

Приемы и техники: эффект телефонной трубки
Темы
Авторы
Темы
Басист рэпера T-Fest и основатель московской студии Gentle Music Сергей Подосинов рассказал нам о применении эффекта «трубы» с 1960-х годов до наших дней.
Текст: Сергей Подосинов

Если набрать в Google «эффект телефонной трубки» или «phoneline», выскочит масса лайфхаков и способов того, как в музыкальном треке создать эффект голоса, поющего через телефон.
Начиная с 1960-х этот прием был очень популярен в рок- и поп-музыке и применялся в совершенно разных стилях.
Во времена аналога для создания эффекта «трубы» или громкоговорителя дорожку голоса пропускали прямо через динамик и записывали полученный звук с помощью микрофона. Сегодня, чтобы достичь такого эффекта, достаточно срезать низкие и высокие частоты эквалайзером и немного подгрузить голос эффектом «дисторшн».
Проследить, кто первым использовал phoneline, довольно трудно, но в конце 1960-х на волне психоделического рока сразу несколько гигантов музыкальной индустрии пропустили голоса через телефонную трубку, среди них — The Beatles и King Crimson.
Если у битлов на «Белом альбоме» в песне «Piggies» зафильтрован лишь бридж в середине композиции, то у King Crimson — вся песня (да еще и с неимоверным перегрузом и дребезгом под стать названию композиции «21st Century Schizoid Man»)!
В начале 1970-х у Элиса Купера эффект телефона использовался для переклички двух голосов, один звучал как бы дальше, другой — ближе.
Кстати, спустя почти 20 лет Red Hot Chili Peppers сделают примерно то же самое на альбоме «Blood Sugar Sex Magik».
Один из самых ярких образцов применения «трубки» — вторая песня с альбома «A Night at the Opera» Queen. Вокал Фредди звучит словно из старого граммофона, резко контрастируя с объемным и близким звучанием бэк-вокалов, что добавляет песне игривости и опереточности.
В 1970-е зафильтрованное звучание голоса активно миксовали с разными эффектами, такими как tremolo, flanger и другими.
Пожалуй, нельзя не упомянуть единственную песню в этом списке, где эффект телефона в начале трека полностью объясняется текстом песни.
В 1990-е годы эффект подгруженного и зафильтрованного вокала стал популярен у представителей самых разных жанров. Например, Nine Inch Nails очень сильно перегрузили вокал и оставили его звучать так всю песню.
Нечто подобное мы можем наблюдать и у Prodigy.
Добавляющий психоделики эффект телефона применялся и у Дэвида Боуи.
А также у Cake.
Но настоящую популярность эффект телефонного динамика приобрел на стыке тысячелетий, когда главными мировыми трендсеттерами стала шведская группа композиторов во главе с Максом Мартином, работавшим с Backstreet Boys, Бритни Спирс и Кэти Перри. Под его влиянием в телефон стали вставлять отдельные слова, строчки и звуки, создавая ультрамодный по тем временам саунд.
Не брезговал эффектом телефонной трубки и Иван Шаповалов для t.A.T.u.
А вскоре и вся альтернативная сцена от ню-метала до поп-панка стала регулярно применять подобные фильтры, добиваясь больших контрастов между припевами и тем, что шло перед ними.
Резиденты «Нашего радио» в нулевые не отставали от мировых трендов.
В те же годы в инди-музыке эффект «трубы» стал основополагающим. Некоторые артисты использовали его для создания особой теплой атмосферы.
Другие построили на эффекте громкоговорителя свой узнаваемый саунд.
Эффект телефонной трубки активно используется и в наши дни, а треки, построенные на нем, регулярно становятся мировыми хитами.