Чего не должно быть

  • Условий, указывающих на то, что лицензия на переработку является исключительной. Тому, кто передает права, это может сильно попортить жизнь, а тому, кто получает, попросту не нужно.
  • Каких-либо ограничений в использовании переработанного произведения или фонограммы (кавера или ремикса) для лицензиата.

Что может быть опционально

  • Обязанность выпустить переработанное произведение через правообладателя (например, если лицензию вам выдает лейбл). Вообще, это отличное условие, которое поможет упростить процессы расчетов роялти для каждой из сторон.
  • Возможность не указывать имя автора/правообладателя оригинала при публикации. Но помните, что это рискованно для лицензиара, так как его имя может в какой-то момент потеряться в истории. Так, например, произошло с песней «Have Love, Will Travel»: на площадках можно найти десятки каверов на этот бессмертный шлягер, в том числе от группы The Sonics, которая считается автором. Однако и «Соники» не являются авторами оригинала: их версия — тоже кавер на песню Ричарда Берри 1959 года. Но тем не менее при поиске в том же Spotify сначала находится именно версия от группы The Sonics.

Подытоживая, нужно сказать, что при работе с каверами и ремиксами необходимо учитывать сложность процессов и множество переменных. Поэтому все же рекомендуем обратиться для начала к компетентным специалистам или людям, которые имеют солидный опыт и хорошую репутацию в музыкальной индустрии. Возможно, что еще на стадии поиска нужного правообладателя вы поймете, что игра не стоит свеч. Или же наоборот: не исключено, что при подсказке опытного человека вы решите ваш вопрос, буквально отправив пару сообщений.

Чтобы записать кавер или ремикс, нужно получить на это права. Но получить их, не предоставив хотя бы демозаписи, выходит далеко не всегда. Как ни парадоксально, для того, чтобы получить права, вам их придется сначала формально нарушить, накидав хотя бы простенькую демку (важно никуда ее не выкладывать). Иногда это помогает получить согласие правообладателя, а изредка и сбить цену. Не бойтесь записать демку вашего кавера или ремикса, но не выкладывайте ее до получения согласия правообладателя.


Данная инструкция и договоры составлены в соответствии с положениями закона об интеллектуальной собственности, актуальными на дату публикации.

Шаблоны договоров носят исключительно информационный характер. ИМИ не рекомендует использовать шаблоны без консультации с юристом и не несет ответственности за неправильное использование документов со стороны артистов.