Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Дистрибьюторы: вместе с выручкой растёт и нагрузка, в фокусе — проблемы с ИИ-контентом и пиратством
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/670/image/article_featured-68cf5e9b911ff5d1cab23e2eac6fdd98.gifКарина Бычкова, Яна Циноева2025-09-29T15:20Дистрибьюторы: вместе с выручкой растёт и нагрузка, в фокусе — проблемы с ИИ-контентом и пиратством

Дистрибьюторы: вместе с выручкой растёт и нагрузка, в фокусе — проблемы с ИИ-контентом и пиратством

29 сентября 2025

Содержание

29 сентября 2025

Расклад на рынке дистрибьюторов кардинально поменялся 

Дистрибьютор — ключевой элемент в цепочке доставки музыки от правообладателя к слушателю. «С февраля 2022 года рынок дистрибьюторов изменился самым кардинальным образом», — говорит исполнительный директор Zvonko Digital Дмитрий Коннов

Основные дистрибьюторы: январь 2022 / сентябрь 2025. Источник: Mishas Tips
Основные дистрибьюторы: январь 2022 / сентябрь 2025. Источник: Mishas Tips

Статус «Дистрибьютор» подразумевает принцип работы с лейблами и артистами на основе партнёрских контрактов, а статус «DIY-дистрибьютор» — работу с DIY-сегментом; один из таких дистрибьюторов — OffStep — пробыл на рынке с января 2024-го по апрель 2025-го. Также на иллюстрации представлены мейджоры — они присутствовали на рынке до 2022 года и обладали собственным дистрибуционным аппаратом.

«Рынок стал более изолированным, но быстро адаптируется за счёт локальных игроков», — говорят в ONErpm Eastern Europe. Сейчас его делят между собой российские Zvonko Digital и «Pulse.» (до весны 2025-го — S&P Digital, далее вывели «Pulse.» в отдельный бренд, сохранив название S&P Digital за лейблом), а также международные — Believe и ONErpm Eastern Europe. «Стало меньше игроков и, вероятно, только три из них сейчас могут напрямую отправлять российскую музыку на международные площадки», — объясняет Коннов. Источник в индустрии утверждает, что речь идёт о Believe, ONErpm Eastern Europe и Zvonko Digital.

Распределение на рынке дистрибуции по стримам на 2025 год. Единой методологии расчёта нет: все игроки оценивают свою долю по-разному, но сходятся на таких оценках. Источник: собеседники ИМИ в индустрии

В Zvonko Digital считают, что их доля рынка составляет примерно 30%. По оценке шести источников ИМИ на рынке дистрибуции, 25-30% занимают Believe (официально свою долю не раскрывают), а ещё 10-15% или 10-20% (оценки расходятся) — S&P Digital, также не раскрывают свою долю официально.

«Количество локальных лейблов с 2022 года выросло на пару тысяч (включая совсем маленьких), а дистрибьюторов при этом стало меньше. Возник дефицит предложений, и на рынке освободилось пространство для новых игроков», — говорит директор по работе с независимыми артистами и лейблами в «Pulse.» Владимир Юрченко. По его словам, именно эти факторы подтолкнули S&P Digital к усилению дистрибуционного направления и выводу его в бренд «Pulse.»: «За год мы выросли примерно в 2,5 раза по количеству партнёров. Активных партнёров сейчас чуть больше ста, мы вряд ли будем сильно наращивать эту цифру — скорее расстанемся с теми, кто не развивается». 

Профицит лейблов и сокращение количества игроков-дистрибьюторов привели к росту выручки у оставшихся участников рынка. Так, у ONErpm Eastern Europe с 2022 года ежегодно она росла «в двух- или трёхзначных процентных значениях». «Pulse.» отмечали увеличение выручки в 2024 году в пять раз. «Даже сейчас, когда эффект низкой базы позади, рост остаётся выше среднерыночного — на 84% по итогам второго квартала», — говорит Юрченко. 

Связь с глобальными рынками не утеряна до конца 

Уход и ослабление международных игроков, по словам Владимира Юрченко, заставили артистов искать новые решения по дистрибуции. Те, кто до 2022 года отгружался на стриминги через международных партнеров, были вынуждены переключиться на российский рынок. Команда ONErpm Eastern Europe также отмечает возникшие в 2022 году сложности с доставкой на российские стриминги из международных дистрибьюторов и проблемы с выводом средств из кабинетов ушедших компаний. «Некоторые артисты до сих пор не могут забрать свои каталоги, так как связаться с поддержкой сервисов, ушедших из России, стало затруднительно», — добавляют в компании. Вместе с тем новые условия рынка способствовали развитию партнёрских отношений между игроками. 

Вадим Хохлов

юрист по интеллектуальной собственности, оказывает помощь лейблам и артистам

«Если раньше лейблы жёстко конкурировали за каждого артиста и вполне могли переманивать музыкантов, то сейчас — нередко в силу необходимости — лейблы и дистрибьюторы объединяют усилия. Например, один крупный дистрибьютор может монетизировать западные площадки через другого крупного дистрибьютора. Первый получает отсутствие конкуренции и определённой рутины в работе с зарубежными площадками, а второй — существенно увеличивает каталог и прибыль».

Есть и случаи, когда российские артисты, подписанные на зарубежный лейбл, договариваются о дистрибуции на российские площадки с локальными игроками. Так, екатеринбургская дэт-кор-группа Slaughter To Prevail подписана на американский лейбл Sumerian Records, а для того, чтобы быть представленными на российских стримингах, работает с лейблом Osuma.

«Главным вызовом станет не внутренняя конкуренция, а глобализация российского контента. Задача — не просто поделить рынок, а выстроить новые мосты для экспорта русскоязычной музыки на международную арену», — отмечает консультант Рексофт Консалтинг Даниил Афанасьев. Так, российские дистрибьюторы находятся в процессе освоения новых рынков. В «Pulse.» рассказали, что у них появились «международные партнёры как по импорту, так и по экспорту». «Не так давно мы завели на рынок каталог индийской музыки на несколько тысяч позиций, есть и каталоги из других стран», — делится Владимир Юрченко. Несмотря на то, что работа с «экзотическими каталогами не всегда приносит ощутимый результат в силу языковых особенностей и специфических метаданных», компания продолжает пробовать и делает ставку на это направление.

В Zvonko Digital замечают, что рынки Индии и Китая «крайне сложны для эффективной работы». Среди причин — отсутствие понимания правил и особенностей рынков, а также их ориентация на локальные языки. «То же самое можно сказать про арабский, африканский, юго-восточный азиатский регионы, — объясняет Дмитрий Коннов. — Контент туда доставляется, но без маркетинга всё это не работает. А его сложно организовать из-за специфики рынков: требуются немалые усилия и средства для понимания особенностей их работы». 

Объёмы выпускаемой музыки увеличиваются

Гигантское количество контента в целом, по словам дистрибьюторов, сильно увеличило операционную нагрузку. В «Pulse.» говорят, что в первую очередь она ложится на IT-отдел, который приходится регулярно усиливать, чтобы оптимизировать и автоматизировать системы — и за счёт этого увеличивать проходную способность дистрибьюторов. При этом в компании утверждают, что на сроки модерации увеличение количества получаемого контента не повлияло. 

Владимир Юрченко

директор по работе с независимыми артистами и лейблами в «Pulse.» 

«Этот контент нужно модерировать, отслушивать, питчить, блокировать, оформлять. А с ростом SEO-оптимизированного контента, в котором метаданные прописываются под поисковые запросы, например, “музыка для сна” или “музыка для концентрации”, масштаб проблемы вышел на новый уровень. В последние пару лет такого контента становится всё больше, причем метаданные в нём могут доходить до абсурда и название одного трека может выглядеть так: “музыка для сна, музыка для расслабления, музыка для йоги, колыбельная для детей”. Сделано это в первую очередь для попадания в рекомендации умных колонок». 

С проблемой соглашается и Дмитрий Коннов: «Этот музыкальный мусор забивает всё — модерацию и места хранения файлов».  

Дистрибьюторы отмечают и рост пиратского контента — например, когда недобросовестные российские лейблы отгружают на площадки контент зарубежных артистов, не представленных в России, или сливы альбомов. В частности, «Pulse.» приходилось блокировать отгружаемые нелегальным способом релизы Charli XCX, Deftones, 2hollis. В первую очередь проблема актуальна для сервисов, которые работают с DIY-сегментом.

Проблем, связанных с ИИ-контентом, всё больше, решений — пока нет

«Сгенерированные ИИ мелодии засоряют каталоги на стримингах. К тому же от этого контента исходит угроза для артистов: на него распределяются деньги, стримы засчитываются, поэтому живые музыканты получают из-за этого меньше», — рассуждает Константин Власенко из Koala Music и добавляет, что «без мусорного контента, растущего год от года, было бы лучше». 

В декабре 2024 года НФМИ предложила не монетизировать контент, сгенерированный искусственным интеллектом, а также исключить его из объектов авторских и смежных прав. С такой постановкой вопроса не соглашались представители Яндекса и Сбербанка, подчеркивая, что ИИ является «всего лишь инструментом» и «позволяет людям выражать свой творческий замысел». На законодательном уровне этот вопрос остается открытым.

Есть и другая проблема с ИИ-контентом. Стало ещё сложнее определить, в каких случаях трек полностью сделан алгоритмами и на каких артистах он обучался, что ставит вопрос юридической чистоты новой фонограммы, говорит операционный директор «Pulse.» Максим Ворошилов. «Мы внедрили внутри кабинета маркировку ИИ-контента, хотя ни площадки, ни закон этого пока не требуют.  Но мы прогнозируем, что начнут, поэтому уже собираем информацию», — делится он. 

В ONErpm добавляют, что увеличение ИИ-контента — глобальная тенденция, поэтому это скорее является челленджем для индустрии, нежели проблемой.