Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/578/image/article-f99853cbec9fb70a741a967b07e8916b.gifЮля Рябова, Иван Рябов2022-06-27T17:00Советы юриста организаторам и слушателям, а также комментарии площадокВ России отменяют концерты определенных артистов. Что с этим делать?
В России отменяют концерты определенных артистов. Что с этим делать?
Советы юриста организаторам и слушателям, а также комментарии площадок
Выступление Манижи на «Евровидении». Источник: eurovision.tv

В России отменяют концерты определенных артистов. Что с этим делать?

Советы юриста организаторам и слушателям, а также комментарии площадок
Выступление Манижи на «Евровидении». Источник: eurovision.tv

Едва оправившись от последствий пандемии, после 24 февраля российская концертная индустрия столкнулась с новыми трудностями. Вслед за вынужденными отменами и переносами выступлений зарубежных артистов у промоутеров возникли проблемы с организацией шоу российских музыкантов: некоторых из них промоутеры были вынуждены под давлением убирать из лайнапов. «ИМИ.Журнал» поговорил с сотрудниками столичных и региональных клубов о том, как текущие события повлияли на концертную деятельность, и попросил юриста объяснить, что делать организатору, артисту и зрителю, если концерт отменили. 


Что происходит в концертных клубах

Последние два с половиной года сильно ударили по российской концертной индустрии: с начала пандемии клубные пространства и промоутеры выживали в условиях ограничений на проведение массовых мероприятий, возлагая надежды на 2022 год. После февральских событий стало ясно, что привезти большинство иностранных артистов вновь не получится, а делать концерты российских исполнителей будет сложнее: многие артисты покинули страну по личным соображениям, из-за нестабильной экономической ситуации аудитория стала меньше посещать развлекательные события, а застройка фестивальных площадей стала дороже. В апреле к этим сложностям добавились проблемы с организацией шоу артистов, высказывавшихся против специальной военной операции. 

О том, как российские организаторы переживали отмену иностранных шоу, читайте тут

26 июня команда московского клуба «Главклуб» объявила об отмене выступления группы Anacondaz в составе фестиваля PunkRupor, а также июльских концертов «Несчастного случая» и Манижи. В своем сообщении организаторы подчеркнули, что решение об отмене было принято под давлением со стороны государственных органов. «После продолжавшихся несколько недель звонков нам из разных инстанций, в пятницу, 24 июня, в течение пары часов после нашего очередного отказа нами были получены уведомления о проведении двух внеплановых проверок со стороны Роспотребнадзора и МЧС», — рассказала команда клуба. 

Ранее в соцсетях появилась информация о том, что крупные московские площадки просят музыкантов подписать документ, согласно которому выступающий обязуется не распространять заведомо ложную информацию о ходе «специальной военной операции». Мы поговорили с представителями столичных площадок о том, существует ли подобная практика в их клубах и как изменилась организация концертов после 24 февраля. 

Программный директор московского клуба Powerhouse Ксения Карло говорит, что практики подписания подобных бумаг на площадке нет, а в механике букинга артистов ничего не изменилось. «Как и всегда, мы работаем с музыкантами, близкими нам по духу, музыкальному вкусу и мировоззрению», — рассказывает Ксения. 

Концертный директор клуба «Космонавт» Екатерина Ермолаева также отрицает использование подобных договоров, добавляя при этом, что, согласно позиции клуба, музыка должна быть вне политики: «У каждого могут быть свои взгляды и мнения относительно происходящего и это все должно оставаться за пределами сцены. Люди приходят на концерты совсем за другим». Вместе с тем, процесс организации концертов в клубе изменился после 24 февраля. «Изменение обусловлено возможностью провести концерт тех или иных артистов сейчас. Если в эти дни мы не можем сделать концерт определенных коллективов, с которыми сотрудничали многие годы и которых всегда рада видеть публика на нашей сцене, то это точно не вопрос нашего выбора. Увы», — резюмирует Екатерина.

Представитель региональной площадки, пожелавший остаться анонимным, рассказал, что программа событий клуба формируется сугубо из интересов его команды и аудитории, поэтому в подписании таких документов нет никакой необходимости. Но процесс организации выступлений все-таки изменился: «К сожалению, многие артисты покинули страну или вообще приостановили выступления, и мы с пониманием относимся к этому. Конечно, наша деятельность претерпела определенные коррективы. Мы сейчас стараемся больше обращать внимание на новых артистов и поддержать молодые проекты. Чувствуется, что аудитории хочется чего-то свежего», — подытожил спикер. 

Управляющий директор и промоутер клуба «16 тонн» Павел Камакин считает, что на площадке запрещены любые политические высказывания: «Мы подписываем с артистами договор, в котором указано, что никакие политические лозунги не уместны на нашей сцене. Никакие вообще — не только о ходе спецоперации. Нарушитель платит штраф». По словам Павла, работа по букингу артистов в свете последних событий никак не изменилась. Ранее на странице клуба в Instagram (Instagram запрещен в России, владеющая им компания Meta признана экстремистской организацией. — Прим. «ИМИ.Журнала») развернулась дискуссия вокруг выступления группы «Чичерина», запланированного на 3 июня. Подписчики подвергли «16 тонн» критике в связи с позицией Юлии Чичериной по поводу «спецоперации» в Украине: одни заявляли, что больше не будут ходить в клуб, другие — поддерживали решение о концерте, называя певицу «настоящей патриоткой». В соцсетях клуба представители площадки ответили, что по мнению «16 тонн», у каждого артиста своя аудитория и своя позиция. «Если вам не по душе один артист, приходите на концерт другого артиста, чья музыка или позиция будет вам ближе», — заявили организаторы. 

О том, работали концертные площадки в марте этого года, мы писали тут. 

Выступление группы «ДДТ» в 2012 году. Источник: youtube.com/TbilisiOpenAirAG

С чего все начиналось

Проблемы с организацией шоу некоторых российских артистов возникли весной этого года. Так, в мае массовым отменам подверглись выступления в рамках тура «Би-2»: после того, как группа отменила свое шоу в Омске, объяснив свое решение нежеланием выступать на фоне политической символики, концерт в Казани был отменен Минкультом Татарстана, а спектакль с участием «Би-2» в Санкт-Петербурге перенесли на неопределенный срок. В результате группа объявила о переносе всего тура. Выступления «Би-2» также отменились на Петербургском международном экономическом форуме и волгоградском ParkSeason Fest

Перенести свой московский концерт была вынуждена и группа «ДДТ»: после обвинения фронтмена Юрия Шевчука в дискредитации российской армии на фоне его заявлений во время концерта в Уфе, организаторам не удалось согласовать мероприятие с московским департаментом региональной безопасности. 

В июне число отмен значительно увеличилось, и все они пришлись на Санкт-Петербург, где до сих пор массовые мероприятия численностью более трехсот человек необходимо согласовывать с городским Комитетом по культуре — эта мера сохранилась со времен ковидных ограничений.

3 июня «Фонтанка» сообщила, что организаторы отменили выступление дирижера Василия Синайского, объяснив это его болезнью. Тогда издание предположило, что на самом деле концерт не состоялся из-за развернутой информационной кампании против дирижера, связанной с его гражданской позицией. Через четыре дня — 7 июня — стало известно, что певица Манижа не сможет выступить на фестивале Stereoleto: в своих соцсетях артистка рассказала, что решение было принято организаторами в одностороннем порядке, а ранее на них было оказано давление. Следующим под волну отмен попал «Отличный Fest!» — из его лайнапа пропали сразу четыре хедлайнера: группы «кис-кис» и Anacondaz, а также Алена Швец и Дора. 

Концертный номер Доры на шоу «Ciao, 2020». Источник: 1tv.ru

Что делать, если концерт отменили: комментарий юриста

Организаторам. Управляющий партнер юридической фирмы «Марков и Мадаминов» Сергей Марков считает, что организатор может оспорить решение об отмене концерта только постфактум: 

«Мы понимаем, что требование об отмене выступления артиста фактически является цензурой (которая у нас запрещена и порицаема), но может предъявляться и, как правило, предъявляется в форме угрозы закрыть площадку за невыполнение требований пожарной безопасности, найти там нарушения СанПиНа, обнаружить проблемы с уплатой налогов и еще чего только не. Соответственно, у организатора будет выбор — либо рискнуть всем мероприятием, а, возможно, своим благополучием и безопасностью, либо согласиться и пойти на уступки, отменив выступление неугодного артиста. 

Организатор всегда может попробовать оспорить обнаруженные нарушения, совершенные действия сотрудников правоохранительных органов и так далее, но все это только постфактум. В моменте вряд ли можно одновременно найти эффективный способ противодействия и провести мероприятие так, как было задумано изначально», — говорит Сергей. 

Музыкантам. По словам Сергея, для артиста есть два основных направления действий в такой ситуации: 

  • Добиваться надлежащего исполнения организатором предусмотренных договором обязательств.

«Любое выступление на серьезном фестивале организуется на основании договора. При этом, как говорится, pacta sunt servanda („договоры должны соблюдаться“), то есть отказ одной из сторон от исполнения договора всегда является отступлением от надлежащего, идеального порядка вещей. Поэтому если организатор отказывается от исполнения своих обязательств по договору, артист, конечно, может задействовать все имеющиеся в его распоряжении юридические механизмы — взыскивать убытки, требовать выплаты штрафов и компенсаций и так далее. Поэтому важно, чтобы заключенный договор в хоть какой-то степени обеспечивал интересы артиста в этой части и артисту было чего добиваться», — объясняет Сергей.  

При этом Марков добавляет, что любой организатор всегда будет стремиться написать договор так, чтобы нести по нему минимум ответственности, поэтому вполне вероятна ситуация, что в реальности никаких адекватных средств защиты у артиста не окажется, либо же спектр возможностей будет очень сильно сокращен.

  • Искать и привлекать к ответственности госорганы и должностных лиц, которые обеспечили отмену выступления

«То есть доказывать, что они действовали за рамками своих полномочий, злоупотребляли ими и совершали тому подобные действия. Здесь в зависимости от ситуации можно искать подходящие механизмы не только в рамках гражданского права, но и не забывать про Кодекс об административных правонарушениях и Уголовный кодекс», — рекомендует Сергей. 

Посетителям. Если организатор события отказывается возвращать деньги за мероприятие, лайнап которого был изменен, у недовольного посетителя, по словам Сергея, есть простой и сложный варианты действий.  

  • Простой вариант: потребовать возврата денег за билет по общим основаниям, не связанным с изменением лайнапа.

«В этом случае организатор будет обязан вернуть 100% уплаченных за билет денег (за исключением комиссий), если отказ направлен не позднее, чем за 10 дней до проведения мероприятия; 50%, если отказ направлен менее, чем за 10, но не позднее 5 дней до проведения мероприятия; 30%, если отказ направлен менее, чем за 5, но не позднее 3 дней до проведения мероприятия», — объясняет Сергей. 

  • Сложный вариант: потребовать возврата денег именно из-за изменения лайнапа.

В соответствии с законом организатор обязан возместить полную стоимость билета, если мероприятие отменено, заменено или перенесено. 

«Дальнейшая стратегия действий будет во многом зависеть от конкретных условий, на которых куплен билет, поэтому сейчас мы можем только поразмышлять о каких-то наиболее вероятных вариантах. Как правило, организаторы прописывают в оферте, что изменение лайнапа не является основанием для возврата стоимости билета. 

В такой ситуации, конечно, все равно можно попробовать вернуть деньги за билет — например, постараться обойти соответствующее положение оферты на основании указанной нормы закона. В этом случае посетитель должен будет доказать суду, что изменение лайнапа является на самом деле заменой мероприятия, то есть основанием для полного возврата денег, а пункт оферты об отказе в возврате денег при любых изменениях лайнапа либо противоречит закону, либо просто не применим в данном случае в связи с избранным способом толкования его значения.

Конечно, это было бы просто сделать в случае с концертом единственного исполнителя.  Замена же одного или нескольких артистов на фестивале, где есть множество других выступающих, поставит перед судом очевидный вопрос — какая степень изменения лайнапа позволяет говорить о том, что мероприятие заменено? Для такого вывода достаточно замены хедлайнера одного дня или же должны быть заменены все выступающие артисты?» — говорит Сергей.

Вместе с тем покупатель билета может попробовать расторгнуть договор и вернуть деньги через суд в связи с существенным изменением обстоятельств. В этом случае в суде нужно будет установить, что:

  • Конкретный лайнап является существенным условием договора
  • Если бы стороны могли предусмотреть изменение этого условия, то вообще бы не заключили договор (посетитель не купил бы билет) или заключили бы его на других условиях (например, посетитель купил бы билет на другой день фестиваля).