Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/623/image/article-01ffb57fd67b0a145cb64545597f3108.jpgИван Рябов, Руслан Тихонов2022-10-19T14:50Комментарии руководителя нового направления и представителей индустрии VK Records: как будут работать лейблы корпорации
VK Records: как будут работать лейблы корпорации
Комментарии руководителя нового направления и представителей индустрии

VK Records: как будут работать лейблы корпорации

Комментарии руководителя нового направления и представителей индустрии

В конце сентября VK объявил о запуске направления VK Records, в рамках которого компания будет создавать и развивать собственные лейблы. В рамках VK Records уже работают два лейбла: VK Music Records — будет заниматься поп-музыкой, и VK Beats Records, ориентированный на хип-хоп. «ИМИ.Журнал» поговорил с руководителем VK Records Виктором Абрамовым о задачах сервиса, а также собрал мнения музыкантов и представителей индустрии о новом направлении VK.


«Структура планируется как у мейджор-лейбла»: устройство VK Records

Как следует из ЕГРЮЛ, соучредителями ООО «ВК Битс Рекордс» и ООО «ВК Мьюзик рекордс» (два первых лейбла направления) стали российские дочерние компании VK — ООО «Компания ВК» (99%) и ООО «Управляющая компания ВК» (1%). 

Возглавил новую структуру 42-летний продюсер Виктор Абрамов. В его послужном списке — созданный в 2002 году лейбл Respect Production, продвигавший «Касту», и открытие в 2004-м сайта о хип-хоп- и рэп-культуре rap.ru. В 2010-е Абрамов работал креативным директором Black Star, а в 2021 году возглавил музыкальное агентство Invite Music и лицензионное агентство Invite Licensing (обе структуры, а также блогерское агентство Invite с мая 2022-го перешли под управление АО «МФ Технологии», контролирующего компанию VK).

О том, как устроена карьера Виктора Абрамова, читайте в «ИМИ.Журнале»

По словам Абрамова, функционал VK Records будет заключаться в первую очередь в «поддержке и грамотном построении карьеры: сервис будет помогать артистам на всех этапах и использовать для этого все доступные инструменты VK». Кроме того, VK Records намеревается сотрудничать со всеми музыкальными витринами как полноценный издатель.

«„ВКонтакте” всегда была социальным лифтом для артистов — они становились популярными благодаря инструментам платформы, выкладывали здесь свои первые релизы, общались с аудиторией. При этом не хватало инструмента для монетизации и лицензирования — лейбла или агрегатора. Теперь в нашей музыкальной экосистеме это есть», — отметил продюсер.

Он уточнил, что ориентированный на поп-музыку лейбл VK Music Records займется продюсированием в формате «360» — то есть полным сопровождением артиста, включая организацию концертов, ведение рекламных контрактов, PR и маркетинг, тогда как VK Beats Records станет «своеобразным конструктором», который включит в себя издательскую деятельность, услуги звукозаписи и продюсирования. Позже, по словам Абрамова, в экосистеме VK Records появлятся лейблы под каждое музыкальное направление — рок, инди и так далее. При этом у каждого направления будет свой идеолог и продюсер. 

«В каждом лейбле будет своя команда профессионалов — продюсер, менеджер артистов, сотрудники, отвечающие за лицензирование контента, лицензирование рекламы и гастрольную деятельность. Внутри каждого лейбла мы будем закрывать все направления, связанные с работой музыканта. Структура планируется как у мейджор-лейбла. Мы уже уделяем очень большое внимание музыкальному продакшену и собираем вокруг себя лучших артистов. Следующим этапом будет постройка нескольких собственных студийных комплексов VK Records», — рассказал собеседник «ИМИ.Журнала».

Абрамов уточнил, что в первую очередь лейблы VK Records будут обращать внимание на «тех, кто только начинает свою музыкальную карьеру». «Этих артистов мы будем искать во „ВКонтакте”, прислушиваться к советам нашей музыкальной редакции, у которой уже есть своя форма питчинга, будем создавать шоу талантов с дружественными медиахолдингами», — объяснил Виктор.

О том, как продвигать музыку во «ВКонтакте», мы писали в нашей большой инструкции

При этом он отметил, что несмотря на «ориентацию на выращивание молодых артистов до категории „А”», лейблам «есть, что предложить» и уже состоявшимся музыкантам — «благодаря инструментам VK и обширным внешним медиапартнерствам».

«Внутри VK огромное количество инструментов, которые могут быть направлены на продвижение музыки — социальная сеть „ВКонтакте”, подразделения внутри VK, спецпроекты, VK Fest, собственные мероприятия, дружественные медиаресурсы. На уровне айти мы можем придумывать новые решения для продвижения. У нас собралась профессиональная команда, которая прекрасно ориентируется в музыкальном бизнесе и заряжена на поиск талантов», — подытожил Абрамов.

«Многие артисты остались без присмотра, и, видимо, VK решил их собрать»: что говорят эксперты

Российский хип-хоп-артист Loqiemean в комментарии для «ИМИ.Журнала» заявил, что создание VK Records — это крупный прецедент на рынке: до сих пор ни одной стриминговой площадке не принадлежали полноценные лейблы. При этом он затруднился ответить, как это повлияет на рынок — но отметил, что для себя потенциальный вариант сотрудничества с новой площадкой не рассматривает.

С тем, что создание VK Records — первое подобное событие в индустрии, согласился и основатель и главный редактор музыкальных пабликов «Родной Звук» Вадим Чувашев.

«Если не ошибаюсь, то это первый случай, когда стриминг-платформа сама становится лейблом и дистрибьютором. Есть определенный конфликт интересов — как на релизы этого лейбла будут реагировать другие стриминг-платформы — „Яндекс”, „Звук” и так далее. Будут ли они их поддерживать?», — отметил Чувашев.

По предположению Вадима, на создание нового направления VK мог натолкнуть уход с российского рынка зарубежных мейджоров и сворачивание деятельности некоторых глобальных дистрибьюторов — например, The Orchard.

«Многие артисты остались без присмотра, и, видимо, VK решил их собрать. Вполне логичное решение, но не будут ли артисты и их релизы ограничены только экосистемой VK? Будут ли вообще доставляться в Apple Music (недавно все приложения VK исчезли из App Store, хотя позже появились) и Spotify? Есть определенные риски», — предположил собеседник «ИМИ.Журнала».

Основатель и ведущий эксперт консультационного бюро InSimple Алексей Николаев, в свою очередь, назвал новость о запуске VK Records «конструктивной», подчеркнув, что проектом будет заниматься опытная профессиональная команда, к которой он относится «с большим личным уважением». 

«VK Records обладает серьезными финансовыми и маркетинговыми возможностями для поддержки музыкальных проектов. С другой стороны, остальным рекорд-лейблам будет сложно конкурировать с VK Records в области A&R, что негативно скажется на общем состоянии и многообразии независимого музыкального рынка. И, конечно, есть опасение, что VK может приоритизировать треки, правообладателем которых будет VK Records, что также затруднит работу остальных участников рынка, учитывая значимость VK», — высказал свои опасения эксперт. 

Он отметил, что музыкальный рынок весьма чувствителен к подобной монополизации — она может ощутимо повлиять на культурные аспекты создания музыки, сократив многообразие музыкальных проектов. 

«Также нужно учесть, что часть игроков, опасаясь утечки статистической информации о прослушивании к своему конкуренту VK Records, может перестать доставлять музыку в экосистему VK, сосредоточив усилия по дистрибуции, скажем, на „Яндекс.Музыке”, что, в свою очередь, может негативно сказаться на востребованности „VK музыки”», — добавил Николаев.

При этом основатель InSimple выразил готовность к сотрудничеству с  VK Records в той или иной форме, и предположил, какие дальнейшие шаги предпримет компания в развитии сервисов.

«На мой взгляд, важным шагом для компании стало бы развитие именно децентрализованной дистрибуции в рамках модели Web3 и создание DAO на базе музыкальных пабликов. Для компании это даст значительный рывок, так как они смогут создать саму инфраструктуру нового рынка, соответствующего требованиям времени. При этом сохранится здоровый баланс в конкурентной среде музыкального рынка», — отметил эксперт.