Инструкция по организации клубного концерта. Шаг 3: Выбор площадки и общение с арт-директором

Недавно мы опубликовали рекомендации по подготовке промопакета и рассказали о том, как составить технический и бытовой райдеры. Сегодня делимся советами по тому, как выбрать площадку, договориться об условиях выступления и правильно построить общение с сотрудниками клуба. 

Текст: Илья Зинин

Как выбрать площадку 

Самое главное при выборе клуба — найти площадку нужного вам формата и вместимости. Группе, играющей хардкор, вряд ли имеет смысл обращаться в заведение, где звучит поп-рок. И наоборот, инди-поп-команде, скорее всего, не подойдет мрачный рок-клуб, где выступают металлисты.  

В первую очередь внимательно изучите расписание клуба: если в нем играют схожие с вами по стилистике команды, за этой площадкой, скорее всего, следит ваша потенциальная аудитория, а арт-менеджмент как минимум лоялен к подобной музыке.

Также имеет смысл ознакомиться с разделом «О клубе» или «Обратная связь» на сайте заведения: часто там бывает подробно расписано, на какой музыкальный формат ориентирован клуб и в каких артистах он заинтересован. 

Вместимость площадки — не менее важный фактор. Молодые музыканты часто заблуждаются, считая, что нужно сразу же громко заявить о себе и арендовать большой и известный клуб, а концерт провести обязательно в пятницу или субботу. Помните: битком забитый маленький клуб в вашем случае гораздо лучше, чем полупустой большой. 

История знает массу примеров, когда карьеры больших артистов запускались в крохотных заведениях — например, группа «Ленинград» первую популярность получила в «Проекте ОГИ», 5’Nizza и «Бумбокс» — в «Китайском летчике Джао Да», а обсуждаемые сейчас «Хадн Дадн» и Гречка — в Powerhouse и «Ионотеке» соответственно. Заполненный клуб (а еще лучше солд-аут, когда проданы все билеты) создает ощущение востребованности группы и у зрителей, и у арт-директоров других площадок, которые пристально следят за происходящим у конкурентов и ищут новые имена. 

Выбирая день выступления, нужно помнить, что пятницы и субботы клубы отдают хедлайнерам: в эти дни арт-директорам нужно обеспечить максимальный кассовый сбор и барную выручку. Да, безусловно, уик-энды справедливо считаются главными концертными вечерами, но и конкурирующих событий абсолютно любой направленности в эти дни всегда больше. 

Среда, четверг и воскресенье — тоже вполне хорошие дни для выступлений, заметного спада посещаемости в это время нет. Более того, практика показывает, что артисты собирают свою аудиторию и в понедельник, и во вторник. Поэтому в качестве потенциальных дат для концертов рассматривайте все дни недели. Если начинающей группе предложат выступить в рейтинговом клубе во вторник, это гораздо лучше, чем сыграть в пятницу в малоизвестном заведении на окраине города.

Фото: Alexander Popov / Unsplash

Какими могут быть условия проведения концерта

Финансовые условия всегда очень сильно зависят от вместимости и репертуарной политики площадки. Маленькие клубы на 100–150 человек зарабатывают на баре и готовы отдавать музыкантам от 80 до 100% от входа. Чем больше вместимость клуба, тем большую роль в его экономике играет билетная выручка. Поэтому в зале на 400 человек процент может быть уже 70 на 30. 

Клубы делятся на две категории: одни реализуют собственную репертуарную политику и делают концерты своими силами, другие сдают площадку в аренду. Первые предпочитают платить артистам процент от входа или гонорар; вторые в этом не заинтересованы. 

Площадки с репертуарной политикой, как правило, строже подходят к отбору артистов, но зависят от сборов и помогают музыкантам с промокампанией. Клубы, предлагающие выступить на арендных условиях, обычно ограничиваются тем, что размещают информацию о концерте на своих ресурсах и позволяют повесить на площадке афиши. С кем именно работать, решать вам. 

Одни артисты предпочтут меньше заработать, но выступить в подходящем им по имиджу клубе и получить от площадки промоподдержку. Другие, с уже сложившейся аудиторией, заплатят аренду, проведут рекламную кампанию самостоятельно и получат большую финансовую отдачу. 

Универсальных ставок на аренду нет, она зависит от огромного количества факторов: статуса клуба, его технической оснащенности, вместимости, месторасположения и дня недели. В Москве аренда зала на 500 зрителей будет варьироваться от 30 до 100 тысяч рублей. 

В любом случае, все индивидуально. Если вы ранее не работали с площадкой и впервые обсуждаете с ней условия, знайте: вам предложат завышенную цену, для проверенных промоутеров и артистов она ниже. Это касается и процента от входа, и аренды. Так что не стесняйтесь торговаться: если вам предложили 70% от входа, попробуйте поднять процент до 80 или хотя бы до 75. Аренду, напротив, всегда можно хотя бы незначительно, но снизить. 

Опасения представителей клуба можно понять: они не работали с вами и не знают, чего ждать от концерта. Поэтому, торгуясь, не стесняйтесь обсуждать бонусные схемы. Если площадка настаивает на 70% от входа, можно в ответ предложить условия, что если количество билетов превысит, скажем, 100, то клуб платит 80%. Видя заинтересованность артиста в сборе, арт-директора часто идут на уступки. Так что придумывайте варианты с гибкими условиями: это прекрасно работает.     

Фото: Pim Myten / Unsplash

Как общаться с арт-директорами клубов

Профессия арт-директора клуба сильно романтизирована: в массовом сознании это богемный персонаж, который непрерывно тусуется и выпивает с музыкантами. В реальности арт-директор — невероятно загруженный делами менеджер, на котором висит огромное количество договоренностей и через которого проходит колоссальное количество информации. 

Для того чтобы он откликнулся на ваше предложение о концерте, нужно выстроить правильную коммуникацию. Поэтому в первую очередь рекомендуем пользоваться теми контактами, которые указаны на сайте, обычно это рабочий мейл. 

Если вы у кого-то узнали телефон арт-директора, но он о вас никогда не слышал — звонить бесполезно. Ничего, кроме раздражения, это не вызовет. Для того чтобы обсуждать концерт, арт-директор должен хотя бы ознакомиться с вашей музыкой. Это же касается и чатов в социальных сетях, а также мессенджеров представителей клуба: далеко не все готовы обсуждать в них деловые вопросы с незнакомцами. 

Ваше письмо арт-директору должно быть вежливым и информативным, чтобы он обратил на него внимание в потоке других мейлов (помните, что десятки групп, скорее всего, в этот же день шлют арт-директору свои демозаписи). 

Чем больше подробностей и пожеланий вы сообщите, тем лучше. Конкретизируйте свое предложение: напишите о желательной дате или диапазоне дат (при этом помните, что расписание клубов обычно верстается за 3–5 месяцев до нужных вам чисел), условиях и цене билета. Также сообщите о предполагаемом сборе и о том, как вы намерены продвигать концерт. Обязательно дайте ссылку на свой промопакет (пресс-релиз из него можно продублировать и опубликовать в конце письма) и аккаунты в социальных сетях

Первый продемонстрирует, что вы серьезно относитесь к развитию группы и у вас есть все необходимое для анонсов; вторые любой арт-директор обязательно изучит. Он оценит активность артиста, количество подписчиков, послушает треки и посмотрит, как реагирует на посты ваша аудитория. Даже если у вас всего несколько сотен подписчиков, но они лайкают посты и комментируют их, — этого вполне достаточно для того, чтобы договориться о концерте на маленькой площадке.     

Не стоит прикреплять к письму треки: это моветон. Всегда лучше дать ссылку либо на социальные сети, либо на Bandcamp или SoundCloud. Также не стоит пытаться обмануть арт-директора: если вы напишете, что месяц назад собрали в конкурирующем клубе 500 человек по билетам, хотя в реальности их было 100, не исключено, что он свяжется с коллегами и уточнит информацию, а вы после такого попадете в черный список. 

Вероятность, что ваше письмо останется без ответа, тоже весьма велика: зачастую арт-директора не успевают отвечать на все мейлы. Кроме того, клуб может не заинтересовать ваше предложение. На сайтах многих площадок написано что-то вроде «демозаписи не рецензируются и не комментируются, если вам не ответили - значит, ваше предложение нас не заинтересовало». Со стороны клубов это не невежливость, а необходимость: вступать в переписку и объяснять причины отказа у арт-директоров нет ни времени, ни желания.

Так что, если вам не ответили, перешлите письмо повторно. Если и здесь молчание, тогда уже можно напомнить о себе сообщением в социальных сетях или мессенджерах. В том случае, если и это не поможет — скорее всего, ваш концерт клубу неинтересен. Не отчаивайтесь и ищите другую площадку. Далеко не всегда получается забить концерт в первом же заинтересовавшем вас пространстве.    

Как оформить договоренности о концерте

Еще недавно практически весь клубно-концертный бизнес в России находился в «серой» зоне: без договоров предпочитали работать и артисты, и площадки. Сейчас ситуация стремительно меняется: у собирающего артиста обязательно есть юридическое лицо и ведется документооборот. Крупные клубы также в большинстве своем работают с артистами по договору.

Но стоит быть реалистами: многие маленькие площадки не оформляют концерты юридически, а у начинающих артистов зачастую нет юрлица. В этом случае вам нужно проверить репутацию клуба: долго существующие площадки с именем, как правило, порядочны во взаимоотношениях с артистами. Чтобы перестраховаться, обязательно зафиксируйте достигнутые с арт-директором финансовые условия в отдельном письме. 

Пример концертного договора от одного из крупных московских клубов. 

Как выстроить коммуникацию с сотрудниками клуба 

Концертный персонал клуба средней вместимости — это обычно арт-директор, PR-менеджер, SMM-менеджер, звукорежиссер, дизайнер и менеджер, который отвечает за концерты непосредственно в день их проведения. На небольших площадках часто бывает, что один человек совмещает сразу несколько позиций. 

После того как вы достигли договоренностей с клубом о дате и условиях концерта, вам нужно проговорить все остальные нюансы — от промокампании до согласования райдеров. Как правило, эти моменты обсуждаются с арт-директором, а дальше он переключает общение на соответствующих сотрудников. 

Фото: Alexander Popov / Unsplash

Рекламная кампания: что нужно обсудить заранее

Если вы забили концерт в рейтинговом клубе, афишу которого регулярно публикуют СМИ, это вовсе не значит, что они дадут материалы и о вашем выступлении. Поэтому до старта рекламной кампании обсудите с клубом, какую именно PR-поддержку он может вам оказать. Помните, что в сетке такого клуба в месяц несколько десятков концертов, в СМИ невозможно разместить анонсы всех событий, поэтому площадка будет в первую очередь заниматься приоритетными для себя концертами. Но если вы заранее обсудите PR-поддержку, вероятность того, что клуб поможет вам с анонсами и материалами в СМИ, сильно повысится. 

SMM-поддержка — по такому же принципу. Проговорите, кто создает и как продвигает встречи (событие в фейсбуке, например, целесообразнее создавать от клуба: оно отобразится в расписании, его увидят подписчики группы площадки). 

Обсудите, какое количество анонсов может дать клуб в своих аккаунтах, также проговорите возможность публикации в тематических пабликах: у клубного SMMщика могут быть с ними свои договоренности о размещении анонсов. Следует помнить, что если вы не обсудите все активности заранее, то потом можете столкнуться с тем, что клуб по умолчанию вам ничего не обещал и никак содействовать в рекламе не сможет.

Если вы даете первый концерт и вам отдали вторник, морально готовьтесь к тому, что представители клуба не смогут помочь вам с промокампанией. При таком раскладе просите хотя бы самый минимум: изучите интернет-ресурсы площадки, посмотрите, где возможны анонсы: вам обязательно нужен анонс на сайте клуба, а также хотя бы один пост в социальных сетях. Если на сайте есть баннеры, обсудите, можно ли разместить на них ваш концерт. 

Дизайнер есть в штате далеко не каждого клуба, поэтому нужно заранее согласовать, кто разрабатывает макет афиши и ресайзы (баннеры разных размеров) для соцсетей. Если их делает клубный дизайнер, вы должны прислать ему промофотографии, оговорить дедлайны и потом согласовать макеты. Если дизайн ложится на ваши плечи, то чем раньше вы об этом узнаете, тем проще будет найти дизайнера и подготовить макеты. 

Другие организационные вопросы, которые нужно согласовать заблаговременно

Технический райдер также нужно согласовать заранее. Как правило, арт-директор на базовом уровне сможет сам его прокомментировать и сказать, все ли необходимое есть на площадке. Если чего-то не хватает, попросите подключить к диалогу звукорежиссера. Если потребуется дозаказ оборудования, через клуб это почти всегда получится дешевле: у площадки, как правило, есть дружественные прокатчики и скидки. Также не поленитесь и обязательно запросите и изучите райдер клуба: просматривая ваш документ, представители площадки могли что-то упустить, вам для перестраховки нужно самим удостовериться, какое именно оборудование есть в клубе. 

О том, что будет происходить на площадке в день выступления, нужно также договориться заранее. Обсудите время начала концерта и его окончания (по пятницам и субботам, например, в клубе могут быть ночные вечеринки, выступление должно закончиться за час до их начала, а в будние дни клуб может закрываться в 23:00). 

Саундчеки на разных площадках также проходят в разное время: где-то за три часа до концерта, а в заведениях, где днем есть бизнес-ланч, может действовать правило об утренних чеках, которые должны закончиться до полудня. Есть и другие нюансы: какие-то площадки работают круглосуточно, какие-то открываются только к моменту проведения саундчека. Время чека и концерта, а также график работы клуба всегда лучше понимать заранее, чтобы выстроить логистику в день выступления. Представьте себе, что вы выступаете в чужом городе зимой за процент от входа и едете на поезде, который прибывает утром, — если днем клуб закрыт и откроется только вечером, вам нужно заранее найти место, где вы проведете время до начала саундчека. 

Про бытовой райдер тоже лучше уточнять заблаговременно: если вы играете за гонорар и у вас есть специфические требования, предварительное обсуждение — гарантия того, что райдер изучили и приняли к сведению. В случае, когда группа выступает за процент от входа, вы просто будете знать заранее, смогут вас покормить на площадке или нет.   

После того как вы обсудили все вышеперечисленные вопросы (в переписке или по телефону), не поленитесь написать резюмирующее письмо со всеми договоренностями, которых вы достигли. Помните: все, что обсуждается на словах, может быть забыто арт-директором в следующую минуту. То, что согласовывается письменно, всегда может утонуть в переписке. Поэтому общее письмо с достигнутыми договоренностями - важнейший пункт. Если вы отдельно обсуждали райдер со звукорежиссером, а промокампанию — с PR-менеджером, все равно имеет смысл подготовить общее письмо со всеми пунктами и поставить в копию участников диалога. После того как отправите мейл, обязательно добейтесь обратной связи, представители клуба должны подтвердить все изложенные в нем договоренности. 


Подписывайтесь на ИМИ в социальных сетях:

Facebook | ВКонтакте | Telegram | Instagram

Читайте также