Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив

Как пауза в работе российского Spotify повлияет на музыкантов

Смогут ли артисты зарабатывать на платформе
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/535/image/article-d3b873965887d60bed3c73cbfd0ad5b8.gifКарина Бычкова2022-03-10T17:20Смогут ли артисты зарабатывать на платформе

В начале марта Spotify приостановил работу локального офиса на неопределенный срок, а позже объявил, что подписка Spotify Premium больше не доступна для покупки в России. Из-за того, что платежные системы Visa и Mastercard объявили о временном прекращении деятельности в нашей стране, стриминг не может списывать деньги за подписку с российских карт. «ИМИ.Журнал» рассказывает, как эти обстоятельства повлияют на российских музыкантов.  


Что случилось?

В ночь на 6 марта платежные системы Visa и Mastercard объявили, что приостанавливают свою деятельность в России из-за «специальной операции» в Украине. На сайте стриминга появилось сообщение: «В связи с новыми внешними ограничениями, связанными с нашими основными платежными провайдерами, Premium-подписка больше недоступна для покупки в России. Если у вас есть активная подписка, это означает, что наша следующая попытка принять оплату может быть неудачной».

Ранее Spotify объявил о приостановлении работы российского офиса и отметил, что будет оказывать «индивидуальную поддержку [своим] сотрудникам в регионе (имеется в виду Россия. — Прим. «ИМИ.Журнала»), а также сотрудникам украинского происхождения по всему миру».

Вместе с тем стриминг заявил, что не будет отключать Россию от использования сервиса. «Нашим главным приоритетом стала безопасность наших сотрудников. Нам важно, чтобы Spotify продолжал служить важным источником новостей в то время, когда доступ к информации важен как никогда», — прокомментировали представители площадки изданию Pitchfork. Некоторые пользователи из России сейчас видят на главной странице сервиса баннер «Украина и Россия — новости и информация», который ведет на новостные подкасты крупнейших мировых медиа.

Действующая подписка будет работать до следующего списания. Если платеж за новый месяц не пройдет, Premium-подписка автоматически отменится и пользователь перейдет на бесплатный тарифный план. Пользователь сохранит доступ к своим любимым трекам, плейлистам и аккаунту.

Другие последствия конфликта в Украине мы фиксируем тут.

Что такое бесплатный тарифный план?

Этот план дает доступ ко всему каталогу, но предполагает некоторые ограничения: например, треки внутри плейлистов и альбомов переключаются вразнобой, а их воспроизведение периодически прерывает реклама. Также пользователи бесплатной версии не могут пропускать больше шести песен в час и сохранять их для офлайн-прослушивания.

Смогут ли музыканты зарабатывать?

Артисты из России по-прежнему могут размещать свои треки в Spotify, правда, в связи с новыми ограничениями платежных систем у них могут возникнуть проблемы с выводом роялти через некоторых дистрибьюторов — об этом сообщают многие музыканты. Уход из России платежной системы PayPal также усложнил процесс вывода заработка со стримов.

Безотносительно этой проблемы правообладатели треков получают роялти независимо от того, воспроизводится их музыка в Premium-подписке или в бесплатной версии Spotify. 

«Spotify продолжит платить правообладателям за контент и корректировать свои планы по мере необходимости. Детальнее о выплатах правообладателям можно узнать здесь», — говорит пресс-служба стриминга.

Другой вопрос — насколько уменьшится количество стримов треков российских музыкантов, когда их основная аудитория столкнется с неудобством бесплатной версии Spotify и, вероятно, примет решение уйти в другие сервисы. Можно предположить, что переход на российские стриминги увеличит доходы музыкантов на таких площадках как «Яндекс Музыка», «VK Музыка» и «СберЗвук».

О том, как пользователям переносить свою музыку в другие стриминги, мы писали здесь.

Баннер с фронтменом группы «Три дня дождя» на гостинице «Космос» в Москве. Источник: Spotify

Как временное закрытие локального офиса Spotify скажется на российских музыкантах?

Приостановка работы российского филиала сократит промоактивности, нацеленные на продвижение локальных артистов. 

Например, российские артисты перестанут попадать в редакционные плейлисты Spotify, которые были действенным инструментом продвижения внутри платформы. Также треки российских музыкантов ставили в глобальные подборки, что позволяло артистам стать заметнее в других странах.

«Русский язык уже давным-давно перестал быть барьером, я могу привести несколько примеров только этого месяца. Например, Mujuice с треком “Moskva 3000” попал сразу в два плейлиста — “OFF POP” и “Friday Cratediggers”. Небинарная певица Августин из Норильска очутилась в тематическом квир-плейлисте “Out now”. Группа “СБПЧ” попала в плейлист “Oblique”. Little Big попали не только в плейлист “Новинки по пятницам”, но и в зарубежные аналоги “New Music Friday Deutschland” и “New Music Friday Switzerland”», — рассказывал «ИМИ.Журналу» глава отдела по работе с лейблами и артистами в российском Spotify Рустам Киреев в марте 2021 года. 

Кроме того, российский Spotify участвовал в международной программе поддержки начинающих артистов Radar. Программа заключалась в добавлении треков артистов в специальный плейлист, а также в промо отобранных музыкантов при помощи уличных баннеров и соцсетей. Первыми участниками программы в 2021 году стали группы «Сестры», «Три дня дождя» и Rocket. Музыканты могли самостоятельно питчить музыку для попадания в Radar при помощи платформы Spotify for Artists.  

Питчинг треков через Spotify for Artists временно не актуален, но платформа по-прежнему предоставляет музыкантам полезные инструменты для аналитики.

Монеточка на билборде на нью-йоркской Таймс-сквер. Источник: Spotify

 В апреле 2021-го Spotify запустил глобальную кампанию Equal, призванную поддержать женщин в музыкальной индустрии. В рамках программы создали кураторский плейлист «Equal Russia» с песнями исполнительниц из России, а также флагманский плейлист «Equal Global», куда попадала музыка артисток со всего мира. Билборды с Монеточкой и Дорой на Таймс-сквер в Нью-Йорке — тоже размещались в рамках этой программы. 

Вместе с тем Spotify и образовательная платформа «Параллель» проводили музыкальные резиденции для девушек. Участницы создавали треки под руководством менторов и экспертов, а по итогам резиденции вышел сборник, созданный в ходе проекта. 

Все эти возможности стали временно недоступны российским артистам.

Удастся ли пользователям оплатить Spotify альтернативными способами? (На данный момент нет)

Еще недавно Premium-подписку можно было активировать при помощи подарочных карт Spotify: они продавались в «М.Видео», Ozon, «Связном» и других магазинах. Сейчас же использование карт прекратилось. «В связи с новыми внешними ограничениями в настоящее время мы не принимаем предоплаченные и подарочные карты. Если у вас есть неиспользованная карта, обратитесь к продавцу для возможного возврата средств», — сказано на сайте Spotify.

Также в интернете появились инструкции о том, как активировать подарочную карту при помощи бота службы поддержки Spotify, но на момент выхода материала этот метод уже не работал.

Оплатить подписку при помощи мобильных операторов МТС и Yota редакция «ИМИ.Журнала» также не смогла. 

Шведский стриминг не работает и с китайской платежной системой UnionPay, несмотря на то, что она используется во многих странах, в том числе в европейских государствах и США. 

Доступ к Premium-подписке сохранится у пользователей программы Tinkoff Pro, если подписка была подключена через продукты «Тинькофф». Стать новым пользователем Tinkoff Pro с возможностью купить Spotify Premium уже не получится.

Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии