Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/586/image/article-f024a2bb8c801cfb7f85b1c2abe28412.jpgНаташа Хомякова2022-07-14T15:00И как на это реагируют организаторыОтмены и переносы: как зрители возвращают деньги за билеты
Отмены и переносы: как зрители возвращают деньги за билеты
И как на это реагируют организаторы
Источник: Matt McNeill / Exit Festival

Отмены и переносы: как зрители возвращают деньги за билеты

И как на это реагируют организаторы
Источник: Matt McNeill / Exit Festival

Организаторы концертов и фестивалей который год вынуждены объявлять о переносах и отменах событий — с участием как иностранных, так и российских артистов. Покупатели билетов, в свою очередь, пытаются вернуть деньги за неоказанную услугу, но на деле это удается далеко не всем. «ИМИ.Журнал» вместе с юристом разобрался, что делать, если промоутер отказывается оформлять возврат, предъявляет дополнительные требования к покупателям и называет отмену концерта переносом. 


Что происходит в концертной индустрии

С марта 2020-го в концертном бизнесе начались сложности: из-за пандемии выступления музыкантов переносились и отменялись. Например, фестиваль Park Live, где должны были выступать несколько зарубежных хедлайнеров, неоднократно объявлял о новой дате события, но до сих пор так и не состоялся, а организаторы фестивалей «Боль» и Пикник «Афиши» заявили о том, что эти опен-эйры больше не будут проводиться после многочисленных переносов и запретов на проведение. В июне того же года вышло Постановление Правительства РФ № 830, согласно которому в случае отмены мероприятия организатор обязан вернуть деньги за билеты в течение 180 дней с даты обращения. Если же концерт не отменен, а перенесен, то промоутер вправе не возвращать ничего: билеты на новые даты считаются действительными. 

После событий 24 февраля ситуация изменилась: многие зарубежные артисты отказались выступать в России, а некоторые отечественные музыканты уехали из страны или столкнулись с проблемами при согласовании своих концертов с местными властями, как, например, «ДДТ», Anacondaz и Louna. Слушатели хотят вернуть деньги за билеты, но получается это далеко не у всех. 

Насколько законны требования организатора «подтвердить личность» покупателя

7 апреля в московском «ГлавClub» должен был состояться концерт французского электронного музыканта Woodkid, но из-за специальной военной операции артист принял решение отменить выступления в России. На сайте клуба сказано: «Информация по условиям возврата билетов будет сообщена дополнительно организатором мероприятия — ООО „Роксана-Эвент“. Приносим свои извинения за доставленные неудобства». Впрочем, дополнительно организатор никакую информацию не сообщил. 

Поклонница Woodkid Анна рассказывает, что писала с требованием о возврате билетному оператору Ponominalu с марта, когда артист уже объявил, что не поедет в Россию. В итоге оператор отправил ее в «ГлавClub», площадку проведения концерта. «Там сообщили, что нужно дождаться официального заявления об отмене от организаторов. Но контактов промоутера не давал никто, говорили: „Ищите контакты в интернете“», — рассказывает Анна. 

Когда официальное заявление все-таки было опубликовано, несколько покупателей билетов, как рассказала «ИМИ.Журналу» другая поклонница Woodkid, Анастасия, смогли вернуть деньги через кассы клуба. Спустя пару дней после объявления об отмене концерта кассы перестали принимать заявления — теперь они работают только в дни мероприятий и всех, кто хочет получить деньги, отправляют к организаторам. 

Организатор выступления Woodkid в Москве — ООО «Роксана-Эвент» — нигде не публиковал свои контактные данные. Связаться с ним оказалось непросто, но покупатели билетов создали чат во «ВКонтакте», в котором сейчас около 150 человек, и начали искать почту промоутера, после чего отправили ему свои запросы на возврат. «В ответ на наши заявления с приложенными билетами и кассовыми чеками промоутер сказал, что не вернет деньги без сканов паспортов покупателей. Притом что в заявлениях уже были паспортные данные, организаторы требовали именно сканы», — говорит Анна. 

В переписке, которая есть в распоряжении «ИМИ.Журнала», юрист «Роксана-Эвент» Денис Каримов утверждает, что претензия покупателя не будет рассматриваться, пока он не подтвердит свою личность. «То есть если бы я вообще не обратилась с требованием вернуть деньги, промоутер оставил бы их себе, так, что ли? В ответ на это юрист „Роксаны“ сказал: „Вы задаете много вопросов, не относящихся к теме. Ваша заявка будет рассмотрена после того, как мы сможем установить вашу личность“. И в таком тоне ответы получали все, кто обращался к организатору», — рассказала покупательница билетов Наталья. 

Юрист Александр Роговский отмечает, что на основании закона «О защите прав потребителей» для возврата денег за билеты даже не требуется кассовый чек, достаточно билета. Сканов паспорта и других личных данных организатор требовать не должен. «Если промоутер отказывается возвращать средства, нужно составить досудебную претензию. На ее рассмотрение отводится 20 дней; если за это время организатор так и не вернул деньги, можно идти в суд и требовать не только стоимость билета, но и компенсацию морального ущерба и штраф за неисполнение досудебной претензии в размере половины цены билета», — добавляет юрист. 

Из почти 150 участников чата 30 человек отправили сканы промоутеру —  из них получили возврат только 11. 15 человек, которые покупали билеты не так давно, смогли оформить chargeback (возврат денег плательщику, если он решает оспорить операцию по переводу средств. — Прим. «ИМИ.Журнала») в банках и получить средства. Остальные ждут ответов от организатора и готовят коллективный иск в суд.

«В мае вышел новый закон о штрафах за принуждение к передаче личных данных. А организатор нас как раз принуждает. Если в ближайшее время нам не будут возвращены деньги, подадим заявление, пусть платит от 30 до 50 тысяч рублей за каждого, с кого требуют сканы наших личных паспортов», — добавляет Анастасия.  

Что делать, если организатор называет отмену концерта «переносом»

В том же апреле группа Bring Me The Horizon должна была выступить в нескольких городах России, но 1 марта коллектив опубликовал твит, в котором объявил об отмене тура в нашей стране. 

Несмотря на заявление группы, организатор концерта в Новосибирске не торопится возвращать деньги за билеты. В июне покупатели получили письма от ООО «Музкультторг», в которых говорится, что концерт перенесен, поскольку артисты «не отказались от гастролей в России совсем» и потому что причина переноса — пандемия, что является «обстоятельствами непреодолимой силы». Полный текст письма есть в распоряжении редакции.

В свою очередь, организатор не отвечает на письма покупателей и, судя по всему, не планирует возвращать деньги за билеты. 

«Очевидно, что многие зарубежные группы в ближайшие несколько лет не будут выступать в России. Поэтому проще и порядочнее объявить об отмене концертов и вернуть людям деньги. Да, некоторые организаторы говорят о переносах, о том, что новые даты будут объявлены позже, и утверждают, что по этой причине нет оснований для возврата средств слушателям, хотя артисты объявили, что не приедут с концертами. Тогда это вопрос к этичности организаторов», — комментирует ситуацию директор концертного агентства «Живой звук» Александр Паули. 

Юрист Александр Роговский отмечает, что решение промоутеров о переносе концерта, когда артист объявил об отмене, сложно назвать правомерным. Если покупатели обратятся в суд, то, скорее всего, он встанет на их сторону. «Концерты — это услуги, которые привязаны к дате, времени и месту. За выступления, которые переносились в период пандемии, согласно Постановлению Правительства № 422, промоутеры могут не возвращать деньги: покупателям можно было предложить ваучер на другие мероприятия или посещение концерта в новую дату с сохранением прежней стоимости билета. Но сейчас режим повышенной активности в большинстве регионов снят, поэтому информация о новых переносах под постановление не подпадает. 

Что касается переносов, объявленных весной, когда ковидные ограничения еще действовали, то тут нужно исходить из решений артистов. Они не планируют выступать, новых дат не объявляют — да даже если и объявят, может, покупателям это будет уже не актуально. Нужно обращаться в суд и требовать назад свои деньги. Практика показывает, что суд в таких ситуациях встает на сторону потребителей», — добавляет юрист. 

Подпишитесь на рассылку

Подпишитесь, чтобы оставаться в курсе главных новостей музыкальной индустрии