Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 4 минуты

Что такое творческий кризис и почему он возникает

Практически все музыканты рано или поздно сталкиваются с творческим кризисом. Такое состояние может говорить о недостатке ресурсов — как физических, так и душевных. Его причины варьируются от сильной усталости, недостатка сна и отдыха до клинической депрессии или других расстройств в психике и организме человека. Некоторые проблемы можно решить самостоятельно, другие требуют консультации специалиста — обо всем этом мы подробнее расскажем ниже. 

Одно из проявлений творческого кризиса — в том, что ум и эмоции, «хочу» и «надо», находятся на разных полюсах и подают разные сигналы. Разум призывает к действию, критикует, ругает, укоряет и шантажирует. Эмоциональная часть сопротивляется с помощью прокрастинации, лени, усталости, стремления переключиться на другие темы. Попытки договориться с собой ни к чему не приводят.

Причины возникновения творческого кризиса

У творческого кризиса множество причин:

  • усталость — нет энергии, сил и вдохновения;
  • внешние факторы — некоторые жизненные ситуации (потери, неудачи, плохое самочувствие, изменение планов, завершение отношений, стрессовые ситуации, кризисы, смена места жительства и/или работы) приводят к тому, что человек раздражается на себя, на обстоятельства и невозможность их изменить, а также на окружающих;
  • страх — мысли о собственной несостоятельности могут привести к разочарованию в себе («У меня ничего не получается, я не оправдаю ожиданий окружающих»).

Артист, который боится, что у него что-то не получится в музыке, или злится на себя из-за слабой воли и тратит силы на то, чтобы заставить себя работать, осуществляет насилие над собой. У него исчезает творческая энергия, и зачастую получается замкнутый круг: попытка вновь заставить себя работать лишь возвращает в точку разочарования в собственной личности. 

Творческий кризис можно описать так: одна часть личности авторитарно, словно родитель, требует определенных действий от другой части личности, а та ведет себя как подросток: игнорирует требования, злится и замыкается в себе. Это выглядит как одновременное принуждение к действию и сопротивление ему. 

У авторитарной части личности обычно очень «правильная» и поддерживаемая социумом точка зрения. Она точно знает, что нужно делать, чтобы добиться успеха. «Возьмись наконец за ум и все сделай. Посмотри на других» — таков ее посыл. «Внутренний подросток» в этот момент чувствует одиночество, стыд и вину. Ему хочется закрыться и спрятаться. 

В итоге общее состояние становится депрессивным — музыканту плохо, он недоволен сложившейся ситуацией, собственной беспомощностью и при этом находится в постоянном конфликте с самим собой. Такой внутренний диалог требует много сил и энергии. В результате — сильная усталость и отсутствие ресурсов для творчества. Наверняка у многих возникали похожие состояния после негативного общения с близкими. Но справиться с укорами, которые идут изнутри, зачастую намного сложнее, чем с теми, что идут снаружи.