Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Инструкции
Читать 5 минут

Перфекционизм: хороший, плохой, злой

Низкую самооценку характеризуют две формы неконструктивного перфекционизма — патологического и невротического.

Легче всего представить перфекционистский стиль мышления в виде двух коробочек — черной и белой. 

В случае патологического перфекционизма мышление человека настолько заточено на поиск несовершенств, что значительную часть того, что он делает, его мышление относит к однозначно плохому (черная коробочка). Чтобы такой человек оценил свое действие как хорошее (белая коробочка), должно быть выполнено необоснованно большое число требований. Самым частым результатом размышлений человека с патологическим перфекционизмом является избегание. Зачем пытаться, если все равно ничего не получится? 

В случае невротического перфекционизма, более распространенного среди творческих людей, распределение черного и белого происходит равномерно (черная и белая коробочки одного размера). Но и здесь налицо очень категоричное отношение человека к результатам своих действий. Его мышление рискует соскользнуть к патологическому перфекционизму: при очевидной неудаче, провале релиза или концерта человек может скатиться в самообвинение и перестать поддерживать себя. Список неудач пополняется — содержимое черной коробочки растет.

Неконструктивным и неоптимальным с точки зрения здоровой психологии является то, что в обоих вариантах перфекционизма личность человека не терпит промежуточного результата (непереносимость неопределенности или низкая толерантность к ней, соответственно). 

Психика здорового перфекциониста стремится к оптимальному, но может перенести, перетерпеть неидеальный результат своих действий. «Если сегодня не получилось как задумывал, то сделаю лучше в следующий раз», — думает человек со здоровым перфекционизмом. В этом варианте нет черной и белой коробочки — неопределенность можно вытерпеть. Меньшая категоричность, чем при двух формах перфекционизма, описанных выше, достигается умением оценивать разные параметры при анализе качества работы. Человек размышляет о причинах именно такого результата с позиции внимательного воспитателя, который верит в воспитанника и хочет, чтобы он в следующий раз улучшил результат или нашел другой вариант решения проблемы. 

Патологический и невротический варианты перфекционистского мышления отличает от здорового то, что при первых двух используются одинаковые представления о должном результате своих действий. Здесь нет пространства для обновления взглядов и корректировки своих действий в процессе. 

Наглядный пример разных форм перфекционизма дает известный фильм «Одержимость», где молодой барабанщик Ниман учится у сурового преподавателя Флетчера в джазовом оркестре. Путь Нимана с преодолением и повышенной требовательностью к себе мы видим на протяжении большей части картины, когда он, мучая себя и боясь оценок Флетчера, выматывается, отказывается от собственной (личной) жизни и изо всех сил пытается сыграть идеально. Образ Флетчера здесь приравнивается к внутреннему голосу Нимана — он жестокий, карающий, беспощадный. После отчаянного провала на выступлении мы видим надлом в представлениях Нимана о своих способностях и отказ от музыкальной карьеры (невротический перфекционизм трансформировался в патологический). Реинкарнация Нимана-музыканта произошла лишь тогда, когда он понял, что, вопреки оценкам извне и своим собственным, нужно делать то, что любишь; рискнуть. Да, блестяще играть — это здорово, но ты определяешься не только идеальной игрой, а еще и умением оценить разные параметры в жизни: кто я, куда я иду, на каком этапе своего развития нахожусь, каковы мои ближайшие цели, какие долгосрочные, а какие нет, а еще как сделать так, чтобы я сам получал от своих действий удовольствие и моя музыка вдохновляла людей (здоровый перфекционизм).