Инструкция
Подробности
Я музыкант.
Что делать?

Приемы и техники: эффект телефонной трубки

Басист рэпера T-Fest и основатель московской студии Gentle Music Сергей Подосинов рассказал нам о применении эффекта «трубы» с 1960-х годов до наших дней. 

Текст: Сергей Подосинов

Фото предоставлено Сергеем Подосиновым
Фото предоставлено Сергеем Подосиновым

Если набрать в Google «эффект телефонной трубки» или «phoneline», выскочит масса лайфхаков и способов того, как в музыкальном треке создать эффект голоса, поющего через телефон.

Начиная с 1960-х этот прием был очень популярен в рок- и поп-музыке и применялся в совершенно разных стилях.

Во времена аналога для создания эффекта «трубы» или громкоговорителя дорожку голоса пропускали прямо через динамик и записывали полученный звук с помощью микрофона. Сегодня, чтобы достичь такого эффекта, достаточно срезать низкие и высокие частоты эквалайзером и немного подгрузить голос эффектом «дисторшн».

Проследить, кто первым использовал phoneline, довольно трудно, но в конце 1960-х на волне психоделического рока сразу несколько гигантов музыкальной индустрии пропустили голоса через телефонную трубку, среди них — The Beatles и King Crimson.

Если у битлов на «Белом альбоме» в песне «Piggies» зафильтрован лишь бридж в середине композиции, то у King Crimson — вся песня (да еще и с неимоверным перегрузом и дребезгом под стать названию композиции «21st Century Schizoid Man»)!

The Beatles — «Piggies», 1968
King Crimson — «21st Century Schizoid Man», 1969

В начале 1970-х у Элиса Купера эффект телефона использовался для переклички двух голосов, один звучал как бы дальше, другой — ближе.

Alice Cooper—«Billion Dollar Babies», 1973

Кстати, спустя почти 20 лет Red Hot Chili Peppers сделают примерно то же самое на альбоме «Blood Sugar Sex Magik».

Red Hot Chili Peppers — «Funky Monks», 1991

Один из самых ярких образцов применения «трубки» — вторая песня с альбома «A Night at the Opera» Queen. Вокал Фредди звучит словно из старого граммофона, резко контрастируя с объемным и близким звучанием бэк-вокалов, что добавляет песне игривости и опереточности.

Queen — «Lazing on a Sunday Afternoon», 1975

В 1970-е зафильтрованное звучание голоса активно миксовали с разными эффектами, такими как tremolo, flanger и другими.

Pink Floyd — «Pigs», 1977

Пожалуй, нельзя не упомянуть единственную песню в этом списке, где эффект телефона в начале трека полностью объясняется текстом песни.

Electric Light Orchestra — «Telephone Line», 1976

В 1990-е годы эффект подгруженного и зафильтрованного вокала стал популярен у представителей самых разных жанров. Например, Nine Inch Nails очень сильно перегрузили вокал и оставили его звучать так всю песню.

Nine Inch Nails —« March of the Pigs», 1994

Нечто подобное мы можем наблюдать и у Prodigy.

The Prodigy — «Breathe», 1997

Добавляющий психоделики эффект телефона применялся и у Дэвида Боуи.

David Bowie —«Seven Years in Tibet», 1997

А также у Cake.

Cake — «Frank Sinatra», 1996

Но настоящую популярность эффект телефонного динамика приобрел на стыке тысячелетий, когда главными мировыми трендсеттерами стала шведская группа композиторов во главе с Максом Мартином, работавшим с Backstreet Boys, Бритни Спирс и Кэти Перри. Под его влиянием в телефон стали вставлять отдельные слова, строчки и звуки, создавая ультрамодный по тем временам саунд.

‘N Sync — «Just Don’t Tell Me That», 2001
Britney Spears — «Oops!…I Did It Again», 2000
Garbage — «I Think I’m Paranoid», 1998

Не брезговал эффектом телефонной трубки и Иван Шаповалов для t.A.T.u.

t.A.T.u — «Stars», 2002

А вскоре и вся альтернативная сцена от ню-метала до поп-панка стала регулярно применять подобные фильтры, добиваясь больших контрастов между припевами и тем, что шло перед ними.

Linkin Park — «By Myself», 2003
Marilyn Manson — «This Is The New Shit», 2003
Slipknot — «Duality», 2004
Green Day—«American Idiot Holiday», 2004
My Chemical Romance — «Give Em Hell Kid», 2004

Резиденты «Нашего радио» в нулевые не отставали от мировых трендов.

«Наив» — «Рок», 2001
«Пилот» — «Потерялся я», 2002

В те же годы в инди-музыке эффект «трубы» стал основополагающим. Некоторые артисты использовали его для создания особой теплой атмосферы.

Gorillaz — «Feel Good», 2005
Moby—«Lift Me Up», 2005

Другие построили на эффекте громкоговорителя свой узнаваемый саунд.

The Strokes —«12:51», 2003
Arctic Monkeys — «Riot Van», 2006

Эффект телефонной трубки активно используется и в наши дни, а треки, построенные на нем, регулярно становятся мировыми хитами.

Kanye West — «Amazing» ft. Young Jeezy
Foster the People — «Pumped up Kicks»
Twenty One Pilots — «Heavydirtysoul»

Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram |Instagram

Читайте также