Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/624/image/article-fe485c00aada259a1433dfd3b56fa13a.jpgЕвгений Петрушанский, Юля Рябова2022-10-19T15:40Как сотрудничать с музыкантами, искать единомышленников и номинироваться на «Грэмми»Работа независимого джазового лейбла: опыт Rainy Days
Работа независимого джазового лейбла: опыт Rainy Days
Как сотрудничать с музыкантами, искать единомышленников и номинироваться на «Грэмми»

Работа независимого джазового лейбла: опыт Rainy Days

Как сотрудничать с музыкантами, искать единомышленников и номинироваться на «Грэмми»

За последние пять лет независимый джазовый лейбл Rainy Days, основанный командой энтузиастов, прошел путь от первых жанровых релизов до номинации на «Грэмми» и организации фестивалей. Сооснователь Rainy Days Евгений Петрушанский рассказал, как развивалась история издательства, и поделился советами для тех, кто хочет открыть свой независимый лейбл. 


Как устроен Rainy Days

Лейбл был создан в 2017 году мной и командой энтузиастов. На самом деле, у нас не было какого-то четкого плана: мы решили поддерживать джазовых музыкантов, потому что любим эту музыку и всегда ее слушали. Было интересно выбрать направление, которое действительно нуждается в развитии, как нам казалось на тот момент.

За все время работы мы выпустили около двадцати релизов — кульминацией стала номинация релиза американской пианистки Рэйчел Экрот на «Грэмми» как «Лучший современный инструментальный альбом». К сожалению, мы не выиграли, но сам факт номинации для нас — уже выдающийся результат, мощный прорыв для такой нишевой индустрии, как джазовая музыка.

Параллельно с выпуском релизов мы работаем над организацией фестивалей. В прошлом году мы провели большое событие с нашими партнерами и друзьями из проекта «Хот Культур», это петербургский проект, которым руководит Александр Малич. Еще во время пандемии мы обсуждали, как можем поддержать музыкантов в нынешней ситуации и сделать что-то интересное, чтобы не сидеть на месте. В результате придумали записывать маленькие лайв-сессии музыкантов в разных дружественных нам заведениях Петербурга. 

В нашей команде несколько человек совершенно разных профессий и интересов, и все они незаменимы. И только таким образом, на наш взгляд, может существовать независимый лейбл. Одни занимаются организацией мероприятий, другие — винилом, третьи — маркетингом, четвертые — финансами. Все эти люди обладают разными навыками, важными для независимой организации. Когда мы создавали лейбл, то не знали, куда движемся — нам повезло, что по ходу возникновения новых сложностей мы успевали перестраиваться, находить нужных людей для решения разных задач и консультировались с ними. Нам повезло еще в том, что все, с кем мы работали, всегда были заинтересованы в нашей поддержке. Я говорю и про музыкантов, и про сочувствующих людей из музыкальной индустрии, и просто про наших друзей, которые занимаются абсолютно другими вещами.

Евгений Петрушанский. Фотография предоставлена героем материала

Работа с артистами на Rainy Days началась с сотрудничества с джазовым барабанщиком Сашей Машиным, который был долгое время музыкальным продюсером лейбла. Благодаря ему мы очень много узнали о джазовой кухне. Если посмотреть на список наших артистов, то можно понять, что все музыканты — от первого до последнего связаны друг с другом. Кто-то приводил кого-то, приглашал кого-то к себе на запись, кто-то был заинтересован выступить. Например, мы несколько раз привозили иностранных артистов на наши мероприятия, и когда оказывались в Европе или Америке, встречались с ними, договаривались о сотрудничестве с музыкантами нашего лейбла. Из таких коллабораций возникала куча новых идей и куча классных записей — в том числе, и номинация на «Грэмми». 

Что такое независимый лейбл

В первую очередь, это дружеский коллектив. Понятно, что любая организация сильно привязана к финансовой составляющей, но, если упираться только в нее, ничего не получится. Мы с самого начала выбрали концепцию длительной перспективы: даже если у нас не происходит быстрого развития, мы движемся к определенной цели.

Независимый лейбл — это группа единомышленников, которые сами по себе интересные профессионалы. Это не только команда, но и музыканты.  Это кажется странным, но на самом деле, независимый лейбл — вообще не про музыку, а про общение и про умение быть инициативным, предлагать идеи, слушать друг друга и развиваться сообща. 

Надо понимать, что независимый лейбл — это убыточное предприятие. Мы существуем на собственные средства и на гранты: например, прошлогодний фестиваль мы провели благодаря получению финансовой поддержки. Нужно смириться с тем, что если вы начинаете что-то независимое, что-то нетипичное и что-то очень нишевое, придется помучиться и потерпеть. Лейбл для нас — это дополнительная творческая возможность, второстепенная деятельность. Это просто классный, важный дополнительный элемент, который большинству из нас важен как творческим единицам.

Как эффективно строить отношения с музыкантами

Важно понимать, что работа с музыкантами не укладывается в стандартную бизнес-модель «сотрудник — работодатель». Вы сопереживаете друг другу, вместе работаете, вы заинтересованы в результате. Музыка — один из самых важных элементов культурной жизни человека. И в жизни человека в принципе. Когда ты работаешь с музыкантами, они должны чувствовать, что для них ты — не просто какой-то деятель или функционер, а человек, обладающий огромным количеством навыков. И ваши навыки могут быть полезны для развития друг друга. Соответственно, это развитие возможно, только если вы относитесь к музыкантам как к личностям. В независимых лейблах история с кабальными контрактами как у мейджоров не работает.

Другой жизненно важный для независимого лейбла аспект работы связан с поддержкой деятельности музыкантов. Лейбл поддерживает артистов, а артисты, в свою очередь, заинтересованы в том, чтобы лейбл функционировал и имел возможность их поддерживать. И это не та структура, когда вы ожидаете, что кто-то кому-то должен. Это абсолютно инициативная, безвозмездная деятельность, пусть и с коммерческой частью. Когда появился Rainy Days, куча музыкантов стала интересоваться нами и предлагать свою музыку. Мы не могли обещать им гигантские заработки, баснословные гонорары и ежегодные номинации на «Грэмми», но музыканты все равно были заинтересованы в сотрудничестве, потому что у них появилась возможность развиваться.

Лейбл должен предоставить артисту карт-бланш на работу с музыкальным материалом. Музыканты очень ревностно относятся к своим композициям и, соответственно, как только независимый лейбл пытается внедриться в процесс музыкального продюсирования, очень часто не понимая каких-то тонкостей, композиторы начинают переживать и тревожиться, что их музыку могут неправильно интерпретировать. В итоге они просто не хотят производить такую фонограмму. Поэтому команде независимого лейбла важно предоставлять музыкантам возможность вести абсолютно расслабленную и комфортную подготовку к процессу записи фонограммы. Естественно, есть диалог и есть возможность обсуждать нюансы, но важно не перегнуть палку и не требовать от музыкантов что-то изменить в их произведении. 

Лейблу также необходимо давать музыканту возможность отключиться от организационных аспектов записи. Артист должен быть уверен, что есть команда, ответственная за бронирование студии, поиски нужных инструментов и решение других вопросов, не связанных напрямую с творчеством. Вместе с тем команде лейбла важно соблюдать баланс между творческой и технической работой. То есть не нужно с головой окунаться только в технические элементы, забывая про музыку. И так же точно опасно окунаться только в музыку, забывая о технических особенностях — это всегда чревато отсутствием контроля над происходящим. 

Также не стоит забывать о том, что вся ваша деятельность в конечном счете должна приносить деньги, потому что вы оплачиваете работу музыкантов, очень большой объем производства, препродакшн и постпродакшн. Независимый лейбл, опять же, не ориентирован на большой заработок, но приступая к работе над фонограммой, вы должны быть уверены, что у вас хватит средств для реализации задуманного

Как лейбл выбирает музыкантов

Важно работать с теми, кого ты хорошо знаешь. Эти люди, в свою очередь, также привлекут друзей, с которыми им интересно сотрудничать и записываться. Первое время нас смущало, что на записи появлялись одни и те же персоны. Позже мы поняли, что это особенность маленькой джазовой сцены и круг музыкантов сильно ограничен.

Кроме этого, выбирая артистов для лейбла, нужно ориентироваться не только на творческую составляющую, но и на личность музыкантов. Нам важно сотрудничать с теми, кто собирает вокруг себя такое же комьюнити, как и лейбл. Все люди, с которыми мы работали, даже юристы, появились не просто так. Работа на лейбле предполагает здоровый обмен опытом. Вы не обязаны дружить с каждым сотрудником или музыкантом, но важно в равной степени оценивать вклад друг друга и соблюдать принципы взаимоуважения. 

Музыкант, с которым мы работаем, должен серьезно относиться к своему развитию: уверен, что любой независимый лейбл заинтересован поддерживать в первую очередь тех, кому этой поддержки недостаточно. Rainy Days появился именно из-за желания поддерживать тех, кому это нужно. В целом, у артиста есть два способа выпустить музыку: вместе с лейблом или без него. Артист может быть суперсамодостаточным, уверенным в том, что изданный самостоятельно релиз принесет успех — существует масса примеров таких музыкантов. Но есть и ситуации, когда артист не может это сделать без лейбла: у него недостаточно энтузиазма, энергии и времени, чтобы заниматься релизом в одиночку. Есть и музыканты, которым просто важно быть с кем-то, чувствовать поддержку команды. 

Как сотрудничать с иностранными музыкантами

Мы начали работать с зарубежными артистами во время подготовки фестивалей. Очень часто наши музыканты предлагали нам привезти кого-нибудь, чтобы потом записать, и лейблам важно не забывать о такой опции. Вы можете не просто приглашать артиста из-за границы за огромные деньги для записи, а договориться о более объемном и выгодном процессе. Например, вместе с предложением записать совместный релиз вы можете пригласить иностранных артистов сыграть несколько концертов в туре. Когда вы начинаете общаться, обсуждать идеи, сходитесь по гонорару, договариваетесь о датах, находите логистически удобное решение, может так получиться, что приглашенные вами зарубежные музыканты будут рекомендовать вас дальше, расскажут о вашем лейбле своим коллегам по сцене. 

В Европе и Америке приглашенные музыканты зачастую заинтересованы не только в том, чтобы профессионально отработать свой гонорар, но и в дальнейшем общении. Лично у меня появилось очень много друзей среди музыкантов, с которыми мы работали, просто потому, что мы были на одной волне, нам было о чем поговорить. Но у кого-то и другой формат работы — они приходят, качественно отрабатывают свой гонорар и уходят. Оба варианта возможны. 

Как избежать ошибок на старте

Запуская свой независимый лейбл, вы должны понимать, что все ваши планы могут реализоваться только в долгосрочной перспективе. На мой взгляд, только последовательный подход и любовь к своему делу приносят плоды. Не всегда те, которые вы ожидаете и не всегда в нужный момент — бывает, что эти результаты могут абсолютно неожиданно огреть по голове. Но все равно это будут результаты, к которым вы стремились. И тут все зависит только от вашего профессионализма и умения работать в коллективе. 

На старте своей деятельности будьте готовы к тому, что ошибки неизбежны. Эти ошибки не катастрофичны и ограничивают вашу творческую деятельность, но важно научиться оперировать ими, уметь их преодолевать и анализировать, чтобы не допустить повторения. Например, при выпуске первых альбомов мы не знали, что нужно закладывать время на продвижение и, как следствие, у нас были несвоевременные контакты с рекламщиками, с промоутерами за границей и в России. С третьим и четвертым релизом мы учли этот опыт и, естественно, в дальнейшем таких ошибок не повторяли. Но чтобы учиться на своих ошибках, нужно обладать терпением и временем.  

Я часто слышал, что многие в джазовой индустрии не сразу работают с новыми компаниями. Для кого-то важно сначала посмотреть, не загнется ли новый бизнес через год. В определенный момент эти слова нашли подтверждение в жизни: когда мы выпускали уже пятнадцатый-шестнадцатый релиз, я увидел, что люди с гораздо большим интересом реагируют на него. Соответственно, и ощущение от нашей работы стало совершенно иным. 

Но не стоит учиться на ошибках, если речь идет о легальной стороне вопроса. Если вы открываете независимый лейбл и хотите выпускать музыку, сразу найдите юриста. Если вы начнете что-то выпускать, забыв о юридической составляющей, в дальнейшем столкнетесь с действительно серьезными проблемами. Потому что как только выпускаемая вами музыка будет приносить большие деньги, а у вас не будет подписанного контракта, вы рискуете оказаться в суде. 

При запуске независимого лейбла важно понять, что в какой-то момент вам придется взрослеть и пытаться балансировать между желанием быть творческим и желанием быть профессиональным в той деятельности, которой вы занимаетесь. От достижения этого баланса и зависит успех лейбла. 

Посмотреть вебинар целиком можно на YouTube-канале ИМИ