Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/310/image/article-3485afd746cb98660d6b86cdef287e1d.jpgАлександр Левин2020-10-21T18:30«Либо так, либо домашний арест»Представители московских баров — об обязательной регистрации гостей
Представители московских баров — об обязательной регистрации гостей
«Либо так, либо домашний арест»
Фото: Талиб Шиллаев

Представители московских баров — об обязательной регистрации гостей

«Либо так, либо домашний арест»
Фото: Талиб Шиллаев

С 19 октября московские рестораны, бары и клубы с танцполом должны регистрировать посетителей по номеру мобильного телефона или просить гостей отсканировать QR-коды на входе. Их нужно будет использовать площадкам, которые проводят концерты или дискотеки после полуночи, даже если они проходят раз в неделю. 

«ИМИ.Журнал» попросил представителей баров и ресторанов «16 тонн», «Дом Культур», «Ровесник», Powerhouse Moscow и Punk Fiction рассказать о том, как внедряется эта система и к чему она может привести. 


Участники разговора

Александр Мартынов

Сооснователь баров «Ровесник» и «Сверстник»

Антон Кравец

Управляющий рестораном «Дом Культур»

Ксения Карло

Программный директор Powerhouse

Lee Loo

Заместитель директора бара Punk Fiction

Павел Камакин

Арт-директор клуба «16 тонн»

Наташа Абель

Соосновательница пространства Mutabor


Как вы узнали о системе регистрации посетителей?

Александр Мартынов («Ровесник», «Сверстник»): О введении системы QR-кодов мы узнали в середине октября. Слухи о чекинах ходили давно, плюс мы постоянно коммуницировали с управой и Роспотребнадзором. Насколько я знаю, был сформирован список из порядка 500 заведений, которые работают в ночное время. Увидев новости, я спросил в управе, нужно ли нам участвовать в этой системе. Получил утвердительный ответ. Вскоре пришел официальный уведомительный имейл. 

Есть специальный сайт, где юрлицо может сгенерировать QR для заведения — ехать для этого никуда не нужно. Ты получаешь PDF-файл со специальным номером, кодом и правилами использования. Поскольку в списке властей оказались оба наших заведения — и там, и там в пятницу и субботу проходят концерты и диджей-сеты, — мы сделали и уже разместили два кода.

Антон Кравец («Дом Культур»): У нас не было четкого предписания о том, что в определенный день мы должны ввести у себя систему QR-кодов. Есть только общее представление, которое мы получили из довольно общих формулировок в указе мэрии относительно этих кодов. 

Насколько я понял, эта система вводится для заведений, работающих с ночным форматом — с 00:00 до 6 утра. Мы таковым становимся только в пятницу и субботу — это нам подтвердили в управе. Но мы все равно подготовились: в системе уже зарегистрировались, коды напечатали. 

Ксения Карло (Powerhouse): Вопросом подключения QR-кодов мы занялись во вторник, 20 октября. Если мы правильно поняли, эти коды имеют отношение к ночным вечеринкам, которые у нас проходят только в пятницу и субботу. Но регистрироваться и заниматься подготовкой — распечаткой и установкой кодов — мы все равно начали заранее. 

Мы стараемся общаться с локальными городскими властями: обычно именно они присылают нам разные распоряжения. Но, насколько я знаю, четкого распоряжения о том, что с такого-то дня в такие-то часы система кодов в баре должна заработать, не было. Однако из нашей коммуникации с властями мы сделали вывод, что эта система обязательно должна работать на ночных мероприятиях, поэтому нам критически важно, чтобы в пятницу все уже было ок. 

Lee Loo (Punk Fiction): О необходимости подключения к новой системе узнали из СМИ. Официально никто нас не предупреждал.

Павел Камакин («16 тонн»): Информация о необходимости подключения к новой системе поступила еще 17 октября, в субботу, от управы и Департамента торговли и услуг. Мне описали суть этой системы, получили мое согласие на участие и научили ей пользоваться. 

Само подключение у меня заняло три минуты. Поскольку я являюсь генеральным директором профильного предприятия, у меня уже был аккаунт на портале «Госуслуги». Зайдя через него на mos.ru и следуя инструкции, я получил код примерно за 30 секунд

Как будет устроен вход на площадки, учитывая обязанность посетителей сканировать код? 

Александр Мартынов («Ровесник», «Сверстник»): В «Сверстнике» проходимость ниже, чем в «Ровеснике», поэтому код в первом баре просто висит на двери. В «Ровеснике» будет более масштабная история — новый этап прохода внутрь. Если обычно это только фейсер, который принимает генеральное решение, пускать или не пускать, а потом охранник, который досматривает, то сейчас между ними будет стойка с QR-кодом, который нужно отсканировать. И охранник, помимо досмотра, будет проверять чекин — зарегистрировался гость или нет. Охранник может отказать гостю во входе, если тот не захочет чекиниться

В будние дни мы работаем как бар, и табличка с кодом будет просто висеть на двери. Как в такой ситуации следить за людьми, пока не очень понятно, но все наши сотрудники уже чекинятся, даже если приходят на пару часов утром

При этом мы не будем отказывать в обслуживании днем людям, которые не прошли чекин. С управой мы это тоже обсуждали. Если почитать комментарий мэрии, там написано, что система сейчас проходит тестовый этап именно на заведениях, которые работают ночью. И если она покажет эффективность, ее внедрят в общепит. А тот же «Сверстник» является небольшим уютным кафе, где днем обедают одновременно не так уж много людей. 

Антон Кравец («Дом Культур»): С момента открытия заведения в 12:00 в пятницу все люди, которые попадают внутрь — от персонала до гостей, — будут обязаны чекиниться на входе. По заведению будет висеть несколько постеров с правилами новой системы, а у хостов будет специальный речевой регламент о QR-кодах. По идее, уже в пятницу днем мы должны будем отказать в обслуживании гостю, который не захочет оставлять свой номер в системе, но делать это очень не хочется.

Ксения Карло (Powerhouse): Это новая система — не до конца понятно, как ее использовать, будем разбираться. Коды эти будут установлены штатно, но, если я правильно понимаю, использовать в обязательном порядке их нужно только на ночных мероприятиях. Если вдруг скажут, что это обязательно на ежедневной основе, — мы будем технически готовы

Павел Камакин («16 тонн»): Чекины заработали прямо с утра в понедельник, ведь в заведении, которое работает после полуночи, система должна быть активна все время работы. У нас давно появился человек на входе, который проверяет маски, перчатки и температуру, этот же человек теперь проверяет и чекин. Сама процедура авторизации у гостя занимает не более 30 секунд. Да, были люди, которые отказывались чекиниться — разворачивались и уходили. Думаю, таких было не более 5%: у них на лице была написана паника. 

Вводные от управы были очень простые: граждане должны оставлять свои телефоны, чтобы с ними можно было связаться. Всё. Все конспирологические теории, которые возникают вокруг инициативы, есть клинический идиотизм. Это всего лишь номер телефона. Это не ID человека. Вы не можете по номеру телефона получить документы, он не имеет отношения к вашим личным данным.

Lee Loo (Punk Fiction): Чекины мы вводить не собираемся. Эта система обязательна к работе с полуночи, и нам легче не работать в ночной период, чем заставлять наших друзей и гостей чекиниться на mos.ru.

Приведет ли система QR-кодов к оттоку посетителей?

Александр Мартынов («Ровесник», «Сверстник»): Я думаю, эта мера способна повлиять на количество людей: есть те, кто верит в теорию заговора или щепетильно относится к персональным данным. Думаю, процентов 10–15 такие меры отпугнут, но все это не так радикально, как в марте. 

Мне сложно оценивать эффективность системы с точки зрения распространения вируса, но с точки зрения бизнеса это все равно адекватная, лояльная альтернатива более жестким мерам — например, тотальному закрытию.

Антон Кравец («Дом Культур»): Я думаю, система чекинов может сильно повлиять на количество гостей: по худшим прогнозам, до половины посетителей могут отказаться оставлять данные. Именно поэтому мы готовим речевой регламент, чтобы вызвать понимание всей сложности ситуации. Нужно дать людям понять, что это делается ради их безопасности. 

Ксения Карло (Powerhouse): На первый взгляд система кажется не совсем комфортной. Персональные данные — это действительно важная история. Но ситуация развивается стремительно, заболевших все больше, и есть ощущение, что эта мера может быть адекватной. Главное, что пока не запрещают работать: будем откровенны, пережить первую волну было экономически очень сложно. Да, для свободолюбивых гостей отдавать свои данные может быть неприятно, но если это поможет информированию о серьезности угрозы коронавируса, мы за. 

Павел Камакин («16 тонн»): Конечно, эта система отпугнет многих людей. Есть какое-то количество малохольных граждан, которые боятся, что их сосчитают и потом будут проводить какие-то манипуляции. Но основное, что должно отложиться в головах у гостей, — либо так, либо домашний арест, как весной

Наташа Абель (Mutabor) для телеграм-канала «Психо Daily»: Я ожидаю, что количество посетителей может уменьшиться, по крайней мере в первые две-три недели после введения правил. С другой стороны, я лично увидела положительный знак в данном распоряжении: это уже похоже на диалог с властью. Хочется процитировать сайт Собянина: «В условиях роста заболеваемости последних недель есть все основания для введения повторного запрета. Тем не менее мы не хотели бы идти на этот шаг. В конце концов, эта индустрия тоже часть экономики города. В ней и смежных отраслях работают тысячи людей». 

Нас наконец признали отраслью и частью экономики города — разве это не звучит прекрасно? Это не выглядит так, что клубную индустрию собираются прижать и убить, — скорее наоборот, нас принимают в расчет, поэтому людям бояться прессинга не стоит. 

Также если мы более внимательно изучим распоряжение властей, то увидим следующее:

«Однако в случае последующего выявления инфекции у кого-то из посетителей можно будет оповестить всех присутствовавших людей о том, что они оказались в зоне риска и должны оперативно пройти тестирование на COVID-19». 

То есть это значит, что, если у кого-то из посетителей клуба в данный день обнаружится COVID, всех остальных не посадят на принудительный карантин, а только предложат сдать тест, чтобы прервать цепочку заболеваний. Я считаю эти меры абсолютно обоснованными и дающими возможность продолжать работать, потому что полное закрытие клубов сейчас очень болезненно ударило бы по многим еще не до конца оправившимся после глобального локдауна первой волны.

Подробный комментарий Наташи Абель читайте тут.