Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 4 минуты

Как формируется самооценка

Когда мы начинаем осознавать себя в детстве, да и потом, сталкиваясь с проблемами или оказываясь перед трудным выбором, свое представление о самих себе мы принимаем априорно, как истину. Этот критикующий или одобряющий голос внутри мы заведомо считаем принадлежащим нам, говорящим правду, только правду и ничего, кроме правды, и непременно желающим нам добра. Мы не задумываемся, откуда взялись те или иные представления о том, как должно быть. 

В действительности на нашу самооценку в значительно большей степени влияет окружающая нас среда

Допустим, вы родились жизнерадостным, любознательным и стремящимся к общению человеком. Но коррективы в ваше поведение, ваше восприятие самих себя привносит прямая или косвенная критика. Мама может говорить, что вы недостаточно прилежно учитесь; отец — произносить фразы типа «Из него/нее ничего толкового не выйдет», соседка — сравнивать вас с другими детьми. 

Кроме того, огромное значение в формировании стилей поведения и самооценки играет родительский пример. Например, избегание родными решения проблем и преодоления препятствий может негативно сказаться на решительности. Хорошо, если отец, узнав об увольнении, с азартом и оптимизмом искал и находил новую работу. Здорово, если мама в спорах с отцом не терялась и отстаивала свое мнение, а если сталкивалась с эмоциональным или физическим насилием, то находила в себе силы уйти от обидчика. Нередко мы имеем дело с совсем иной картиной. Форм избегания решения проблем, которые могут транслировать родители, много: это пьянство, попустительское отношение к собственной жизни, попытки обвинить в своих несчастьях супруга или супругу и т. п. 

В детстве мы не оцениваем родителей критически, а принимаем их мнение и стратегию поведения. В итоге может сформироваться то, что называется выученной беспомощностью. Хорошим примером выученной беспомощности будет лошадь, стоящая на привязи у легкого пластикового стула. Казалось бы, ей совсем не трудно сдвинуться с места, но она этого не делает.

Также важно: отвержение или холодное отношение родителя к ребенку приводит к пониженной самооценке в будущем. Если нас недостаточно обнимали, не проявляли заботу, не реагировали на ваши проблемы эмоционально и с пониманием либо если мы были свидетелями ухода из семьи одного из родителей в дошкольном возрасте, то детская психика воспринимала это однозначно. Дети во всем мире в этих случаях думают: «Со мной что-то не так», — и чувствуют одно и то же — беспокойство. Это самоощущение становится спутником жизни растущего человека.

Что же касается эмоционального или физического насилия в детстве, тут нейробиологи обнаружили стойкие изменения в функциях мозга: психика ребенка на всю жизнь запоминает чувство опасности. В подростковом и зрелом возрасте мозг — порой с большей, чем нужно, активностью — стремится распознать риски, угрозу в ситуациях, не несущих в себе опасности вовсе (например, чью-то критику в свой адрес человек без травмы воспримет как нейтральный стимул, тогда как музыкант с травматическим бэкграундом болезненно и остро отреагирует на нее). Человеку сложнее справляться с неудачами, ошибки и промахи стойко крутятся в голове (это называется «руминациями»). Подобный стиль мышления является предпосылкой к формированию депрессии в подростковом/зрелом возрасте.