Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-static.i-m-i.ru/imi-static/store/uploads/article/557/image/article-f3a1e1124d52775c6f4e9fe78af8969b.jpgКарина Бычкова2022-05-17T15:20Интервью с коммерческим директором фестиваля Адрианом ХмельницкимКак меняется экономика «Дикой мяты» в новых условиях
Как меняется экономика «Дикой мяты» в новых условиях
Интервью с коммерческим директором фестиваля Адрианом Хмельницким
Монтаж сцены фестиваля «Дикая мята», 2019 год. Источник: «Дикая мята» / vk.com/mintmusicfest

Как меняется экономика «Дикой мяты» в новых условиях

Интервью с коммерческим директором фестиваля Адрианом Хмельницким
Монтаж сцены фестиваля «Дикая мята», 2019 год. Источник: «Дикая мята» / vk.com/mintmusicfest

После начала проведения «спецоперации» в Украине многие российские фестивали перенесли события на следующий год, а организаторы «Боли» и вовсе объявили о прекращении деятельности на неопределенный срок. В противоположность этому команда «Дикой мяты» не отказалась от планов и впервые проведет не один, а два фестивальных уик-энда. «ИМИ.Журнал» поговорил с коммерческим директором фестиваля Адрианом Хмельницким о том, как экономика «Дикой мяты» меняется в свете общественно-политической ситуации, когда приходится экстренно искать новых спонсоров и дорожает застройка площадки.


В последний раз «Дикая мята» проводилась три года назад — в 2020-м и 2021-м фестиваль не состоялся из-за коронавируса. С каким настроем команда ждет его в этом году?

Готовимся с большим воодушевлением — как и всегда. Отмена в прошлом году сплотила нас и даже в какой-то степени позитивно повлияла на фестиваль. Поэтому сейчас мы особенно хотим сделать праздник для наших гостей, которые ждут его третий год. За это время накопилось достаточно идей — пора реализовать задуманное. Мы чувствуем ответственность перед зрителями, поэтому — несмотря на сложные ситуации и эмоции, которые нас всех, безусловно, касаются — приняли решение провести фестиваль в этом году. 

Вы добавляете еще один фестивальный уик-энд, по сути, увеличиваете риски вдвое. Почему вы не боитесь это делать?

Доля авантюризма, безусловно, присутствует. Два коронавирусных года, отмененный за один день до начала фестиваль в 2021-м. Плюс огромная стоимость самого фестиваля — около ста миллионов рублей. Все это — негативные и экстремальные обстоятельства. Но как раз они и подталкивают на какие-то действия.

Решение сделать второй уик-энд обсуждалось в команде уже года четыре. Да, это риск, но мы хотели поработать с электронной музыкой и новой аудиторией — а у нас была масса идей, которые не вписывались в классическую «Мяту».

Плюс фестиваль за городом отличается по экономике от фестиваля в городе: для проведения последнего нужно, условно говоря, потратиться на аренду, рекламную кампанию и гонорар артистов. В нашем же случае гонорарная составляющая — не настолько весомая в бюджете, дороже всего нам обходятся инфраструктурные решения, которые мы реализовываем под открытым небом. С точки зрения экономики мы рассудили: раз уж строим всю эту инфраструктуру в чистом поле, то гораздо выгоднее сделать два уик-энда вместо одного. Он должен обойтись нам значительно дешевле за счет того, что фестивальный город уже будет готов, и мы сможем сэкономить большую часть средств. 

Подорожали и строительные материалы, и звуковое оборудование. Какие сложности с подготовкой инфраструктуры беспокоят вас больше всего?

Подорожало все: что-то на тридцать процентов, что-то — на триста. Но ситуация стала меняться в худшую сторону еще два года назад, когда началась пандемия. Особенно это ощущалось прошлым летом: серьезно увеличилась стоимость металла, дерева и остальных материалов. Мы не испытываем дефицит, но видим рост абсолютно всех статей затрат. 

У нас много прокатного оборудования, и, с одной стороны, арендные ставки должны были подняться, с другой — значительно сократилось и количество мероприятий. То есть, оборудование, которое раньше использовалось регулярно, сейчас либо простаивает, либо арендуется не так активно. И эта ситуация позволяет если не оставаться в цифрах прошлого-позапрошлого года, то хотя бы избегать критических скачков. 

Но в целом мы решили сделать упор на стационарные решения. Поэтому сейчас стараемся заменять все временные и арендные вещи постоянными и своими. Вот тут как раз открывается отдельное поле для деятельности и появляются новые вызовы.

Строительные работы и монтаж сцены. 2021 год. Источник: «Дикая мята» / vk.com/mintmusicfest

Есть ли сейчас в Тульской области коронавирусные ограничения? Из-за этого тоже могут увеличиться расходы.

Да, в регионе пока действуют ограничения, в частности, масочный режим. Мы еще не получили рекомендации от Роспотребнадзора по проведению фестиваля. Сегодня ситуация с заболеваемостью выглядит достаточно стабильной, но в рамках рабочих групп с правительством Тульской области и с главным санитарным врачом области мы всегда обсуждаем все нюансы заранее: не только проход на фестиваль, но и соблюдение санитарных норм на поле. 

Еще в прошлом году мы были готовы сделать мероприятие в формате COVID-free: контролировать вход по QR-кодам и результатам ПЦР-тестов, сделанных непосредственно на фестивале. В текущей ситуации это самый экстремальный и самый обременительный пункт для гостей. Во-первых, он предполагает дополнительные траты для посетителей, чего никому не хотелось бы. Во-вторых, значительно удлиняет процесс прохода на фестиваль и увеличивает нагрузку на входную группу. В общем, думаю, мы найдем какое-то разумное решение.

Мы хотели реализовать систему капшеринга, когда слушатели пользуются одним арендованным стаканом, и это позволяет не плодить пластик. Но вопрос с соблюдением антиковидных требований по-прежнему актуален, а использование одной и той же посуды увеличивает риск распространения вируса. Поэтому мы прикрыли эту тему до следующего года. Но уже сейчас мы решили отказаться от пластиковых бутылок: во-первых, у нас везде стоят фонтанчики с питьевой водой, во-вторых, мы просим всех партнеров не продавать бутилированную воду в пластике. Эту инициативу мы реализуем с нашим многолетним партнером — компанией «Барьер».

«Дикая мята» объявила солдаут на первый уик-энд. Получается, что все 86 гектаров поля будут заполнены слушателями?

Не совсем так. Действительно, площадь большая, но мы определили для себя комфортную посещаемость одного уик-энда с учетом нагрузки и на поле, и на инфраструктуру — это 25 тысяч зрителей. Столько гостей мы рассчитываем увидеть в первые выходные.

Территория действительно огромная, но она состоит не только из фестивальной площадки, но также из парковки и палаточного лагеря. Мы понимаем, что у фудкорта, душей, умывальников, туалетов и точек с кипятком есть определенная «комфортная» проходимость. Второй уик-энд нужен в том числе и для этого: первый не вместит всех желающих.

Сколько билетов было продано в предыдущие годы, а сколько — в 2022-м?

Слушатели сдали 30% купленных за 2020-2021 годы билетов. Соответственно, в этом году мы добрали продажами долю возвращенных билетов, затем дошли до солд-аута и остановили продажи. Вероятно, у нас появится небольшая партнерская квота билетов на первый уик-энд, но основной акцент сейчас мы делаем на вторых выходных.

Много ли было возвратов после 24 февраля?

Какого-то всплеска мы не заметили: возможно, речь идет о штуках, но точно не о сотнях сданных билетов.

Строительные работы и монтаж сцены. 2021 год. Источник: «Дикая мята» / vk.com/mintmusicfest

В этом году «Дикая мята», Park Live и «Боль» должны были пройти в одни и те же даты. В итоге из этих трех фестивалей в 2022-м состоится только «Мята». Как это повлияло на продажу ваших билетов?

Прежде всего стоит сказать, что мы сожалеем, что фестивалей стало очень мало. Это огромный минус для нашей индустрии. Концертное сообщество небольшое, мы все друг друга знаем, со всеми общаемся и, конечно, переживаем за коллег.

Также нужно отметить, что билеты за прошлые годы на все упомянутые фестивали до сих пор остаются на руках у слушателей: мы не знаем, получили ли они деньги за возврат. Ведь если человек два года держал у себя билеты и так и не вернул за них деньги, покупать билет на еще один фестиваль — «Дикую мяту» — ему сложно. Он ведь еще туда не сходил, а здесь ему предлагается потратить три, пять, семь тысяч рублей — смотря на какой стадии покупать. А если вдвоем, то еще дороже. Плюс некий риск все равно есть: люди переживают, пройдет ли фестиваль в этом году. Поэтому мы придумали решение, которое может застраховать себя от того, что фестиваль не состоится: внести предоплату в 500 рублей, зафиксировать цену на текущий момент и выкупить билет по замороженной цене хоть в день начала. 

Вообще, я не думаю, что на нас повлияла отмена других ивентов: все-таки фестиваль в городе и фестиваль за городом — совершенно разные вещи. И когда ты привык выйти из метро, послушать концерт и отправиться дальше по своим делам — это одно. А когда ты планируешь поездку за полгода и вокруг нее у тебя выстроен отпуск — это совсем другое. Если часть людей, которые собирались на упомянутые фестивали, решит поехать на «Дикую мяту», мы будем счастливы их принять. 

В лайнапе второго уик-энда были заявлены зарубежные артисты, после 24 февраля их выступление в России стало невозможным. Как вы разобрались с этими обязательствами?

Участие всех артистов было предоплачено, но они с пониманием отнеслись к ситуации и согласились вернуть гонорар. Физически сделать это оказалось не так просто в текущих реалиях. На данный момент возврат поступил только от одного артиста.

Посетители «Дикой мяты». 2018 год. Источник: «Дикая мята» / vk.com/mintmusicfest

После отмены в 2021-м артисты фестиваля выступили с инициативой сыграть в этом году за один рубль. Много ли таких артистов в лайнапе?

В этом году «Дикая мята» увеличилась в размерах и днях. Лайнап первого уик-энда практически полностью состоит из артистов, которые выступят за рубль: почти все из них должны были сыграть в прошлом году.

В лайнапе второго уик-энда больше артистов, которые выступят за обычный гонорар, но все они тоже идут навстречу, предоставляют лояльные условия, понимая ситуацию.

Мы уже обсуждали, что в этом году не состоится «Боль», также не будет и Moscow Music Week, где всегда было много новых имен. Не было ли у вас идеи разнообразить лайнап начинающими артистами и таким образом занять освободившуюся нишу?

На самом деле, фестиваль «Дикая мята» и так не про хедлайнеров: наш лайнап не выстроен вокруг условных артистов категории «А». Если вы спросите людей, зачем они едут на «Мяту», они наверняка ответят, что ради классной атмосферы и новой музыки. Собственно, это основная работа и заслуга продюсера фестиваля Андрея Клюкина. На «Мяте» всегда выступают фрешмены. И поскольку в этом году два уик-энда, начинающих артистов будет больше. На «Дикой мяте. Green» выступят Drummatix, Поля Дудка, О! Марго и не только. Но там большая часть лайнапа перенеслась с прошлого года. На «Дикой мяте. Violet» новых имен еще больше, в том числе «Пока все змеи спят», Misheral и музыканты, которые стали победителями в нашем совместном с ИМИ опен-колле — De Mork, Juncti, УСVЛ, Psybolord, Breaking System и Envenn.

Из-за отмены в 2020 году фестиваль потерял 18 миллионов рублей. Сколько «Мята» потеряла из-за отмены в 2021-м?

Затраты в 2021 году составили 96 миллионов рублей. Мы закрыли основные обязательства перед подрядчиками, но у нас не закрыты билетные обязательства: люди рассчитывают получить услугу, которую когда-то оплатили. Поэтому с учетом билетов и дополнительных долгов, я думаю, что сейчас минус фестиваля составляет примерно 50 миллионов. 

Выступление на «Дикой мяте». 2019 год. Источник: «Дикая мята» / vk.com/mintmusicfest

Рассчитываете ли вы, что сможете компенсировать потери в этом году?

Да, такой план есть. Но, к сожалению, в нашем случае речь не идет о заработке. Тем не менее, если мы сможем закрыть обязательства, остаться на рынке и качественно провести заметный фестиваль увеличенного размера и продолжительности, то будем считать это успешным итогом. Помимо двух фестивальных уик-эндов для нас не менее важен и запуск кемпинга, который в перспективе должен стать стационарной фестивальной площадкой.   

После начала «спецоперации» многие компании ужали свою бюджеты и уже не могут тратить деньги на фестивальные инициативы. Как у вас сейчас устроены отношения со спонсорами? 

Ситуация действительно ухудшилась не то что кратно, а десятикратно. У нас остались партнеры с прошлого года, и мы безмерно им благодарны. Они перенесли свои взносы на этот год и увеличили свое присутствие. Среди них — компания МТС, финансовый партнер фестиваля «Тинькофф» и компания Braer, с помощью которой на территории организована доступная среда. Часть компаний ушла с рынка и не может принять участие в 2022 году, мы относимся к этому с уважением и пониманием. Многие оставшиеся компании в каком-то виде пытаются вести свою деятельность и сокращают маркетинговые статьи расходов — особенно это касается внешнего непрямого маркетинга. Нет отрасли и компании, не пострадавшей от текущей ситуации. И это очень усложняет нам жизнь. Все меняется постоянно, и отсутствие стабильности и четкого планирования, к сожалению, не добавляет спокойствия в работе. Но мы уже давно перестали его испытывать. 

Мы увеличили коммерческий отдел и количество запросов потенциальным спонсорам, значительно расширили базу контактов. Несмотря на то, что диалог действительно очень сложный, нам все же удается находить новых партнеров. Например, HoltsovHouse построил нам офис на поле, а Divan.ru обеспечил все наполнение кемпинга. Уверен, до фестиваля список пополнится новыми партнерами. Также мы пересмотрели объем спонсорских пакетов со старыми партнерами, потому что у нас увеличилось число фестивальных дней и мы можем увеличить масштаб спонсорского присутствия.

Учитывая все вышесказанное, а также общественно-политическую обстановку, не было ли у вас мыслей не проводить фестиваль в этом году?

Конечно, были. Мы вели долгие обсуждения, безусловно, это очень сложный вопрос. Но стоит отметить, что у нас огромные обязательства перед нашими зрителями, в том числе финансовые. Мы не можем сказать «Слушайте, вы два года нас поддерживали, платили за билеты, но извините, ничего не будет» и все обнулить. 

Встал и морально-этический вопрос. Но вот у нас с Андреем Клюкиным произошла поездка в Бурятию, мы попали к ламе в дацан (буддийский монастырь-университет. — Прим. «ИМИ.Журнала»). В разговоре с ним мы упомянули, мол, у нас такая ситуация, такая дилемма. А он очень просто ответил: «Раз плохие дела совершаются без выходных, почему хорошие должны останавливаться? То есть: вы же хорошее дело делаете? Хорошее. Вы делаете людей счастливее в этот момент? Делаете. Так почему же должны перестать?» Ну и вот. 

Подпишитесь на рассылку

Подпишитесь, чтобы оставаться в курсе главных новостей музыкальной индустрии