Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
инструкцииhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/instructions/section/219/image/main-d9b3cdc8c341896b13a3afc114d4f670.jpg2020-08-06T20:00Заработок для музыкантов и композиторовКак попадать в саундтреки и получать за это деньги
Инструкции
Читать 37 минут

Как попадать в саундтреки и получать за это деньги

В большинстве фильмов, сериалов и рекламных роликов звучит музыка. Ее могут специально заказать под определенный проект либо купить уже готовую музыку у правообладателей. Процесс включения музыки в состав аудиовизуальных произведений называется синхронизацией, а люди, которые этот процесс курируют, — музыкальными продюсерами. Мы попросили представителей этой профессии и других экспертов, занятых в сфере синхронизации, рассказать о том, как устроена их работа и что нужно сделать композиторам и артистам для того, чтобы их музыка прозвучала в кино или на ТВ.


Как музыка попадает на ТВ, в фильмы и сериалы


Денис Дубовик

Музыкальный продюсер канала ТНТ

Обычно этот процесс устроен так:

1. Режиссер, продюсер или монтажер находит референс — музыку (например, скачанную из интернета), которая отлично подходит под монтаж. Далее музыкальному продюсеру нужно очистить права (узнать имена правообладателей, отправить им заявку на использование музыки в ролике, узнать стоимость очистки прав, согласовать музыку с продюсерами и заключить договоры на использование музыки в вашем проекте). Если не удалось очистить референс из-за стоимости или отказов правообладателей в сотрудничестве (что тоже случается довольно часто), необходимо подобрать музыку на замену исходя из выделенного вам бюджета.

2. После получения монтажа серий, фильма или телепередачи музыкальный продюсер подбирает музыку, которая подходит и укладывается в бюджет проекта.

3. Иногда референсы ставятся без оглядки на то, что их будут покупать, а как пример того, на что нужно ориентироваться исходя из бюджета. Это в каком-то смысле упрощает  задачу, а в каком-то, наоборот, усложняет, так как довольно сложно подобрать адекватные замены международным хитам.

Часто мы на ТНТ обращаемся за написанием музыки к композиторам со стороны, хотя у нас есть три штатных. Также мы можем обратиться к музыкантам и попросить их написать новые песни специально под проект. 

Выбор музыкантов зависит от задачи: в одних случаях это узнаваемый артист (Майк Шинода, Сергей Шнуров, Светлана Лобода, The Hatters и другие), в других — менее узнаваемые, но не менее талантливые. Нам интереснее работать с небольшими артистами и музыкантами — во-первых, чтобы нести в массы хорошую и малоизвестную музыку, а во-вторых, стоимость синхронизации в этом случае будет ниже, чем у популярных артистов, а значит, мы сможем купить больше песен. 


Как найти музыкального продюсера и прислать ему свою музыку

К сожалению, в России мало музыкальных продюсеров (если быть точным — Music Supervisors, но у нас в стране это название пока не прижилось). Половина из них работает при телекомпаниях, другие — в продакшенах, остальные — в свободном плавании (в рекламных агентствах или агентствах по синхронизации — например, Sync Lab). 

Чтобы узнать имена музыкальных продюсеров, нужно смотреть титры фильмов, сериалов и передач, а дальше включать навыки сыщиков. Некоторые музыканты пишут на общий ящик телеканала, после чего эти письма попадают ко мне. Кто-то связывается со мной, получив контакт от знакомых. И неважно, как ваша песня оказалась у музыкального продюсера — через имейл, найденный в общем доступе, или через знакомых. Это никак не влияет на судьбу музыки, так как первично то, как она звучит в кадре, насколько она подходит для того или иного проекта.

В письме музыкальному продюсеру должна содержаться только основная информация об артисте: название проекта, город проживания, стиль музыки. Награды, клипы, фото — все это лишнее. Обязательно оставляйте в письме свои контакты (телефон, почту). 

Кроме того, в письме необходимо указать ссылку на музыку, источник, где ее можно послушать и при необходимости скачать. Никаких вложенных файлов и ссылок на платные стриминг-сервисы. Если музыкальному продюсеру понравится ваша музыка, он скачает ее себе в архив и использует, когда потребуется. По ссылке должно быть 1–3 трека в MP3-формате, не больше. Не нужно присылать всю вашу дискографию. Кроме того, идеально, если в метаданных аудиофайлов будет ваша контактная информация.

Если присланные вами песни понравятся музыкальному продюсеру, вас попросят прислать еще. Присылайте только те песни, которые, по вашему мнению, подойдут конкретному музыкальному продюсеру. Если вы увидели его имя и фамилию в финале ситкома, не нужно присылать такому человеку драматическую музыку. Посмотрите, чем найденный вами музыкальный продюсер занимался раньше и что ему могло бы подойти. Если музыкальный продюсер почувствует, что вы понимаете, на каких проектах он специализируется, он с большей вероятностью уделит вам время.

Не делайте холодную рассылку всем адресатам, которых вы нашли. Пишите каждому индивидуальное письмо

Всегда сообщайте, кому принадлежат права на музыку, которую вы присылаете. Некоторые музыканты подписывают договоры на выпуск фонограмм на лейблах и не очень понимают, какие права у них остаются. Это часто вносит неразбериху и путаницу, после чего работать с артистом вряд ли будут еще раз. Вообще, проблема большинства музыкантов в том, что они мало знают о своих правах: какие они, как ими пользоваться и как получать выгоду.

Подробнее о правах музыкантов

Сотрудничество с аудиобиблиотеками

Я работаю и с аудиобиблиотеками, и с лейблами. Плюс хорошего лейбла для артистов в том, что он предлагает их музыку музыкальным продюсерам, так как знает людей, работающих в сфере телевизионного и кинопроизводства. Так называемые молодые лейблы или цифровые дистрибьюторы тоже стараются это делать, но у них нет опыта и нет контактов, а иногда и самих прав на музыку, которую они выпускают. 

Чем крупнее лейбл, тем лучше его сотрудники знают рынок, ценообразование и тем проще с ними договориться. Артисту стоит заключать контракт с тем, кто умеет управлять активами группы — правами и записями; тем, кто будет, с одной стороны, отстаивать интересы группы, а с другой — понимает рынок и знает, когда «не нужно наглеть», так как у нас в стране молодые музыканты, в отличие от западных коллег, как правило, не привыкли думать наперед. 

В работе я пользуюсь паблишинг-библиотеками Universal, Warner, EMI, а также иностранными — Epidemic, Extreme, Apollo и другими, их довольно много. В некоторых библиотеках, введя в поиск слово «Rock», вы получите выдачу из примерно 400 тысяч песен. Общий объем музыки в таких каталогах может превышать 3 миллиона треков. Для многих библиотек музыку пишут известные композиторы и артисты: в больших каталогах есть треки Massive Attack, Ханса Циммера, Клинта Мэнселла, Эннио Морриконе, Bonobo. 

К сожалению, большинство аудиобиблиотек, с которыми работают музыкальные продюсеры, закрыты для обычных людей, зарегистрироваться в них у вас вряд ли получится. Тем не менее представители архивов с музыкой периодически ищут молодых композиторов и группы, чтобы разместить их музыку в той или иной аудиобиблиотеке. В России в данный момент я знаю только одну библиотеку, которую создает Sync Lab, куда реально попасть молодым музыкантам.

Молодым музыкантам нужно понимать, что музыкальные библиотеки — это ресурс не для популяризации имени артиста, а для заработка вдолгую.  Музыка из библиотеки может попасть в кино или в сериал, и автор всю жизнь будет получать отчисления за авторские права (а его наследники — еще 70 лет после смерти композитора), плюс вам может выпасть шанс попасть в официальный саундтрек того или иного проекта, и вот тут уже артиста может заметить широкая аудитория.

Сегодня слушатели умудряются найти в интернете чуть ли не все треки из сериалов, после чего начинают выкладывать понравившиеся композиции у себя в соцсетях и не только. Так что есть вероятность, что рядовые зрители заметят вас и помогут распространить вашу музыку, если их зацепит песня, которая попала в проект из библиотеки.

Фото: Matthew Henry

Сколько можно заработать на синхронизации в кино, на ТВ и в сериалах

Заработок кинокомпозитора в сериале может варьироваться от 30 до 150 тысяч рублей за серию длиной в 25–45 минут — в зависимости от сложности задач, количества музыки, опыта композитора. 

Работая над крупнобюджетным фильмом, композитор зарабатывает, как правило, от 200 тысяч до 1 миллиона рублей, впрочем, его гонорар может быть и выше. При этом смежные права создатель музыки отчуждает продакшену, авторские остаются за композитором. То есть композитор, написавший музыку для конкретного проекта, больше не вправе использовать эти произведения где-либо еще, но вправе получать авторские отчисления. Плюс есть вероятность выпуска саундтрека, с которого также идут авторские отчисления и повышается индекс узнаваемости композитора.

Заработок менее известного музыканта или группы за синхронизацию в сериал может составлять от 1 до 30 тысяч рублей. Но при этом все права остаются у музыкантов и они могут эту же песню синхронизировать и дальше, неограниченное количество раз. Также музыканты получают авторские отчисления (учитывая, что тот или иной сериал будут показывать, вероятно, еще лет 30–50 и всегда будут отчисления, это весьма выгодно), и есть возможность попасть в саундтрек (вот тут будут не только авторские отчисления, но и деньги за смежные права).

Права на музыку известного артиста (например, входящего в топ-20 Apple Music) или популярные хиты 1960–90-х могут стоить от 50 до 250 тысяч рублей за синхронизацию. Многие наследники авторов песен, известных нам с детства, живут только за счет синхронизаций.

Если молодые артисты принимают условия музыкального продюсера, то велика вероятность, что к ним обратятся снова. 

Важно учитывать, что всегда есть группы, которые играют не хуже вас, конкуренция высокая. Также нужно понимать, что бюджеты у разных каналов и кинокомпаний могут сильно отличаться. Глупо предполагать, что канал, находящийся на нижних строчках рейтинга, имеет такие же бюджеты, что и топовые компании. Или наоборот — что у фильма известного режиссера мизерный бюджет. Да, исключения бывают, но нечасто.

Торговаться можно, но делать это стоит аккуратно, так как музыку молодого артиста могут легко заменить на треки другого или на файл из библиотеки (что еще дешевле). Иногда у телеканалов бюджет на музыку бывает мизерным (из-за перерасходов на съемках и других проблем), и я сразу сообщаю музыкантам, что в данный момент мы можем предложить им лишь небольшую сумму. Это понимают и многие большие артисты, зная, что участие в сериале может быть важным для имиджа, а падение в гонораре они компенсируют на других проектах.

Опять же — молодым артистам нужно с чего-то начинать. Никто не запрещает честно спросить — а можно ли увеличить гонорар? Но лучше не наглеть, так как о вас создастся определенное мнение, а потом пойдет негативная молва (многие музыкальные продюсеры общаются друг с другом), и будет проблематично что-то исправить.

Узнать больше о том, на чем еще музыканту можно заработать помимо стримингов и выступлений, вы можете на образовательном онлайн-интенсиве «Новая музыкальная индустрия». Интенсив начнется 20 июля. Количество мест ограничено. 


Как сделать первые шаги на рынке киномузыки


Дмитрий Селипанов

Кинокомпозитор (фильмы «Коллектор», «Лед», «Бродский не поэт»)

Чтобы попасть на рынок киномузыки, нужно в первую очередь обладать профессиональными навыками — уметь быстро и хорошо писать музыку, предоставлять заказчику профессионально звучащий результат в рамках брифа и референсов, общаться с ним в понятной и доброжелательной манере. Приобрести эти навыки можно только с опытом. Надо написать очень большое количество музыки, прежде чем она начнет звучать профессионально. 

Вторая часть работы — это донесение своих умений до рынка. Эта деятельность связана по большому счету не с уровнем ваших композиторских умений, а с коммуникативными навыками. Необходимо выходить из своей скорлупы, обзаводиться профессиональным кругом общения и поддерживать с ним контакт, искать людей, которые занимаются тем, что вам интересно, и возможность с ними сотрудничать.

Свой первый заказ я нашел в 2008 году, запустив поиск по вузам во «ВКонтакте» и найдя всех людей, которые оканчивали режиссуру ВГИКа. Я написал им много писем и на одно из них получил ответ режиссера Насти Тарасовой. Она сказала, что готовит режиссерский дебют и моя музыка ей понравилась. 

Институты, которые выпускают режиссеров, — это хороший старт для молодого композитора, потому что у всех режиссеров есть выпускная работа и им всем нужна музыка. Кроме того, вуз — это лаборатория, из которой завтра появятся яркие новые имена. Многие знаменитые дуэты режиссеров и композиторов сложились именно в студенческие годы. Я в свое время ходил во ВГИК вольнослушателем и некоторые знакомства с режиссерами завел там. 

Стоит ли браться за бесплатные заказы? Да, и не только на первых порах. Если заказ интересен с художественной точки зрения, то я иногда и сейчас могу себе позволить за него взяться, хотя нахожусь уже в другой точке карьеры. Но чего не советую делать на любом этапе своей карьеры — это работать задешево и тем более демпинговать. Делая так, вы начинаете ассоциироваться у продюсеров с самым низкооплачиваемым сегментом рынка, и вряд ли после этого вам будут предлагать больше. Надо работать за адекватные деньги, желательно постоянно чуть-чуть превышая собственную объективную стоимость.

Отдельный рынок — это трейлерная киномузыка. Она выпускается альбомами, те потом распространяются по монтажерам и студиям, которые занимаются непосредственно созданием трейлеров. Если кому-то из сотрудников студии нравится определенный трек на альбоме, композиция покупается для использования и автору трека выплачивается ощутимый гонорар. 

Лицензия за цельный трек в трейлере фильма может стоить и 5, и 10 тысяч долларов, и даже больше — это зависит от проекта и крутости библиотеки. Ваша первичная задача — оказаться на таком альбоме. Для этого надо найти в интернете, какие компании занимаются выпуском такого рода альбомов. Их сейчас довольно много: есть большие, которые делают музыку для трейлеров крупных фильмов, есть компании поскромнее. Есть наша успешная на этом рынке компания Imagine Music

Можно связываться с основателями этих компаний и посылать им свое портфолио. Крайне желательно, чтобы примеры работ в этом портфолио были релевантны кинорынку. Не стоит посылать представителям компаний комедийную мелодию или развернутую лирическую тему. В трейлерной музыке художественное наполнение приглушено, а на переднем плане — яркость и броскость музыки. Это музыка «внешне-оформительного» характера. Попробовав работать в этом жанре, вы прокачаете продюсерские скиллы и, возможно, даже приобретете немного другой взгляд на музыку.


Как грамотно оформить портфолио

Мне кажется, с составлением портфолио у многих композиторов большие проблемы. Мы часто пытаемся показать всему миру, что можем все без исключения, и поэтому многие составляют невообразимого объема портфолио, в которых показано абсолютно все, что они умеют, в том числе писать треки по 12 минут. Тем временем у людей на другой стороне провода не настолько много времени.

Ваши развернутые симфонические произведения, скорее всего, будут слушать по несколько секунд, а в лучшем случае — не дольше пары минут. Лучше всего создать небольшой деморил (по аналогии с шоурилом) — наиболее яркую выжимку из произведений, демонстрирующих, на что вы способны. Точно не больше 10 фрагментов, а лучше меньше. Можно отдельно загрузить и полные версии композиций — и при необходимости направлять на них потенциальных заказчиков.

Удобнее всего загружать треки и нарезки из них на сервисы типа SoundCloud — это стандарт. Их удобство в том, что они легко интегрируются на любые сайты, а также на них можно создавать закрытые ссылки. Это может понадобиться, если необходимо показать режиссеру материал, который вы не имеете права публиковать, или если создается специальный плейлист для питча на конкретный проект.

Сайт композитору тоже нужен, но сейчас это скорее репутационная визитная карточка, функционала в нем не так много. Мы живем во времена, когда мало кто специально заходит на сайты: все ваши заказчики есть в соцсетях, и удобнее для вас быть ближе к ним. 

И на сайте, и в соцсетях желательно разместить информацию о себе. Решение о том, чтобы взять вас в проект на такую важную роль, как композитор, принимается не только исходя из ваших профессиональных способностей и навыков, но и исходя из вашего портрета как человека, в том числе коммуникативных способностей. Каким бы ни был ваш рассказ о себе, с вами все равно захотят поговорить лично.

Фото: Matthew Henry

Как искать заказы в кино

К сожалению, нет конкретного рецепта, который работает для всех. Заводите связи, устанавливайте личные отношения с людьми, которые впоследствии смогут предложить вам работу. При этом желательно не создавать впечатления, что все, чего вы хотите от этого человека, — это заказ. Нужно не быть ярко выраженным карьеристом, а на самом деле интересоваться кино и завязывать отношения на этой почве. Как именно их завязать? Способов много. Это зависит от вашего психотипа. 

Можно ходить в места, где тусуются киношники, и пытаться установить личный контакт. Я выраженный интроверт и в этом деле очень плох. Я много раз заставлял себя ходить на такие тусовки, но, как правило, это не давало никакого результата, потому что у меня плохо получалось подойти к незнакомому человеку и начать с ним непринужденно обсуждать что-то связанное с кино. Мне проще было выбрать массовую рассылку писем, которая не требует личного контакта. Я много этим занимался в разных ситуациях. Например, когда хотел работать в трейлерах, то просматривал все компании, которые пишут музыку для трейлеров, и рассылал им портфолио. Это был очень долгий процесс. Он занял больше года. Счет писем шел на сотни. А результатом в таких случаях является даже одно положительное решение. Это был психологически сложный период. Но надо его пережить, если есть такая цель.

Тут стоит сказать, что я редко слышал, чтобы кинокомпозитора наняли работать над фильмом, получив от него имейл. Композитор — это один из главных авторов фильма, это очень ответственная позиция, и обычно на нее ищут человека, которого знают лично (но это не значит, что не нужно никому писать, об этом ниже). 

Рассылки будут более полезны для поиска заказов на фестивалях и в учебных заведениях. Фестивали проводятся по всему миру. Например, я участвовал в Берлинале в секции Talents, послав заявку (это бесплатно). Пройти отбор было сложно, но мне повезло: я оказался в числе 6 композиторов-участников, получивших две недели оплачиваемой киношной тусовки, включавшей семинары, личные встречи с профи и многое другое. 

В общем, надо мониторить все возможности и стараться их использовать. А когда вам удастся зацепить несколько проектов и вы сделаете работу хорошо, начнет работать сарафанное радио, которое станет инструментом для карьерного роста. Но это очень долгий процесс, и надо настроиться на стайерскую дистанцию. Ожидание больших результатов сразу чревато большими разочарованиями.


Узкая специализация или универсальность?

Специализация и универсальность — две конфликтующие школы. Универсальность — это адаптивность. Если хотите повысить свою рыночную стоимость и быть профпригодными, нужно уметь работать с любым фильмом — хоть комедией, хоть боевиком. В каком-то смысле все большие композиторы, выпустившие свои работы до 2000-х годов, являются универсалистами.

С другой стороны, в последние годы есть тренд на то, чтобы брать на работу в кино не кинокомпозиторов в классическом понимании, а музыкальных артистов. То есть людей, которые умеют делать что-то одно, но очень хорошо, и незаменимы в этом. Это касается как электронных и поп-артистов, так и просто композиторов с ярким индивидуальным почерком, которые не хотят его размывать. Примеры таких людей — Трент Резнор и Хильдур Гуднадоуттир.

Не думаю, что существует глобально правильная или неправильная позиция по поводу выбора одного из двух описанных выше путей. Если вам интересно писать музыку в разных жанрах и стилях, надо развивать в себе соответствующие качества. Лично мне такой подход близок. Я люблю кино за то, что оно не дает мне зациклиться на чем-то одном. Каждый новый вызов развивает вас как профессионала. 

С другой стороны, если вы чувствуете, что обладаете каким-то оригинальным взглядом на конкретный жанр и вам интересно углубляться в этом направлении, то на первых порах вам будет чуть сложнее найти заказы в кино, потому что вы не будете подходить под 99% фильмов. Но зато для оставшегося 1% вы будете подходить больше, чем кто бы то ни было. Здесь надо в первую очередь делать упор на личную артистическую карьеру и уже потом рассчитывать, что это вас приведет к заказам в кино. 


Зачем кинокомпозитору музыкальное образование

Профильное образование абсолютно точно нужно любому профессиональному музыканту. При этом важно не просто иметь диплом об окончании вуза, а постоянно изучать музыку на профессиональном уровне и получать знания, которые релевантны вашей музыкальной карьере. 

Консерватория ли это, частные уроки или чтение литературы — неважно. Стравинский — великий композитор, но формального музыкального образования у него не было. Он брал частные уроки, правда, у великого педагога. Учиться музыке надо обязательно, и вот почему.

Кинокомпозитор — это очень технологичная профессия. Одна из рутинных частей нашей работы — постоянно отслеживать состояние прогресса в области звука и соответствовать ему. Вам нужно обладать всеми последними средствами производства, включая синтезаторы, библиотеки звуков и плагины эффектов, потому что этот инструментарий делает вас конкурентоспособным. Нет смысла слушать портфолио очень талантливого композитора, которое отвратительно звучит. Такого автора никто не возьмет на работу. В нашу эпоху сначала идет обертка, а потом содержание. Композитор должен быть продюсером, он должен уметь не только придумать музыку, но и создать полноценно звучащую фонограмму. Никто не будет судить о величии ваших идей, пока вы качественно не воплотите их своими руками.

Знание того, какой инструмент в оркестре выбрать для той или иной партии, — это знание того же порядка, как и то, какой микрофон применить для записи того или иного инструмента и на какой дистанции он должен быть расположен. И то, и то влияет на эмоциональное восприятие вашей музыки слушателем. По возможности надо уметь делать все, в том числе сводить. Во время питчинга вам необходимо конкурировать с профессионально сведенной музыкой. 

Также вам, скорее всего, придется работать с компьютерными оркестровками. Мой совет людям, которые ими занимаются, — слушайте живой оркестр. Очень часто композиторы забывают, что умеет оркестр, как он звучит и что они пытаются воссоздать. Поэтому произведения таких авторов часто звучат как космическая музыка, невозможная в реальной жизни; из-за этого она теряет присущую оркестровой музыке выразительность. 

Слушайте хорошие исполнения. Ходите на концерты. Обращайте внимание на балансы, масштабы, краски. Запоминайте, как люди играют музыкальную фразу и как они ее строят. Это и надо стараться воссоздать, а не то, что вам диктует семпл. Также имеет смысл сравнивать готовую работу с электронными аранжировками крутых мастеров, чтобы понять, получилось у вас или нет.

Фото: Matthew Henry

Сколько можно заработать на музыке для кино

Сложно говорить о конкретных размерах гонораров. Нормальный композиторский гонорар — от миллиона рублей на крепком хорошем проекте. Есть и те, кто получает существенно больше. При этом некоторые авторы готовы бесплатно писать музыку для определенных проектов и даже не против сами заплатить за возможность поучаствовать в создании интересного им фильма.

Также композиторы получают процент отчислений, которые собирает РАО. Эта организация медленно выплачивает роялти авторам, ее деятельность сложно отследить, и она никому толком не подотчетна. К сожалению, представители этой организации часто задерживают выплаты или недоплачивают кинокомпозиторам, ссылаясь на долги кинотеатров.


Правовые аспекты работы кинокомпозитора
 

Внимательно читайте договор с заказчикам. Там может быть прописано все что угодно — вплоть до того, что вы возмещаете весь бюджет производства фильма, если, например, ваша копия фильма окажется в интернете. Отслеживайте такие глупости и не давайте людям паразитировать на себе.

Композитор — это человек, который живет на доходы от того, что он пишет музыку. И чтобы прожить, надо не просто один раз получить гонорар, но и получать отчисления, пока продукт приносит деньги его создателям.


Как продать музыку в зарубежный сериал


Митя Бурмистров

Музыкант (MITYA, «Черный государь», Acid Minerale). В 2018 году песня Мити попала в саундтрек сериала «Dear White People» на Netflix.

Мой клип «1 Life is not Enough» запостил классный блог Indie Shuffle, именно там представители «Нетфликса» меня и откопали, написали на почту. Переговоров не было, я просто прочитал заголовок письма, сумму, прекратил визжать и согласился. Контракт был не длинный и не сложный — по-моему, страниц пять. Я, конечно, написал знакомым юристам и музыкальным менеджерам. Общим советом все решили, что на другом конце монитора в кабалу меня заточать не собираются. Это был non-exclusive, только для одной серии сериала «Dear White People». Такое соглашение значит, что я получил гонорар, а права на сбор роялти остались у «Нетфликса».

По сценарию песня играла на вечеринке в соседней с главными персонажами комнате. Когда прислушиваешься к фильму и понимаешь, что играет твоя татарская сайкоделик-фанк-песня, — эмоции поступают свежие. Сюрреалистичненько! Большого количества новых знакомств или поклонников мне это не принесло, иногда меня находят через плейлист сериала на Spotify. Вся эта история дала мне сильную веру в себя, я понял, что можно сидеть в Казани, монтировать песню и клип, а потом бац — лицезреть это на «Нетфликсе».

Музыкантам, которые тоже хотят, чтобы их песня оказалась в иностранном сериале или фильме, советую разобраться в рынке — возможностей куча. Мне просто повезло, но есть люди, целенаправленно занимающиеся написанием музыки на продажу в фильмы и сериалы. Не стесняйтесь спросить у них совета!


Правовые аспекты синхронизации


Кирилл Марковский

Юрист в музыкальной индустрии

Для обозначения видеоконтента (в том числе, с музыкой) в Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) предусмотрен специальный термин — «аудиовизуальное произведение» (далее — АВП).

К АВП относятся художественные фильмы, телевизионные сериалы, музыкальные клипы, документальное кино, рекламные ролики, тизеры. Этим термином мы будем пользоваться ниже при разговоре об особенностях договоров, которые композиторы заключают с производителями видеоконтента.

Договоры на готовые треки в кино

Уже существующие песни или инструментальные композиции попадают в фильмы и телесериалы путем заключения лицензионного договора между правообладателем (композитором, музыкантом, исполнителем, лейблом) и заказчиком. 

В АВП лицензируются как авторские права (на произведение), так и смежные (на исполнение или фонограмму). Поэтому, если авторские права находятся у автора или издательства, а смежные права — в управлении музыкального лейбла, вам придется заключать два договора.

Однако важно понимать, что, попадая в видеоконтент, фонограмма перестает считаться таковой в силу ограничений, установленных ГК РФ, и начинает считаться просто аудиодорожкой в составе АВП. Это делается для того, чтобы у продакшен-компании не возникло еще и смежных прав на все звуки и песни, которые прозвучали в кино. Поэтому дальнейших отчислений от Всероссийской организации интеллектуальной собственности (ВОИС) ни исполнители, ни изготовители фонограмм не получают.
 

О том, как работают РАО и ВОИС, читайте в нашей инструкции

Основные условия договоров для синхронизации готовой музыки в фильмы, телесериалы и передачи сводятся к следующему:

    •    Это простая (неисключительная) лицензия, то есть правообладатель вправе заключать договоры в отношении этой же композиции и с другими кинокомпаниями, продакшен-компаниями и не только;

    •    Срок использования музыки: как правило, весь срок охраны авторских прав (равный всей жизни автора + 70 лет, считая с года, следующего за годом его смерти) и смежных прав (равный 50 годам, считая с года, следующего за годом записи фонограммы);

    •    Территория использования музыки: обычно территория всех стран мира;

    •    Хронометраж: длительность звучания музыки в видео;

    •    Количество использования: однократное включение музыки или многократное.

В кино- и телевизионной продукции изготовители АВП, как правило, рассчитывают на долгосрочное и разноплановое использование музыки.

Фото: Matthew Henry

Договоры на киномузыку, написанную на заказ

Если композитор пишет музыку специально к фильму или телесериалу, то ГК РФ закрепляет за музыкантом статус одного из авторов аудиовизуального произведения, наряду с режиссером-постановщиком и автором сценария

На Западе кинокомпании заключают c композитором договор о работе по найму (work made for hire), по итогам которой кинокомпания получает статус автора и все права на использование музыки. Российский закон допускает заключение с кинокомпозитором как договора об отчуждении исключительного права на композицию, так и лицензионного договора. Однако по умолчанию такой договор будет считаться договором об отчуждении исключительного права (если в нем не будет особого указания на его лицензионный характер). Конечно, стороны могут договориться и заключить лицензионный договор, но для таких договоров действуют особые правила:

    •    Композитор не может включить в договор условия, ограничивающие использование музыкальной композиции в составе АВП (такое правило призвано обеспечить кинокомпанию всеми правами для использования АВП в целом);

    •    Композитор вправе лишь ограничить срок и территорию использования музыкальной композиции в составе АВП.

 В большинстве случаев такая лицензия будет исключительной, так как кинокомпания не заинтересована в том, чтобы вы давали лицензию на использование этой музыки еще кому-то (все-таки это музыка, написанная специально для фильма).

Все указанные выше ограничения продиктованы защитой интересов кинокомпании как продюсера, то есть изготовителя АВП, который несет наибольшие риски в киноиндустрии.

Кроме того, не стоит забывать, что кинокомпозитору как одному из трех авторов АВП принадлежит право на вознаграждение за частное копирование видеопродукта в соответствии со ст. 1245 ГК РФ. В миру этот сбор называют «налогом на болванки». Этот «налог» на регулярной основе взимается с импортеров и изготовителей аудио- и видеооборудования (пустых дисков, флешек, смартфонов и не только), а затем исчисляется и платится конкретным правообладателям (то есть создателям АВП).

Собирает такое вознаграждение Российский союз правообладателей (РСП), 40% «налога на болванки» идет трем авторам АВП, остальные 30% распределяются исполнителям (актерам), исполнение которых зафиксировано в АВП, и еще 30% — изготовителю АВП. Поэтому для выплаты этого вознаграждения композитору важно зарегистрироваться в РСП и подписать договор с его представителями.

Подробности — на сайте РСП.

К сожалению, предсказать точную сумму вознаграждения, которое вы получите от РСП как один из авторов АВП, невозможно. Средних расценок по рынку тоже, увы, не существует.


Особые роялти за публичное исполнение

Авторы музыкальных произведений, включенных в АВП, имеют право на роялти при публичном исполнении АВП либо его сообщении в эфир или по кабелю, в том числе путем ретрансляции.

Такие роялти выплачиваются авторам через РАО, поэтому авторам необходимо зарегистрироваться в этой организации и заявить в ней свои композиции. 

Правом на выплаты от РАО обладают не только авторы, которые специально писали музыку для АВП, но и авторы звучащих в кино или сериале готовых композиций (например, хитов, включенных в саундтрек). Более того, право на такие выплаты сохраняется, даже если автор не обладает исключительным правом на свое произведение. 

Иными словами, даже при отчуждении композитором исключительного права на музыку кинокомпании он все равно получит роялти от РАО, если фильм будет транслироваться по ТВ или показываться в кинотеатрах.

РАО собирает с пользователей вознаграждение для авторов по определенным ставкам. Актуальные ставки можно посмотреть на сайте РАО

Так, для сетевых кинотеатров ежемесячный платеж в РАО составляет 0,8% от продажи билетов, а если сеанс благотворительный, прокатчик ничего не платит. Собранное с него вознаграждение позже распределяется между авторами.

К сожалению, указанные роялти на протяжении нескольких лет являются предметом спора в индустрии: киносети считают эти выплаты дополнительной финансовой нагрузкой, а режиссеры и сценаристы указывают на неравенство прав композиторов и остальных авторов АВП. Большинство подобных споров обычно решаются в судах, и закон, как правило, редко становится на сторону плательщиков.