Инструкция по организации концерта. Шаг 2. Как составить технический и бытовой райдеры

Продолжаем рассказывать о том, как организовать клубное выступление. Мы уже публиковали инструкцию по подготовке промопакета, сегодня поговорим о нюансах подготовки технического и бытового райдера артиста.  

Текст: Илья Зинин

Что такое райдеры

Райдеры (технические и бытовые) — документы с перечнем вещей, необходимых артисту для выступления.

Технический райдер представляет собой список звукового и светового оборудования для концерта. В него также входят требования по проведению саундчека и самого выступления.

В бытовом райдере расписываются требования по пребыванию музыкантов в городе, их транспортировке, проживанию и питанию. 

Райдеры — непубличные документы: нюансы по техническому оборудованию и вашим требованиям по питанию и проживанию широкой публике знать не нужно. 

Артисты обычно размещают райдеры в специальном запароленном разделе на сайте либо адресно высылают их промоутерам (например, загрузив в папку на Google Drive или «Яндекс.Диск»). 

Фото: Kaley Dykstra / Unsplash

Общие принципы составления технического райдера

В деле составления райдеров нет универсальных советов: это могут быть как документы любого уровня сложности, подготовкой которых может заниматься целая команда профессионалов, так и перечисление через запятую того, что музыкантам действительно необходимо для выступления. 

Если вы начинающий артист, который играет в маленьких клубах, как правило, детально проработанные и «тяжелые» райдеры не только невыполнимы, но и не нужны. Поэтому будьте реалистами — в райдерах следует указывать только то, что вам действительно необходимо для концерта. 

Не копируйте райдеры звезд — попытка произвести на промоутеров впечатление опытного артиста и профессионала может сыграть вам в минус: каждый сложный или необычный пункт райдеров подразумевает затраты для принимающей стороны. Любой арт-директор внимательно изучает эти документы, прежде чем принять решение о проведении концерта.  

В технический райдер входит описание аппаратуры, которую артист везет с собой, и той, которую должен предоставить организатор; стейдж-план (схема расстановки и подключения оборудования на сцене); инпут-лист (порядок и способ подключения аппаратуры), а также комментарии — в них содержатся требования по проведению саундчека и концерта, рекомендации по настройке звука и зачастую список оборудования, с которым артист принципиально не работает. 

Также в техрайдере прописываются штрафные санкции за невыполнение его пунктов — от неустоек до отмены концерта без возврата предоплаты за него.   

Вновь подчеркнем, что технический райдер может сильно повлиять на бюджет концерта и, соответственно, целесообразность его проведения. 

Если состоявшийся артист может потребовать заказать для своего выступления оборудование определенных производителей, то молодому музыканту эта опция почти всегда недоступна: довоз бэклайна может сделать концерт априори нерентабельным. Так что арендовать необходимую аппаратуру, которой нет в клубе, вам, скорее всего, предложат за свой счет. 

Именно поэтому ваш райдер на начальном этапе должен быть универсальным и содержать действительно необходимые пункты (см. ниже) — держите в голове, что в региональном клубе, скорее всего, не будет ни акустической системы нужной вам марки, ни требуемого пульта, ни гитарных кабинетов.

Составление технического райдера, как и многих других документов, всегда лучше доверить профессионалам. Если у вас нет своего или дружественного звукорежиссера — в базовых моментах музыканты могут разобраться сами. 

Изучите райдеры гастролирующих артистов, близких вам по стилистике, — их иногда можно найти либо в соответствующих разделах на сайте, либо в прикрепленных документах в паблике музыканта во «ВКонтакте». Но, напомним, ни в коем случае не копируйте сложные пункты: вам важно понять логику составления документа и адаптировать его под свои нужды.

На что нужно обратить внимание при составлении технического райдера

Если вы начинающий артист и выступаете в небольшом клубе, в техрайдере, как правило, достаточно перечислить самое необходимое. К примеру, вот райдер молодой группы, которая попросила «ИМИ.Журнал» не публиковать ее название:   

«Для выступления требуется: два вокальных микрофона на стойках типа „журавль“, гитарный комбик, басовый комбик, вертушка для диджея, ударная установка (не менее трех стоек под „железо“, не считая стойки для хай-хэта, малый барабан; „железо“ и педаль барабанщик возит с собой), не менее трех мониторов и двух независимых мониторных линий». 

Но даже при таком, казалось бы, простом и понятном райдере вам нужно предусмотреть все мелочи. Так, в нашем примере есть требование барабанщика — не менее трех стоек под «железо», не считая стойки для хай-хэта. Кроме того, авторы райдера акцентируют внимание на том, что часть инструментов ударник привозит с собой. Но три барабанные стойки есть далеко не в каждом клубе.

Более того, практически любой арт-директор расскажет вам массу историй про барабанщиков, которые считали, что все необходимое есть на площадке, и приезжали, например, без своего малого барабана. Такая мелочь, если она выясняется на саундчеке, может поставить под угрозу проведение концерта. 

Поэтому четко прописывайте в райдере все детали. Если гитаристу не подходит комбик определенной марки, напишите об этом. Если для вашей аппаратуры нужно 10 розеток на сцене, обязательно подчеркните этот момент. Если вы не возите с собой шнуры и на саундчеке вам понадобятся три провода «джек-джек» и один XLR, тоже не забудьте это прописать. Если вы передвигаетесь на вэне и возите с собой бэклайн или какую-то его часть, непременно обозначьте, что именно вы привозите с собой.

Фото: Adi Goldstein / Unsplash

Помимо списка оборудования, указывайте в техрайдере, сколько времени вам необходимо на саундчек. Рекомендуется сопровождать этот пункт уточнением, что отсчет времени идет с момента готовности сцены: это важное напоминание для клубного звукорежиссера, что к началу отстройки звука сцена должна быть собрана. 

Для маленьких площадок стейдж-план нужен далеко не всегда (хотя сделать его совсем не сложно, для этого существуют специальные сервисы). То же самое с инпут-листом. Помните, однако, что для выступлений на фестивалях наличие стейдж-плана и инпут-листа обязательно: технический директор заранее собирает райдеры со всех групп и исходя из них заказывает оборудование на фестивальную площадку. 

Что касается света: в небольших клубах, скорее всего, не будет хорошей световой аппаратуры, даже экран и проектор есть далеко не везде. Кроме того, начинающие артисты редко выступают с собственным светоинженером и виджеем, а в маленьком заведении своего световика попросту нет. Поэтому готовьтесь к тому, что на площадках может быть только статичный свет, даже цвет заливки сцены можно будет менять далеко не в каждом клубе. Если у вас серьезные требования по свету, вписывайте их в райдер, но настраивайтесь на то, что многие площадки не смогут принять вас у себя. 

Также в техрайдере обязательно должна быть указана контактная информация: либо звукорежиссера артиста, а если его нет — кого-то из музыкантов, кто лучше всех в группе разбирается в технике. Будьте готовы к тому, что звукорежиссер площадки, прочитав ваш райдер, перезвонит и предложит свой вариант оборудования и подключения исходя из возможностей клуба.  

Примеры:

1. Технический райдер популярного дуэта, который попросил не упоминать его название.  

2. Технический райдер андеграундного нойз-рок-трио Jars.

Общие принципы составления бытового райдера

В бытовых райдерах звезд можно увидеть массу требований, которые могут показаться странными: от встречи в аэропорту на автомобиле класса люкс до предоставления 5 пар носков и блока сигарет. И если первый пункт связан со статусом артиста, то второй и третий действительно могут быть необходимы в туре: плотный гастрольный график по схеме «переезд — гостиница — саундчек — выступление» не оставляет музыкантам свободного времени даже для похода в магазин.

Для небольшого DIY-артиста очень важно соблюсти баланс между возможностями промоутеров и собственным комфортом. Как и в случае с техническим райдером, бытовой — всегда дополнительный бюджет для принимающей стороны. 

Также помните, что туры — это не только приключение для молодой группы, но и источник сильного стресса. Поэтому всегда старайтесь предусмотреть возможность регулярного сна и нормального питания. Впрочем, и здесь необходимо сопоставлять свои пожелания с реальностью: если вы выступаете в клубе на 100 человек, в нем может не быть гримерки, а у организатора не будет возможности обеспечить вас ничем, кроме самого необходимого. Вносите в райдер действительно важные пункты и будьте готовы к компромиссам. 

Фото: Dan Burton / Unsplash

На что нужно обратить внимание при составлении бытового райдера

Обязательно укажите, сколько человек входит в команду артиста, требования по транспорту (самолет, купе, плацкарт). Не забудьте рассказать про возможный перевес при перелете или дополнительное багажное место в поезде (для тех, кто возит крупногабаритные инструменты и бэклайн). Если вы передвигаетесь на минивэне, напишите об этом, а также о том, что вам понадобится парковка около клуба. 

В пункте, связанном с проживанием, сообщите, какой класс гостиницы вам необходим. Если готовы ночевать в хостеле, сформулируйте минимальные требования к нему.   

Что касается питания — здесь в первую очередь нужно указать, есть ли в составе группы веганы и вегетарианцы, принимающая сторона должна заранее быть к этому готова. 

В случае с состоявшейся и собирающей группой питание артиста — далеко не самая значительная часть концертного бюджета, обычно промоутерам несложно выполнить все пункты райдера. Но если речь о DIY-музыкантах, готовьтесь к тому, что момент с едой вам придется решать индивидуально с каждым организатором. 

Клубы устроены по-разному: где-то музыкантов покормят по основному меню, где-то готовы предоставить на него скидку, где-то могут предложить только стафф-обеды (еда, которая готовится для персонала), где-то кухни и вовсе нет. Универсальным решением могут стать суточные (стандарт — 1000 рублей на человека).  

Отдельно в бытовом райдере оговариваются требования по гримерке и тому, что должно быть предоставлено музыкантам перед выступлением. 

Вопреки распространенным заблуждениям, это не только еда и напитки. Если вам нужно зеркало, утюг, полотенца или что-то неочевидное, эта информация должна быть в райдере. Помните, что по умолчанию на площадке может не оказаться даже самых базовых вещей, например чайника. Вы должны перечислить все необходимое, вплоть до количества бутылок питьевой воды на сцену. 

Также обратите внимание организаторов на то, что гримерка должна быть либо охраняемой, либо запираться на ключ: таким образом вы перестрахуетесь от возможной кражи ваших вещей и оборудования, что, увы, не редкость в клубах. 

Если у вас есть специфические требования и пожелания, все они тоже должны быть сформулированы. Это могут быть как условия организации интервью с артистом на площадке, так и, например, запрет на использование стробоскопов во время концерта, если у кого-то из музыкантов эпилепсия. 

Финальный пункт бытового райдера — напоминание организаторам о том, что они должны заранее согласовать с артистом тайминг пребывания в городе. В случае с гастролями это подробный документ, где по минутам расписан график музыкантов: от встречи на вокзале или в аэропорту до всех нюансов, связанных с выступлением (выезд на площадку, время саундчека и концерта), а также активностями музыкантов (интервью и эфиры, свободное время). Каждый пункт тайминга обязательно дополняется адресами локаций, где необходимо оказаться артистам, и контактами ответственных лиц.  

Если вы играете в своем городе, отдельный документ, скорее всего, не понадобится, нужно согласовать только время начала и окончания саундчека и концерта. 

Резюмируя, еще раз скажем, что в случае с райдерами всегда нужно быть готовыми к компромиссам: далеко не все промоутеры могут в точности выполнить ваши требования как по оборудованию, так и по бытовым нюансам. 

К слову, в этой ситуации оказываются и топовые артисты: их звукорежиссеры постоянно сталкиваются с тем, что региональные площадки не могут предоставить нужную аппаратуру и согласовывают с музыкантами компромиссные варианты. В любом случае чем подробнее составлены райдеры и чем больше важных для артиста требований в них сформулировано, тем проще и музыкантам, и промоутерам. 

Примеры: 

1. Бытовой райдер популярного дуэта, который попросил не упоминать его название.  

2. Бытовой райдер нойз-роковой группы Jars. Из него следует, что команда максимально неприхотлива, перемещается на вэне и решение почти всех бытовых вопросов берет на себя. С таким райдером Jars регулярно ездят в большие DIY-туры — они исколесили всю Россию от Калининграда до Владивостока и часто гастролируют по Европе. 


Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Instagram

Читайте также