Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 4 минуты

Как общаться с представителями лейбла и какие подводные камни здесь могут быть

Вам нужно найти официальные контакты лейбл-менеджера и подготовить вежливое письмо, в котором будет описана суть предложения, рассказано о ваших достижениях и перспективах, даны ссылки на официальные аккаунты группы, а также закрытые ссылки на демо нового материала или уже готовые треки. Состоявшиеся артисты, которые боятся утечки песен, могут продемонстрировать лейблам их фрагменты.

В случае если лейбл откликнулся и предложил вам контракт, универсальных рецептов ведения дальнейшей коммуникации нет. Например, вам могут предложить договор, по которому у рекорд-компании будет неисключительная лицензия и она возьмет на себя промо, а также будет платить вам процент от доходов со стриминга. 

Но нередки случаи предложения так называемых «кабальных» контрактов — когда музыкант в случае его нарушения может потерять права на имя и творчество. В таком случае лейбл будет претендовать не просто на эксклюзив и процент от всех доходов артиста, но и на прибыль от его концертной деятельности, синхронизации музыки и продажи мерча. Достаточно вспомнить громкий суд L’One с Black Star, по итогам которого рэпер потерял право и на сценический псевдоним, и на использование материала, созданного во время действия контракта. Решение о том, насколько необходим такой договор, должен принять сам артист — он же обязан просчитать возможные последствия вместе с юристом. При этом стоит помнить, что риск потерять право исполнять свои треки существует не только в результате подписания «кабального» контракта с лейблом, но и в случае заключения аналогичных контрактов с менеджером или продюсером — например, как в случае кейса Антохи МС и Эдуарда Шума.

Обычно действует простая закономерность: чем больше финансов и ресурсов компания готова вложить в артиста, тем жестче будут условия и длиннее сроки действия договора. В любом случае, когда речь заходит о серьезном контракте, вам необходимо юридическое сопровождение и консультации со специалистами. 

Найти юриста, который специализируется на музыкальной индустрии и авторском праве, можно на сайте ИМИ в разделе «Специалисты»

Сегодня многие лейблы массово подписывают начинающих артистов в расчете на то, что из десяти «выстрелит» один — окупит затраты на всех остальных и будет приносить компании прибыль. Это, однако, не означает, что лейблы непременно стремятся загнать артистов в кабалу. Счастливых случаев симбиоза, когда компания делает артиста популярным, а потом зарабатывает вместе с ним, намного больше. 

Впрочем, стоит помнить, что лейбл — не отлаженная машина по раскрутке артистов: решающую роль всегда играет человеческий фактор. Менеджер, который прямо сейчас с горящими глазами предлагает вам контракт на пять лет и три альбома, обещая золотые горы, через полгода может уволиться, а руководство лейбла изменит политику и перестанет уделять вам внимание. Договор при этом продолжит действовать. 

Главное — не забывать о возможных подводных камнях: все детали вашего сотрудничества (от финансовых условий до промоподдержки) обязательно должны быть зафиксированы в договоре.