Вы это слышали? Чем занимается музыкальный редактор стриминга
Мы поговорили с редактором Deezer Станиславом Горячевым о том, как составляются плейлисты для стримингов, что для этого надо уметь и как музыканту попасть в подборки треков сервиса.
Записала: Мила Кретова
Как становятся музыкальным редактором стримингового сервиса?
«Редактор музыкального сервиса — не та должность, которую можно получить, повесив резюме на рекрутинговый портал. Обычно эта работа сама находит человека, у которого есть богатый опыт в музыкальной индустрии.
Я играл в разных группах, потом работал радиоведущим и музыкальным редактором на радиостанции. Знакомый порекомендовал меня на должность редактора стримингового сервиса, после чего меня пригласили на собеседование.
Наверное, где-то существуют какие-то обучающие курсы для музыкальных редакторов, но я не искал. По сути, в этой профессии важен опыт работы с музыкой, широкий музыкальный кругозор и, конечно, чутье.
В редакторы стримингов приходят специалисты из смежных областей и туда же уходят, если эта деятельность надоедает. Искусственный интеллект, впрочем, пока не в состоянии нас заменить. Он еще не умеет так хорошо улавливать нюансы в музыке, как человек. Хотя надо признать, что алгоритмы развиваются весьма быстро: автоматические рекомендации становятся точнее и тоньше. Тем не менее я уверен, что на наш век работы хватит».
Что делает музыкальный редактор стриминга?
«В мои задачи входит составление плейлистов для разных целей аудитории сервиса, взаимодействие с лейблами и организациями по защите авторских прав.
Каждый день я слушаю новинки, ремейки, кавер-версии и даже старые и не самые популярные песни по 4–5 часов, правда, не целиком: обычно для того, чтобы составить впечатление о той или иной композиции, хватает 15 секунд.
У меня нет цели прослушать какое-то определенное количество музыки в сутки. Я веду около 50 плейлистов — новинки, жанровые подборки, треки для определенного настроения или праздника, хиты определенных лет и не только. Одни плейлисты обновляются ежедневно, другие — раз в пару недель. Есть сезонные подборки, которые меняются еще реже.
Музыка, которая нравится лично мне, попадает в раздел „Выбор редактора“. Периодически мне приходится создавать новые подборки, когда возникает ощущение, что чего-то не хватает. Так появился, например, плейлист „Вечер с друзьями“, собранный из хороших кавер-версий популярных хитов. В нем представлена приятная фоновая музыка. Так проявляется креатив редактора».
Как формируются плейлисты в стриминге?
«У каждого музыкального сервиса есть четкое понимание своей целевой аудитории. Во многом ее потребности определяют, какие композиции стриминг включит в плейлисты, а какие туда не попадут.
Чтобы понять интересы своей аудитории, компания проводит различные исследования.
Часть новой музыки редактору рекомендуют лейблы, иногда — знакомые из индустрии. Кроме того, довольно много времени составитель плейлистов тратит на самостоятельные поиски музыки на разных ресурсах, в том числе бесплатных, куда начинающие музыканты загружают свои композиции. Ситуация, когда тот или иной релиз есть только на одной платформе, встречается крайне редко.
Когда Deezer только появился в России, случалось, что некоторого локального контента не было на сервисе, потому что музыканты не знали о нашем существовании. Эта проблема решалась прямым выходом на правообладателя.
Мы работаем как с крупнейшими лейблами (Sony, Universal и Warner Music), так и с тысячами небольших. Бывает так, что из десяти треков, присланных звукозаписывающими монстрами, ни один не попадает в подборку. У нас нет никаких обязательств перед лейблами. Редактор сам решает, какой трек войдет в тот или иной плейлист».
Как музыкальные сервисы конкурируют между собой?
«Аудитория Deezer немного старше слушателей, подписанных на другие похожие сервисы.
Впрочем, в продвижении стриминга важен не столько музыкальный контент и количество плейлистов, сколько маркетинг: качество звучания, удобство интерфейса и прочие плюшки, востребованные у аудитории, в которую целятся сотрудники сервиса.
Например, среди пользователей Deezer много тех, кто самостоятельно формирует свой плейлист. Как правило, они не слушают наши подборки. Для таких слушателей у нас есть функция Flow, которая выдает бесконечный плейлист на основе анализа их поведения.
Еще аудитория Deezer может, например, влиять на подборку в плейлистах: ставить лайки или дизлайки, стримить понравившиеся треки. Для нас это один из способов отслеживать предпочтения слушателей.
Конкурентоспособность сервисов сейчас определяется тем, насколько они удобны для целевой аудитории, которая у каждого своя».
Как попасть в подборку стримингового сервиса?
«Я сейчас не открою страшную тайну и секрет успеха. Все просто: надо работать. Музыканты часто выступают за творчество и против рутины, но без нее, к сожалению, успеха не достичь.
Мало сочинить интересную песню и даже качественно ее записать. Необходимо регулярно выпускать что-то новое. Группа должна активно вести свои социальные сети, выступать, стараться быть на слуху. Шоу-бизнес — это такая же работа, как, например, офисная. Она требует последовательности и упорства».
Что самое сложное в работе музыкального редактора стриминга?
«Во-первых, отличать личные музыкальные пристрастия от интересов целевой аудитории. Я люблю довольно жесткую техно-музыку, но далеко не всем это нравится. Возможно, когда-нибудь я такой плейлист соберу. Хотя на глобальном уровне такие подборки уже есть.
Во-вторых, важно сохранять умение чувствовать тренды в разных музыкальных жанрах. Это просто, когда ты работаешь в одном-двух стилях, но если постоянно приходится ориентироваться в совершенно разных исполнителях, то довольно сложно не потеряться в том, что происходит у каждого из них.
В-третьих, нужно как-то не перегореть. Как и любая работа, прослушивание музыки в какой-то момент утомляет, внимание и острота восприятия притупляются. Поэтому опытные редакторы делают регулярные перерывы между подходами к новой музыке.
Надо признаться, что чем больше я работаю музыкальным редактором, тем меньше любимых жанров у меня остается. Сейчас я чаще слушаю классических композиторов и саундтреки к фильмам. Это помогает отвлечься».
И наверняка в Deezer есть плейлист с такой музыкой?
«Да. Но составляют его не локальные редакторы, а коллеги из головного офиса в Париже. Собранные ими плейлисты доступны во всех странах. Плейлисты локальных редакторов, напротив, работают на конкретную страну».
Сколько платят музыкальному редактору стриминга?
«Сейчас на рынке равновесие: спрос и предложение для редакторов музыкальных сервисов примерно на одном уровне. Зарплатная вилка в нашей профессии составляет от 60 до 150 тысяч рублей. В IT платят чуть больше, на радио — чуть меньше. Зависимости заработка от каких-то показателей нет, обычно речь идет о фиксированной ставке, принятой в той или иной организации».