Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Профессия кинокомпозитор: чем занимаются, сколько зарабатывают и как стать одним из них
Фотографии предоставлены героем материала
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/700/image/article_featured-c8634b43f33bc00dea4c112fb4b8e31e.jpgАйдар Хуснутдинов2025-12-03T14:05Профессия кинокомпозитор: чем занимаются, сколько зарабатывают и как стать одним из них

Профессия кинокомпозитор: чем занимаются, сколько зарабатывают и как стать одним из них

Фотографии предоставлены героем материала
03 декабря 2025

Содержание

Как стать кинокомпозитором и нужно ли для этого музыкальное образование? Где искать заказы и что должно быть в портфолио? Сколько можно получать в этой сфере и стоит ли браться за проекты без гонорара? На эти вопросы отвечает кинокомпозитор Дмитрий Селипанов, работавший над музыкой для фильмов «Лёд», «Коллектор», «Бешенство» и других.

Как сделать первые шаги на рынке киномузыки

Чтобы попасть на рынок киномузыки, нужно в первую очередь обладать профессиональными навыками — уметь быстро и хорошо писать музыку, предоставлять заказчику профессионально звучащий результат в рамках брифа и референсов, общаться с ним в понятной и доброжелательной манере. Приобрести эти навыки можно только с опытом. Надо написать очень большое количество музыки, прежде чем она начнёт звучать профессионально

Вторая часть работы — это донесение своих умений до рынка. Эта деятельность связана по большому счету не с уровнем ваших композиторских умений, а с коммуникативными навыками. Необходимо выходить из своей скорлупы, обзаводиться профессиональным кругом общения и поддерживать с ним контакт, искать людей, которые занимаются тем, что вам интересно, и возможность с ними сотрудничать.

Свой первый заказ я нашёл в 2008 году, запустив поиск по вузам во «ВКонтакте» и найдя всех людей, которые оканчивали режиссуру ВГИКа. Я написал им много писем и на одно из них получил ответ режиссёра Насти Тарасовой. Она сказала, что готовит режиссёрский дебют и моя музыка ей понравилась. 

Институты, которые выпускают режиссёров, — это хороший старт для молодого композитора, потому что у всех режиссёров есть выпускная работа и им всем нужна музыка. Кроме того, вуз — это лаборатория, в которой завтра появятся яркие новые имена. Многие знаменитые дуэты режиссёров и композиторов сложились именно в студенческие годы. Я в своё время ходил во ВГИК вольнослушателем и некоторые знакомства с режиссёрами завел там. 

Стоит ли браться за бесплатные заказы? Да, и не только на первых порах. Если заказ интересен с художественной точки зрения, то я иногда и сейчас могу себе позволить за него взяться, хотя нахожусь уже в другой точке карьеры. 

Но чего не советую делать на любом этапе карьеры — это работать задёшево и тем более демпинговать. Делая так, вы начинаете ассоциироваться у продюсеров с самым низкооплачиваемым сегментом рынка, и вряд ли после этого вам будут предлагать больше. Надо работать за адекватные деньги, желательно постоянно чуть-чуть превышая собственную объективную стоимость.

Отдельный рынок — это трейлерная киномузыка. Она выпускается альбомами, те потом распространяются по монтажёрам и студиям, которые занимаются непосредственно созданием трейлеров. Если кому-то из сотрудников студии нравится определённый трек на альбоме, композиция покупается для использования и автору трека выплачивается ощутимый гонорар. 

Фильмы и сериалы, композитором которых был Дмитрий Селипанов

Лицензия за цельный трек в трейлере фильма может стоить от 1,5 миллиона рублей, и даже больше — это зависит от проекта и крутости библиотеки. Ваша первичная задача — оказаться на таком альбоме. Для этого надо найти в интернете, какие компании занимаются их выпуском. Их сейчас довольно много: есть большие, которые делают музыку для трейлеров крупных фильмов, есть компании поскромнее. Есть наша успешная на этом рынке компания Imagine Music

Можно связываться с основателями этих компаний и посылать им своё портфолио. Крайне желательно, чтобы примеры работ в этом портфолио были релевантны кинорынку. Не стоит посылать представителям компаний комедийную мелодию или развёрнутую лирическую тему. В трейлерной музыке художественное наполнение приглушено, а на переднем плане — яркость и броскость музыки. Это музыка «внешне-оформительного» характера. Попробовав работать в этом жанре, вы прокачаете продюсерские скиллы и, возможно, даже приобретёте немного другой взгляд на музыку.

Как грамотно оформить портфолио

Мне кажется, с составлением портфолио у многих композиторов большие проблемы. Мы часто пытаемся показать всему миру, что можем всё без исключения, и поэтому многие составляют портфолио невообразимого объёма, в которых показано абсолютно всё, что они умеют, в том числе писать треки по 12 минут. Тем временем у людей на другой стороне провода не настолько много времени.

Ваши развёрнутые симфонические произведения, скорее всего, будут слушать по несколько секунд, а в лучшем случае — не дольше пары минут. Лучше всего создать небольшой деморил (по аналогии с шоурилом) — наиболее яркую выжимку из произведений, демонстрирующих, на что вы способны. Точно не больше 10 фрагментов, а лучше меньше. Можно отдельно загрузить и полные версии композиций — и при необходимости направлять их потенциальным заказчикам.

Удобнее всего загружать треки и нарезки из них на сервисы типа ReelCrafter — это стандарт. Их удобство в том, что они легко интегрируются на любые сайты, а также на них можно создавать закрытые ссылки. Это может понадобиться, если необходимо показать режиссёру материал, который вы не имеете права публиковать, или если создаётся специальный плейлист для питча на конкретный проект.

Сайт композитору тоже нужен, но сейчас это скорее репутационная визитная карточка, функционала в нём не так много. Мы живём во времена, когда мало кто специально заходит на сайты: все ваши заказчики есть в соцсетях, и удобнее быть ближе к ним. 

И на сайте, и в соцсетях желательно разместить информацию о себе. 

Решение о том, чтобы взять вас в проект на такую важную роль, как композитор, принимается не только исходя из ваших профессиональных способностей и навыков, но и исходя из вашего портрета как человека, в том числе коммуникативных способностей.

Каким бы ни был ваш рассказ о себе, с вами всё равно захотят поговорить лично.

Как искать заказы в кино

К сожалению, нет конкретного рецепта, который работает для всех. Заводите связи, устанавливайте личные отношения с людьми, которые впоследствии смогут предложить вам работу. При этом желательно не создавать впечатления, что всё, чего вы хотите от этого человека, — это заказ. Нужно не быть ярко выраженным карьеристом, а на самом деле интересоваться кино и завязывать отношения на этой почве. Как именно их завязать? Способов много. Это зависит от вашего психотипа. 

Можно ходить в места, где тусуются киношники, и пытаться установить личный контакт. Я выраженный интроверт и в этом деле очень плох. Я много раз заставлял себя ходить на такие тусовки, но, как правило, это не давало никакого результата, потому что у меня плохо получалось подойти к незнакомому человеку и начать с ним непринуждённо обсуждать что-то связанное с кино. 

Мне проще было выбрать массовую рассылку писем, которая не требует личного контакта. Я много этим занимался в разных ситуациях. Например, когда хотел работать в трейлерах, то просматривал все компании, которые пишут музыку для трейлеров, и рассылал им портфолио. Это был очень долгий процесс. Он занял больше года. Счёт писем шел на сотни. А результатом в таких случаях является даже одно положительное решение. Это был психологически сложный период. Но надо его пережить, если есть такая цель.

Фильмы, композитором которых был Дмитрий Селипанов

Тут стоит сказать, что я редко слышал, чтобы кинокомпозитора наняли работать над фильмом, получив от него имейл. Композитор — один из главных авторов фильма, это очень ответственная позиция, и обычно на неё ищут человека, которого знают лично (но это не значит, что не нужно никому писать). 

В общем, надо мониторить все возможности и стараться их использовать. А когда вам удастся зацепить несколько проектов и вы сделаете работу хорошо, начнёт работать сарафанное радио, которое станет инструментом для карьерного роста. Но это очень долгий процесс, и надо настроиться на стайерскую дистанцию. Ожидание больших результатов сразу чревато большими разочарованиями.

Что в приоритете — узкая специализация или универсальная

Специализация и универсальность — две конфликтующие школы. Универсальность — это адаптивность. Если хотите повысить свою рыночную стоимость и быть профпригодными, нужно уметь работать с любым фильмом — хоть комедией, хоть боевиком. В каком-то смысле все большие композиторы, выпустившие свои работы до 2000-х, являются универсалистами.

С другой стороны, в последние годы есть тренд на то, чтобы брать на работу в кино не кинокомпозиторов в классическом понимании, а музыкальных артистов. То есть людей, которые умеют делать что-то одно, но очень хорошо, и незаменимы в этом. Это касается как электронных и поп-артистов, так и просто композиторов с ярким индивидуальным почерком, которые не хотят его размывать. Примеры таких людей — Трент Резнор, создавший саундтрек к фильму Дэвида Линча «Шоссе в никуда», и Хильдур Гуднадоуттир, композитор «Джокера».

Не думаю, что существует глобально правильная или неправильная позиция по поводу выбора одного из двух описанных выше путей. Если вам интересно писать музыку в разных жанрах и стилях, надо развивать в себе соответствующие качества. Лично мне такой подход близок. Я люблю кино за то, что оно не даёт мне зациклиться на чём-то одном. Каждый новый вызов развивает вас как профессионала

С другой стороны, если вы чувствуете, что обладаете каким-то оригинальным взглядом на конкретный жанр и вам интересно углубляться в этом направлении, то на первых порах вам будет чуть сложнее найти заказы в кино, потому что вы не будете подходить под 99% фильмов. Но зато для оставшегося 1% вы будете подходить больше, чем кто бы то ни было. Здесь надо в первую очередь делать упор на личную артистическую карьеру и уже потом рассчитывать, что это вас приведёт к заказам в кино. 

Зачем кинокомпозитору музыкальное образование

Профильное образование абсолютно точно нужно любому профессиональному музыканту. При этом важно не просто иметь диплом об окончании вуза, а постоянно изучать музыку на профессиональном уровне и получать знания, которые релевантны вашей музыкальной карьере. 

Консерватория ли это, частные уроки или чтение литературы — неважно. Стравинский — великий композитор, но формального музыкального образования у него не было. Он брал частные уроки, правда, у великого педагога. Учиться музыке надо обязательно, и вот почему.

Кинокомпозитор — это очень технологичная профессия. Одна из рутинных частей нашей работы — постоянно отслеживать состояние прогресса в области звука и соответствовать ему. Вам нужно обладать всеми последними средствами производства, включая синтезаторы, библиотеки звуков и плагины эффектов, потому что этот инструментарий делает вас конкурентоспособным. Нет смысла слушать портфолио очень талантливого композитора, которое отвратительно звучит. Такого автора никто не возьмёт на работу. В нашу эпоху сначала идёт обёртка, а потом содержание. Композитор должен быть продюсером, он должен уметь не только придумать музыку, но и создать полноценно звучащую фонограмму. Никто не будет судить о величии ваших идей, пока вы качественно не воплотите их своими руками.

Знание того, какой инструмент в оркестре выбрать для той или иной партии, — это знание того же порядка, как и то, какой микрофон применить для записи того или иного инструмента и на какой дистанции он должен быть расположен. И то, и то влияет на эмоциональное восприятие вашей музыки слушателем. По возможности надо уметь делать всё, в том числе сводить. Во время питчинга вам необходимо конкурировать с профессионально сведённой музыкой. 

Также вам, скорее всего, придется работать с компьютерными оркестровками. Мой совет людям, которые ими занимаются, — слушайте живой оркестр. Очень часто композиторы забывают, что умеет оркестр, как он звучит и что они пытаются воссоздать. Поэтому произведения таких авторов часто звучат как космическая музыка, невозможная в реальной жизни; из-за этого она теряет присущую оркестровой музыке выразительность. 

Слушайте хорошие исполнения. Ходите на концерты. Обращайте внимание на балансы, масштабы, краски. Запоминайте, как люди играют музыкальную фразу и как они её строят. Это и надо стараться воссоздать, а не то, что вам диктует семпл. Также имеет смысл сравнивать готовую работу с электронными аранжировками крутых мастеров, чтобы понять, получилось у вас или нет.

Сколько можно заработать на музыке для кино

Сложно говорить о конкретных размерах гонораров. Нормальный композиторский гонорар — от двух миллионов рублей на крепком хорошем проекте. Есть и те, кто получает существенно больше. При этом некоторые авторы готовы бесплатно писать музыку для определённых проектов и даже не против сами заплатить за возможность поучаствовать в создании интересного им фильма.

Также композиторы получают процент отчислений, которые собирает РАО. Эта организация медленно выплачивает роялти авторам, её деятельность сложно отследить, и она никому толком не подотётна. К сожалению, её представители часто задерживают выплаты или недоплачивают кинокомпозиторам, ссылаясь на долги кинотеатров.

Правовые аспекты работы кинокомпозитора

Внимательно читайте договор с заказчикам. Там может быть прописано всё что угодно — вплоть до того, что вы возмещаете весь бюджет производства фильма, если, например, ваша копия фильма окажется в интернете. Отслеживайте такие глупости и не давайте людям паразитировать на себе.

Композитор — это человек, который живёт на доходы от того, что он пишет музыку. И чтобы прожить, надо не просто один раз получить гонорар, но и получать отчисления, пока продукт приносит деньги его создателям.

Как попадать в саундтреки со своей музыкой и получать за это деньги — читайте в материале ИМИ