Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/instructions/section/201/image/main-2f0843a0e41a1e1fa6e2056d26bd9748.gif2022-07-21T15:15Советы от представителей VK Музыки, «Афиши Daily», «Родного звука» и «Казанализации» Что сделать, чтобы о вашем релизе написали в медиа
Инструкции
Читать 13 минут

Что сделать, чтобы о вашем релизе написали в медиа

Музыкальные медиа — как крупные СМИ, так и небольшие авторские телеграм-каналы — важная площадка для промо начинающего музыканта. Как правильно запитчить свой трек, чтобы о нем написали? Нужно ли провести подготовительную работу, прежде чем стучаться в медиа? В этой инструкции «ИМИ.Журнал» разобрал взаимодействие артиста с музыкальными журналистами. 


Подготовительный этап

Когда ваш материал готов, не торопитесь сразу отправлять новый трек на обзор критикам. Прежде всего убедитесь, что у вас готовы все промоматериалы, включая пресс-релиз с кратким, но исчерпывающим описанием проекта, фото и видео, дающие представление о вашем проекте, и активные аккаунты в соцсетях с ссылками на вашу музыку. 

Работая над текстом, рассказывающим о вашем проекте, избегайте сухого языка и канцеляризмов: ваш пресс-релиз должен заинтересовать журналиста, а не вызвать дежавю от клишированных фраз и стереотипных описаний. Сделайте акцент на своей истории, объясните, почему ваши песни должны быть интересны аудитории медиа, и подчеркните особенности своего творчества: бэкграунд проекта сильно влияет на его восприятие журналистом. Не забывайте, что пресс-релиз — не сочинение на свободную тему: чем быстрее вы перейдете к сути и привлечете внимание в паре предложений, тем лучше. 

Фото- и видеоматериалы помогают журналисту сформировать образ еще не известного ему артиста. Если вы хотите сохранить анонимность, как, например, инди-поп-музыкант Парнишка, подготовьте все графические материалы в соответствии с вашей легендой. 

Активные соцсети проекта, как и личные страницы музыкантов, дают возможность услышать авторский голос артиста. Как отмечает соавтор телеграм-канала «Казанализация» и автор блога Loudness Айдар Хуснутдинов, из страницы во «ВКонтакте» сразу становится понятно, происходит ли что-то у исполнителя или у него сейчас период застоя, а профиль в Instagram (компания Meta, которой принадлежат Facebook и Instagram, признана властями России экстремистской, ее деятельность на территории РФ запрещена. — Прим. «ИМИ.Журнала») позволяет получше узнать артиста и, возможно, заинтересоваться и влюбиться. При этом для Айдара важнее увидеть живой и искренний контент, чем просто качественные снимки в обработке: «Если фотки живые и разнообразные, это плюс. Если фоток мало и они плохие — очевидно, минус. Мне совсем не нравятся „корпоративные“ аккаунты, где все оформлено в одном стиле и цветовой гамме. Когда видишь такой, начинаешь и про музыку артиста думать: „А не утверждала ли ее фокус-группа перед публикацией?“»

Определитесь, кому вы будете отправлять запрос

Еще один важный аспект при работе с медиа — осознанный подход к коммуникации. Массовая рассылка по базе контактов в данном случае неуместна: унифицированные сообщения «для всех» не дадут никакого выхлопа. Сформируйте список СМИ, телеграм-каналов и пабликов в соответствии с вашими целями: оцените, кому интересно обозревать работы в рамках вашего жанра, кто специализируется на разговорах с начинающими артистами, а кто готов предложить вашу музыку для прослушивания своей аудитории. Если вы не знаете, на какие площадки обратить внимание, начните с изучения ресурсов, собранных в «Источниках» на сайте ИМИ. Обращайте внимание на описания каждого ресурса: часто в информации о каналах и пабликах авторы размещают список требований к запросам на публикацию и условия размещения.

Если вы хотите предложить свой проект в качестве темы для крупного музыкального медиа, предварительно изучите форматы материалов, с которыми работают редакторы. Не стоит предлагать свой релиз для рецензии журналистам медиа, которое не публикует обзоры музыки. Заранее распределите возможные варианты материалов по соответствующим СМИ, подумайте, кому есть смысл предложить интервью, критическую рецензию или лонгрид об особенностях жанра на примере ваших новых треков. Как правило, у редакторов крупных медиа не так много свободного времени; чем более емким и четко сформулированным будет ваше предложение, тем выше его шансы на успех

Придумайте интересный инфоповод

Креативный инфоповод поможет выделить ваш питч из ряда аналогичных запросов от других артистов и попасть в медиа, которые в ином случае вряд ли бы заинтересовались вашим релизом. Это может быть что угодно: как трек на актуальную общественную и культурную тему, так и коллаборация с другими музыкантами, нестандартное яркое видео на новый трек или виральное промо

Пример удачного инфоповода, заинтересовавшего медиа, — клип петербургской рок-группы «Гафт» и украинской певицы Dakooka на песню «Это не больно», приуроченный ко Дню защиты детей. Одновременно с выпуском видео музыканты запустили проект «Это не больно», куда, помимо песни и клипа, входит социальный фотопроект, фильм о съемках клипа и флешмоб «этонебольно». Инфоповод и новое видео поддержало издание «Афиша Daily». 

Нестандартную подачу трека через клип можно реализовать и менее затратными способами. В 2020 году проект «Принц Черноземья» выпустил видео на песню «Москва, я люблю тебя, но ты тянешь меня на дно», сделав, по сути, русскоязычный ремейк трека LCD Soundsystem «New York, I Love You, But You’re Bringing Me Down». В главной роли «снялся» Хрюша из «Спокойной ночи, малыши!», заменив лягушонка Кермита из оригинала LCD Soundsystem, а также в кадр попал актер Михаил Ефремов. В результате клипом заинтересовалась редакция издания Meduza (признано иноагентом. — Прим. «ИМИ.Журнала») и добавила его в подборку лучших релизов недели. 

Запитчите свой релиз в медиа

Убедившись, что все промоматериалы готовы, можно отправлять релиз. Ваше сообщение автору медиа должно быть коротким, но информативным. Обязательно добавьте в текст:

  • Короткое описание релиза
  • Жанровые референсы
  • Ссылку на прослушивание
  • Информацию о себе 

Отправляя питч авторам каналов, кураторам музыкальных пабликов и стримингов, а также журналистам в медиа, помните о некоторых нюансах.

Сделайте прослушивание ваших треков технически простым. Основатель и главный редактор музыкального паблика «Родной звук» Вадим Чувашев добавляет, что при отправке релизов на размещение в сообществе артистам следует также рассказать о настроении трека, указать артистов, на песни которых похож их релиз, и добавить один интересный факт о себе. Также важно обратить внимание на то, в каком виде вы отправляете релиз: «Если вы хотите запитчить трек или альбом во „ВК“-сообществе, отправьте пост в предложку, прикрепив к нему аудиозаписи. В других мессенджерах прикрепляйте к тексту либо ссылку на стриминги, либо на онлайн-прослушивание mp3-файла (желательно на SoundCloud). Ни в коем случае не присылайте ссылку на громадный файл в сто мегабайт в формате WAV, который надо скачать, чтобы послушать. И уж тем более не присылайте архивы. 100% журналистов и авторов даже не будут пытаться открыть ваш релиз».

Обратите внимание редактора на лучшие треки. Тем, кто планирует запитчить полноформатный альбом или EP, а не один трек, главный редактор «VK Музыки» Сергей Мудрик рекомендует отдельно выделить лучшие песни. Это сразу даст понять, на какие треки вы особенно рассчитываете: если они понравятся, вполне возможно, что релиз послушают целиком.

Избегайте изощрений в описании жанра. Говоря о жанровых референсах в описании релиза, редактор раздела «Музыка» в «Афише Daily» и соавтор телеграм-канала Voice Николай Овчинников отмечает, что артисту не следует придумывать сложные стили. «Никаких там „барокко-поп-метал“, просто „метал“, „инди“ и так далее. Потом критик сам уже разберется», — резюмирует Николай. 

Помните, что в хорошем тексте нет шаблонов. Айдар Хуснутдинов считает, что в идеале артисту следует написать сообщение, адресованное лично автору телеграм-канала или медиа, из которого понятно, почему сингл может быть интересен именно ему или ей. «Лучше писать обычным языком, без канцелярита, которым грешат большинство пресс-релизов начинающих артистов, и без лишнего заискивания. Туда же, в само сообщение, имеет смысл добавить два-три предложения о присланном сингле и об исполнителе. А в конце — поместить ссылки на расширенный пресс-релиз и соцсети», — объясняет Айдар. 

Не сдавайтесь, если вас обделили вниманием. Рассуждая об отказах со стороны критиков, Николай Овчинников рекомендует артистам не отчаиваться: «Не ответили? Можно аккуратно поинтересоваться через пару дней. Дальше не отвечают? Забить. Привыкните к тому, что у журналистов и авторов каналов нет времени на все и иногда они обделяют вниманием хороших артистов. Не сдавайтесь и продолжайте их бомбить следующими релизами: рано или поздно они откликнутся».

Присутствуйте на интересных журналистам площадках

Нередко музыкальные редакторы, админы пабликов, журналисты и авторы телеграм-каналов сами ищут новые имена для своих материалов и еженедельных подборок. Присутствие на актуальных для них площадках, безусловно, не гарантирует артисту автоматическое попадание в публикации, но увеличивает его шансы быть услышанным. 

Вадим Чувашев говорит, что администраторы «Родного звука» слушают музыку из предложки паблика. «У нас есть максимально подробная инструкция о том, как попасть в паблик, артисту просто надо ее внимательно прочитать и сделать пост», — объясняет Вадим.

Музыкальные сообщества во «ВКонтакте» как источник информации о новых музыкантах упоминает и Николай Овчинников: «Ищу новую музыку в пабликах типа „Родного звука“ и „Стороны“, во входящих своих почтовых ящиков и телеграм-аккаунтов, а также в рекомендациях и чартах стримингов». О витринах стримингов и музыкальных телеграм-каналов говорит и Сергей Мудрик.

Рассказывая о работе телеграм-канала «Казанализация», Айдар Хуснутдинов говорит, что редакция ищет музыку везде. «Мы пишем про локальных артистов, поэтому заходим в соцсети местных сообществ, лейблов или саунд-продюсеров, которые работают в казанских студиях. Подписываемся на интересных артистов. Просим знакомых делиться находками. Следим за публикациями местных СМИ (Enter, „Инде“, „Реальное время“). Также мы в целом интересуемся музыкой. Про казанского электронного артиста Astra я узнал из канадского блога, а про другого местного электронщика — 3XPERIENCE — из соцсетей лейбла Hyperboloid, на котором он подписан. Иногда ищем и совсем дикими методами. Например, недавно Миша (администратор канала „Казанализация“. — Прим. ИМИ.Журнала) зашел в YouTube и написал в поиске „Татмак“ (так называется сеть местного фастфуда). Таким образом им был обнаружен странноватый рэп-трек, про который мы еще не успели написать», — говорит Айдар. 

Что еще важно изучить для подготовки к общению с медиа

  • Раздел «Источники» на сайте ИМИ — в нем собраны десятки телеграм-каналов, пабликов и СМИ о музыке, с которыми вы можете поделиться своим релизом. 
  • Советы по подготовке к интервью от автора и ведущего подкаста и канала о музыке «Кулзвук» Артура Кулакова. 
  • Вебинар Виктории Сидельниковой о том, как артистам вести свое сообщество во «ВКонтакте».
  • Вебинар Дианы Пашковской о том, как достучаться до музыкальной редакции стриминга.
  • Запись онлайн-дискуссии о проблемах в общении артистов с музыкальными журналистами.