Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/551/image/article-0cb852018e434dc016d85d0d763e9c74.jpgИлья Гарькуша2022-04-21T18:15Опыт организаторов Camerata FestБлаготворительный фестиваль в Ереване за полторы недели
Благотворительный фестиваль в Ереване за полторы недели
Опыт организаторов Camerata Fest
В материале использованы фотографии Мити Лялина, предоставленные организаторами Camerata Fest

Благотворительный фестиваль в Ереване за полторы недели

Опыт организаторов Camerata Fest
В материале использованы фотографии Мити Лялина, предоставленные организаторами Camerata Fest

Camerata Fest — благотворительный фестиваль, состоявшийся в Ереване с 15 по 17 апреля и объединивший армянских и российских музыкантов. Среди выступавших — группы Sonic Death, Rozen Tal, артисты Ушко, Кирилл Городний, Иван Глобин, Eleven Green и другие. Организаторы события отправили всю выручку в фонды, которые помогают пострадавшим от боевых действий, и правозащитные организации. Участники объединения Camerata, в которое входят российские промоутеры, музыканты и журналисты, рассказали «ИМИ.Журналу» о том, как готовился фестиваль, с какими трудностями они столкнулись в незнакомом контексте и какие проекты команда планирует осуществить дальше. 


Как появилась идея сделать фестиваль

Все началось с того, что мы все оказались в Ереване после начала спецоперации в Украине. Ни для кого отъезд не был запланированным. Когда первый шок от переезда прошел, мы начали думать, что можно cделать на новом месте и — в идеале — как помочь тем, кому сильно хуже, чем нам, — пострадавшим от боевых действий. Мы знали, что в Тбилиси живут наши давние приятели из Sonic Death, и хотели сделать им концерт в Ереване. Но спустя пару бокалов пива в местном баре, решили не ограничиваться только этим привозом, и начали думать над более масштабным событием — с несколькими разножанровыми сценами с участием в том числе армянских музыкантов. Ограничивать себя в этом плане не было смысла: с начала спецоперации в Ереване оказалось много российских артистов, некоторые уже в марте начали выступать в местных клубах. 

Об опыте музыкантов, переехавших из России, читайте в нашем материале.

Для поиска локальных музыкантов мы подключили местных промоутеров, которых удалось найти в том числе благодаря Денису Алексееву из «Газели смерти». Новые знакомые сразу включились в работу и быстро связали нас с нужными музыкантами, благо в Ереване буквально все друг друга знают, причем не только в музыкальной тусовке. В итоге за несколько дней мы договорились о концертах и вечеринках с двумя клубами и фотобиблиотекой Мирзояна: местной хипстерской меккой, где раньше никогда не проводились концерты.

С момента появления концепции до первого дня фестиваля прошло всего полторы недели: за это время мы договорились со всеми музыкантами и площадками, собрали волонтеров, сделали наружное промо и арендовали аппаратуру. Изначально в идее Camerata Fest была заложена дуальность: два дня, два магистральных жанра в лице рока и электроники, две площадки, вечерняя и ночная программы, преимущественно армянская и российская аудитория и артисты. Позже мы немного отошли от этого подхода, потому что увеличилось количество площадок, а сам фестиваль расширился до трех дней, но двойственность во многих моментах все же осталась. Сильнее всего она заметна именно в музыке: в программе у нас было сочетание рока и акустики с электроникой.

По какому принципу выбирали площадки

До начала работы над фестивалем мы успели посетить панк-концерт одной ереванской группы и сходить на сеты диджеев, а заодно посмотреть некоторые площадки. В Ереване их не так много, поэтому мы быстро определились с выбором. Классический рок-клуб Bak75 стал очевидным вариантом для нашей гитарной сцены, а двухэтажный техно-клуб Fermata мы выбрали среди прочих из-за дружелюбной администрации и хорошего собственного звука. Фотобиблиотека Мирзояна показалась нам идеальной площадкой для завершения фестиваля акустической программой — и здесь мы не прогадали. У этого пространства очень уютный дворик, где в теплую погоду приятно тусить, а под музыку — еще лучше.

Трудно ли было собрать артистов

Русских — практически нет. Более того, как только мы опубликовали афишу, нам написали с десяток музыкантов (некоторые из них довольно известны в России) с предложением присоединиться к этому или к следующему событию. С местными предсказуемо оказалось сложнее, потому что, во-первых, мы были для них новые люди (увы, в Армении уже был неприятный эпизод с воровством собранных на благотворительность денег), а во-вторых, в стране неоднозначное отношение к Украине. Тем не менее, все согласились, что ни в чем не повинные мирные жители в подобных ситуациях — это всегда жертвы, и горе здесь если не общее, то как минимум схожее. В итоге часть собранных средств мы передали пострадавшим от боевых действий в Арцахе. Мы горячо благодарны местным промоутерам и группам (Rozen Tal, Fix, Eleven Green и другим) за доверие и поддержку! Без них бы Camerata Fest точно не получился бы таким ярким, разнообразным и успешным.

У участников команды разный музыкальный бэкграунд, что позволило частично разделить общение с артистами — кто-то больше вел коммуникацию с рок-музыкантами, кто-то — с электронными исполнителями. Артисты были максимально отзывчивыми, и нам удалось собрать программу буквально за несколько дней. Дальше пошел долгий процесс согласования временных слотов, последовательности выступлений и сбор техрайдеров.

Каким было промо фестиваля

В Армении практически не пользуются «ВК», кроме того, здесь крайне слабо развита онлайн-продажа билетов: для этого есть только одна платформа, но большинство ею недовольно. Поэтому нашими инструментами были другие соцсети, а также телеграм и уличная реклама. Весь центр Еревана увешан афишами вечеринок и концертов, причем первых здесь сильно больше. Чтобы узнать, куда идти слушать музыку на этой неделе, достаточно просто прогуляться по нескольким главным улицам, и сложится довольно исчерпывающая картина. 

Очевидно, необходимость печатать афиши, билеты, а также время и силы, которые надо было потратить на их расклейку и развоз по точкам продаж, не придавал нам скорости в запуске. Тем не менее, другого выхода не было. Главный фактор, который нас выручил — это доброта армян и их открытость ко всему новому. Можно просто позвонить хозяину кафе и за пару минут договориться о продаже билетов в его заведении, без специальных документов и нескольких этапов согласования, без вопросов «А что у вас за концерт, для кого он, какой процент пойдет нам?». Первую партию афиш нам напечатали бесплатно — владелец типографии поддержал нашу идею и захотел помочь. Скотч для их расклейки подарили в местной кофейне, где новость о приезде Sonic Death вызвала фурор. 

Второй важный канал распространения информации — это телеграм-чаты с эмигрантами и локальные телеграм-каналы о жизни в Ереване, которые делают некоторые приезжие. Также нам удалось разместить анонс в паре местных медиа: их тут, к сожалению, совсем мало. По старой памяти мы раскидали информацию о фесте по российским пабликам, каналам и медиа, но, кажется, особого выхлопа это не дало. 

Наконец, мы начали вести телеграм-канал и другие соцсети фестиваля на трех языках — русском, армянском и английском. Нам было очень важно привлечь местную аудиторию, лучший путь к которой — ее родной язык.

Какие уроки извлекли

Прежде всего, мы никогда больше не будем делать настолько масштабные проекты в такие сжатые сроки. На фоне переутомления двое из нас заболели еще в процессе подготовки, и еще двое — уже после окончания фестиваля. 

Также были недочеты в организации, но при этом практически никто из музыкантов или волонтеров нас не покинул и не потерялся. Никто не халтурил, все работали слаженно и без внешнего контроля, и это удивительно. Впервые было так, что все сами и без напоминаний вписывали себя в график, приходили и безошибочно все делали.

Для нас оказалась сюрпризом невероятная поддержка местного комьюнити: многие предлагали помощь, включались по полной, искали контакты для аренды аппаратуры. Когда столько людей объединяется ради хорошего дела, понимаешь, что это действительно нужная инициатива. Эта мысль заряжает энергией, дает силы продолжать подготовку, даже когда хочется все бросить. К тому же многие говорили нам, что подобных ивентов в Ереване еще не было.    

Следующие события мы будем планировать лучше и четче распределять обязанности внутри команды. 

Какие сложности были при организации

Изначально в команде организаторов было всего четыре человека, и мы набирали волонтеров уже по ходу события. Конечно, мы могли бы сделать все еще быстрее и лучше, но, учитывая, что у каждого из нас есть основная работа, а три четверти команды играет в группах (которые собрали менее чем за месяц уже в Ереване) поразительно, что накладок было минимальное количество. 

Что по итогу фестиваля

За время фестиваля мы собрали 4 668 240 драм (примерно 800 тысяч рублей или 10 тысяч долларов), которые ровно поделим между пятью фондами. Все средства будут направлены мирным жителям, пострадавшим от боевых действий, волонтерам, которые спасают животных из зон вооруженных конфликтов и правозащитникам из «ОВД-Инфо» (организация признана «иностранным агентом». — Прим. «ИМИ.Журнала»). 

Из-за множества ограничений по переводу средств мы долго думали о том, как правильно передать фондам собранные деньги. В итоге приняли решение  сделать перевод на PayPal волонтерских организаций с армянской банковской карты, а в случае неудачи воспользоваться криптовалютой.

Мы планируем и дальше организовывать ивенты, делать горизонтальный срез культур и вести просветительскую работу с аудиторией. Нам важно проводить мультинациональные события, например, объединять армянских и русских исполнителей, художников и театральных актеров. Мы хотим, чтобы все наши инициативы оставались благотворительными, даже если и не на 100%, то точно на какой-то процент. Наконец, хочется делать что-то необычное, а не просто живые выступления. Смешивать жанры, форматы и участников. Такой вот план на ближайшее время.