Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/536/image/article-6eb5dc32fdac5d9787b51af6b0612b12.jpgИлья Гарькуша2022-03-15T15:50Mutabor, «Ровесник», Powerhouse, Werk, «Космонавт» и другиеЧто происходит с концертными площадками в марте 2022-го
Что происходит с концертными площадками в марте 2022-го
Mutabor, «Ровесник», Powerhouse, Werk, «Космонавт» и другие
Источник: Magnus Lunay / unsplash.com

Что происходит с концертными площадками в марте 2022-го

Mutabor, «Ровесник», Powerhouse, Werk, «Космонавт» и другие
Источник: Magnus Lunay / unsplash.com

За последние два года концертным площадкам уже не раз приходилось приспосабливаться к постоянно меняющимся ковидным ограничениям и санитарным нормам, из-за чего бизнес терпел убытки. В феврале 2022-го, с началом «специальной операции» в Украине, ситуация лишь усложнилась. «ИМИ.Журнал» поговорил с представителями баров и музыкальных пространств, чтобы узнать, как нынешняя обстановка повлияла на продажу билетов, выручку и планы по организации выступлений российских и зарубежных исполнителей.


Артем Акимов

продюсер концертной программы Mutabor

У нас сразу же отменились выступления всех иностранных артистов: причем некоторые музыканты даже хотели приехать, но не смогли, потому что сняли все рейсы. Где-то на второй или третий день мы приняли решение отменить мероприятия на ближайший месяц и посмотреть, как будут развиваться события. 

Сначала мы надеялись провести мероприятие ради мира, но сейчас это сделать невозможно. Мы думаем о форматах помимо вечеринок: хочется создать место сбора, где можно будет просто пообщаться и поддержать друг друга.  

Какого-то четкого процесса с привозами сейчас нет: если мы в дружеских отношениях с музыкантом, то откладываем концерт на неопределенную дату, с остальными ведем переговоры и пытаемся договориться на перенос. Большинство исполнителей все понимает и поддерживает нашу позицию, но не все. 

Финансово события тоже ощутимо сказались на пространстве. Думаю, последствия того, что происходит сейчас, будут намного серьезнее, чем после локдаунов. До недавнего времени у нас была отличная посещаемость, все только-только начало приходить в норму: последнее событие Arma прошло с отличным результатом и прекрасной программой.  

Между разными площадками, конечно, есть диалог: все друг у друга уточняют, что делать, кто что думает, у всех есть свои обязательства и планы. Мы все люди, всем хочется жить здесь и зарабатывать, поэтому мы понимаем решения других участников индустрии. Мы же решили взять паузу. 

Андрей Алгоритмик

основатель пространства Powerhouse

Сразу же стало понятно, что случилась трагедия и все в нашей жизни уже не будет прежним. Например, все выступления зарубежных артистов были отменены. Касательно локальных событий, которые обычно проходили каждый день, мы дали артистам самим решать, проводить его или нет. Для многих из них общение и встречи с аудиторией в эти моменты очень важны. К тому же мы общаемся с друзьями, которые делают похожие городские проекты.

Общение важно и посетителям Powerhouse: площадка всегда останется местом встречи для сопереживающих и неравнодушных. Часть собранных на входе средств идет в благотворительные фонды.

Финансово мы упали на 30%, и дальше будет хуже. То же самое с гостями: посещаемость снизилась на 20-30%.

Антон Брунер

сооснователь клуба Blackout

Мы практически сразу стали получать тревожные звонки от промоутеров и артистов, которые задавали вопросы относительно ближайших мероприятий. Также в первые два дня все иностранные артисты написали, что не могут провести концерты в текущих обстоятельствах. В итоге мы заморозили все события на два месяца, что, разумеется, сказалось на финансах площадки.

У всех проектов разные обстоятельства касательно аренды, проданных билетов и других факторов, но мы, конечно, получали сообщения от коллег из индустрии с вопросами о наших решениях. Сейчас очень сложно планировать мероприятия: продажи и посещаемость упали примерно на 90%.

Саша Мартынов

сооснователь бара «Ровесник»

Конечно, с началом специальной операции появились мгновенные последствия: во-первых, стало меньше людей как на концертах, так и в баре в целом: мы потеряли примерно 40% посетителей, потому что в такой социально-политической обстановке люди не готовы ходить на развлекательные мероприятия. Во-вторых, поставщики сразу же подняли нам цены, соответственно, нам тоже пришлось повышать стоимость своей продукции. В-третьих, многие исполнители попросту не готовы выступать в таких условиях. И все это случилось буквально за один день.

С привозными артистами ситуация еще сложнее: их выступлений точно не будет еще много-много месяцев, пока ситуация хотя бы немного не стабилизируется. Нам всем придется приложить очень много усилий, чтобы Москва и Россия в целом снова стали сколько-нибудь реалистичным направлением для гастролей. Негативный эффект уже можно оценить по отмененным фестивалям: если до ситуации в Украине не хотело приезжать 30-40% зарубежных артистов, то сейчас это буквально 99,9%.   

Несмотря на все эти трудности, мы не можем приостановить работу: у нас большая команда, если мы перестанем проводить события и поставим на паузу работу бара, процентов 60-70% наших сотрудников останутся без заработка. Мы и так потеряли около 40% выручки, после чего приняли решение частично урезать зарплату персоналу: из-за неопределенности цен мы не можем прогнозировать финансовые показатели. Чтобы никого не увольнять и не работать в жесткий минус, пришлось пойти на такой экстремальный шаг. Мы несем ответственность за персонал, хотя в коллективе тяжелая обстановка и мотивация что-то делать почти на нуле. Мы отменили все концерты на март, у нас не будет развлекательных вечеринок. Максимум — несколько отдельных диджей-сетов, но не более.  

Трудно сказать, как обстоят дела у других: мы особо ни с кем не общались по этому поводу. Мне звонили некоторые владельцы площадок и консультировались, о чем можно сейчас говорить в публичном поле, но на этом все. Мне кажется, сейчас такое состояние у всех, что очень сложно с кем-то советоваться или планировать наперед.

Илья Бортнюк

промоутер, соучредитель петербургского клуба «Морзе»

Главные последствия первых дней — отмены десятков концертов. Как иностранных, так и российских: артисты просто не готовы сейчас выступать. С зарубежными музыкантами, ожидаемо, ситуация сложнее, потому что они отменяют выступления, а не переносят. 

Сейчас мы рассматриваем вариант с временной приостановкой работы: программа с 3-5 мероприятиями в месяц вместо 12-15 бессмысленна, а продажа билетов практически прекратилась.

У каждой площадки свои проблемы: мы общаемся между собой, но понятно, что помочь может только обращение к государственным структурам о поддержке. Мы пробовали это сделать последние два года, во время ковидных ограничений, но результата не было. Не думаю, что он будет и сейчас.

Екатерина Ермолаева

концертный директор петербургского клуба «Космонавт»

Нам, как и всем, было страшно. Но защитная реакция мозга не давала отстраниться от происходящего, мы думали что делать дальше, как общаться с музыкантами, промоутерами и нашими зрителями.

Часть сложностей, появившихся еще с началом пандемии, стала еще более неподъемной. Архитрудно работать с зарубежными артистами, практически нереально. Промоутеры, которые до последнего стараются проводить события, решая при этом множество логистических и других задач — настоящие герои индустрии. Другой вопрос, что некоторые исполнители переносят выступления до лучших времен по своей внутренней мотивации. При этом мы не планируем приостанавливать работу площадки: будем заниматься своим делом пока это возможно. Видно, что многие зрители благодарны нам за это. Людям сейчас нужна музыка.

Несмотря на то, что продажи на новые события почти прекратились, возвратов на уже анонсированные концерты не так много, как мы ожидали. Люди с билетами на руках планируют либо прийти на выступление в будущем, либо сохранить билет у себя, чтобы поддержать площадку. Еще в начале пандемии к такому подходу призывало все музыкальное сообщество. Очень ценно, что нас наконец-то услышали. У нас нет никакого морального права давить на зрителя и просить его покупать билеты на концерт, когда вокруг такая нестабильность. Если человеку хочется прийти на выступление, мы просто оставляем ему такую возможность. Мы на связи с другими пространствами: общаемся, поддерживаем друг друга, насколько это возможно. Творчество всегда помогало в непростые времена, и пусть этот период не станет исключением.

Руслан Чижов

сооснователь казанского арт-пространства Werk

Последние новости, так же, как и всех, застали нас врасплох. Например, на 25 февраля у нас было запланировано крупное событие совместно с Beat Film Festival. Оно переносилось еще с октября 2021 года из-за ковидных ограничений. Наш директ в инстаграме заваливали сообщениями с просьбами не переносить и не отменять мероприятие. Так что после долгих обсуждений, мы решили все же провести его, но со значительными изменениями: к сожалению, не смогли приехать почти все хедлайнеры музыкальной программы. Это, конечно, повлияло на посещаемость, но все зрители были искренне благодарны за такой повод повидаться, пообщаться и немного абстрагироваться от резкого наплыва трагических новостей. 

Естественно, большая часть программы с артистами из других городов отменилась, не говоря уже о зарубежных исполнителях, приезды которых стали за последнее время роскошью. На данный момент у нас сохранилось порядка 30% из планируемых концертов. Параллельно мы чувствуем спад аудитории и понимаем, что у посетителей сейчас включается режим экономии, что отразится на среднем чеке. В первую неделю гостей стало меньше примерно на 40%, но сейчас спад откатился до 20% и, скорее всего, сохранится на этом уровне в ближайшее время.   

При этом мы пока не планируем прекращать работу: будем продолжать делать хорошо и с любовью все, что умеем. Пока это возможно. Мы стараемся создавать атмосферу уважения и равенства, транслируя музыку как способ объединения. Мы искренне верим, что музыка должна в таких случаях звучать еще громче! Думаю, что дальше будет хуже и последствия будут еще серьезнее. Не могу сказать ничего утешительного, но надежда умирает последней. Берегите себя и свое окружение, сейчас это важно как никогда.