Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/257/image/article-7226e33f2046018b7624084264d19b61.gifВладимир Завьялов2020-08-08T16:50Как нелегально скачивали музыку в России и мире
Как нелегально скачивали музыку в России и мире

Как нелегально скачивали музыку в России и мире

Приход стриминг-сервисов в Россию в 2015 году практически свел на нет музыкальное пиратство. Для большинства тех, кто, например, не покупал музыку в iTunes — платить 169 рублей в месяц за медиатеку в телефоне оказалось практичнее и удобнее, чем тратить время на поиск нелегальных способов скачать музыку бесплатно. «ИМИ.Журнал» рассказывает, что случилось с «фанки», «сусликом», «ватой» и другими сервисами эпохи интернет-пиратства. 


В мире


Napster

Что было: в 1999 году 19-летний американский программист и меломан Шон Фэннинг с двумя друзьями — Джорданом Риттером и Шоном Паркером (в будущем сооснователем Facebook) создали пиринговую сеть по обмену mp3-файлами. 

Сервис работал так: пользователи могли открыть доступ к своей медиатеке для всех и при этом скачивать музыку у других юзеров. При этом интерфейс Napster был гораздо проще, чем других пиринговых сетей (IRC, Hotline, Usenet). 

Запуск Napster вызвал огромный ажиотаж: за первые несколько дней программу скачали около пятнадцати тысяч пользователей, а месяцы спустя счет тех, кто открыл для себя доступ к нелегальному контенту с помощью этой программы, пошел уже на миллионы.

Что стало: в 2000 году барабанщик группы Metallica Ларс Ульрих обнаружил, что демоверсия их песни «I Disappear» оказалась в Napster за несколько дней до выхода, и обратился в суд. Вслед за Metallica иск на компанию подал Dr. Dre, а после рэпера — и RIAA (Ассоциация звукозаписывающей индустрии Америки). 

Утонув в судебных тяжбах, исках и штрафах (самый крупный — 36 миллионов долларов от RIAA), руководители Napster решили закрыть сеть в 2001 году. Несмотря на то что бренд Naspter несколько раз менял владельцев и существует даже сейчас, свою первоначальную функцию сервиса бесплатной музыки платформа утратила навсегда. 

В 2011 году шведский музыкальный стриминг-сервис Spotify запустился в США — одним из инвесторов запуска был Шон Паркер, сооснователь Napster. 

А вот как Spotify пришел в Россию


The Pirate Bay

Что было: самый известный торрент-трекер в мире появился в 2003 году. The Pirate Bay был проектом шведской НКО Piratbyrån («Пиратское бюро»), которая поддерживала борьбу против копирайта и выступала за свободное распространение информации. 

В отличие от Napster и других p2p-сетей, The Pirate Bay начал использовать более эффективную систему торрентов, в которой файлы нужно было скачивать не целиком у одного пользователя, а по кусочкам у множества юзеров.

Запустившись как локальный скандинавский проект, The Pirate Bay быстро разросся по всему миру — к концу 2004 года на трекере было уже более 60 тысяч файлов, а к концу 2005 года —  2,5 миллиона активных пользователей. 

Что стало: История судебных исков к проекту и блокировок сайта может растянуться на несколько страниц текста — серверы «пиратов» отключали от электропитания и вынуждали сайт переезжать на иностранные домены, а функционеров проекта даже сажали в тюрьму. В ряде государств The Pirate Bay заблокирован — в том числе и в России. При этом в некоторых странах по причинам, которые сложно объяснить здравой логикой, The Pirate Bay работает и по сей день.


Soulseek

Что было: как показала практика, принудительное закрытие Napster не только не решило проблему цифрового пиратства, а еще больше усугубило ее: в начале нулевых стали появляться другие файлообменные сети — Kazaa, eMule, Shareaza. 

Но, наверное, главным правопреемником Napster стал Soulseek, который появился на рубеже 1999–2000 годов, но стал популярным уже после закрытия Napster — в России сервис прозвали «сусликом». 

Soulseek работал по привычной для файлообменных сетей технологии: файлы находились не на централизованном сервере, а у пользователей, сервер лишь помогал юзерам связаться друг с другом. На скачивание файлов стояла долгая очередь: если один пользователь скачивал у другого музыку, остальным юзерам приходилось ждать окончания загрузки.           

Что стало: удивительно, но Soulseek работает до сих пор — интерфейс программы даже обновляется.


What.CD

Что было: В отличие от остальных торрент-трекеров, в What.CD загружали музыку в формате высокого качества FLAC. Чтобы попасть на трекер, нужно было пройти собеседование с модераторами сайта в специальном чате. Российские пираты-аудиофилы называли сервис «Ватой». 

What.CD запустился в 2007 году на базе прекратившего работу торрент-трекера Oink (который функционировал по тем же правилам — закрытый сайт для пиратов-аудиофилов). К 2010 году на «Вату» загрузили больше миллиона файлов — это был рекорд для закрытых торрент-трекеров. 

Что стало: всю свою жизнь What.CD провел под перекрестным огнем DDoS-атак и преследований от IFPI, Международной федерации производителей фонограмм. В 2016 году торрент-трекер был закрыт навсегда — после сообщения о том, что серверы сайта перешли к французским властям.   


В России


Zaycev.net

Что было: В середине 2000-х в рунете было много сайтов, которые позволяли скачивать музыку нелегально (Myzuka.ru и Jetune, например), но появившийся в 2004 году Zaycev.net быстро стал самым популярным среди них — то ли из-за звучного названия, то ли из-за удобства интерфейса. 

Аудиторией «Зайцев» был массовый слушатель. На сайте не было ни карточек артиста, ни возможности скачивать альбомы целиком, ни распределения контента по категориям, ни редкой музыки — зато можно было быстро скачать радиохиты.    

Что стало: После ужесточения антипиратского законодательства и стриминг-революции «Зайцы» не закрылись, а подстроились под новую реальность — теперь это полноценный и абсолютно легальный стриминг-сервис с веб-версией и мобильными приложениями для iOS и Android, а также месячной подпиской за 169 рублей. 

Впрочем, «Зайцы» уступают крупнейшим стриминг-сервисам по функционалу — разделения музыки по альбомам тут до сих пор нет. 


FunkySouls и файлообменники          

Что было: В первой половине 2000-х в российском и мировом интернете стали набирать популярность сайты-файлообменники — огромные публичные серверы, на которые можно было загрузить для обмена с другими пользователями любой файл со своего компьютера (как правило, с ограничением по размеру). Меломанам приходилось ждать, просматривать рекламу, решать капчи и производить массу других утомительных действий, прежде чем заветный файл начинал загружаться. 

Очевидно, что пользователям была нужна дополнительная площадка для размещения ссылок с альбомами — так появились форумы, где слушатели не только искали и находили, но и обсуждали музыку. Таких форумов было много (среди них выделялся, в частности, форум русской версии журнала NME), но главным стал FunkySouls — точнее, огромный музыкальный раздел этого сайта. В середине и конце нулевых именно на страницах «Фанков» появлялись утечки альбомов до релиза, обсуждались новинки инди-музыки и находились коллекционные редкости разных жанров.                   

Что стало: С появлением стриминг-сервисов, телеграм-чатов и других площадок для прослушивания/обсуждения музыки аудитория FunkySouls заметно поредела, но сайт жив до сих пор и выполняет ровно те же функции: пираты-меломаны здесь по-прежнему выкладывают ссылки на скачивание музыки с файлообменников, разве что не в тех масштабах. В России ресурс заблокирован.


RuTracker                   

Что было: самый известный торрент-трекер в России запустился под названием Torrents.ru в 2004 году и предложил более быстрый (чем файлообменники) способ нелегально скачивать музыку: вытянуть с ресурса крошечный торрент-файл, открыть специальный клиент и ждать, когда начнется загрузка. Контент загружался, если пользователь, передававший данные скаченного торрента, находился в сети. 

На Torrents.ru пираты размещали дискографии групп, концерты и клипы без ограничений размера файлов (как это было у публичных серверов). 

Что стало: в 2012 году площадка переименовалась в RuTracker, а в 2013-м оказалась втянута в судебные процессы, которые закончились три года спустя блокировкой сайта на территории РФ. 


«ВКонтакте»

Что было: в 2007 году появилась социальная сеть Павла Дурова, и, пожалуй, главное, что отличало ее от Facebook — возможность загружать аудиозаписи. Так, буквально за несколько лет «ВКонтакте» превратилась в самый крупный каталог аудиозаписей в рунете, который насколько активно, настолько и бессистемно наполнялся пользователями соцсети. 

Треки во «ВКонтакте» эпохи Дурова могли называться и звучать как угодно. В 2010–2011 годах «ВКонтакте» позволила прикреплять к посту сразу несколько файлов и дала пользователям возможности создавать публичные страницы: так соцсеть быстро наводнили жанровые паблики, где выкладывали целые альбомы — пользователи еще не научились слушать музыку легально, но уже отучились ее скачивать.

Правда, стоит сделать одну оговорку: с помощью сторонних сервисов музыку из «ВКонтакте» все-таки можно было скачать.        

Что стало: В 2013 году «ВКонтакте» пошла навстречу новому антипиратскому законодательству и начала удалять треки по требованию лейблов и артистов, а в 2016 году полностью легализовала контент, запустив стриминг-сервис «Музыка ВКонтакте», который год спустя был переименован в BOOM.

В интерфейсе соцсети до сих пор можно слушать песни бесплатно, правда с рекламными вставками и 30-минутным лимитом на прослушивание в день в мобильном приложении.