Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/127/image/article-681a18b3a2bb2816a5ebc72be915d1e1.jpgМила Кретова2019-11-10T21:30Вы это слышали? Чем занимается музыкальный редактор стриминга
Вы это слышали? Чем занимается музыкальный редактор стриминга

Вы это слышали? Чем занимается музыкальный редактор стриминга

10 ноября 2019

Авторы

Мила Кретова
Мила Кретова
10 ноября 2019

Мы поговорили с редактором Deezer Станиславом Горячевым о том, как составляются плейлисты для стримингов, что для этого надо уметь и как музыканту попасть в подборки треков сервиса.

Записала: Мила Кретова

Как становятся музыкальным редактором стримингового сервиса?

«Редактор музыкального сервиса — не та должность, которую можно получить, повесив резюме на рекрутинговый портал. Обычно эта работа сама находит человека, у которого есть богатый опыт в музыкальной индустрии. 

Я играл в разных группах, потом работал радиоведущим и музыкальным редактором на радиостанции. Знакомый порекомендовал меня на должность редактора стримингового сервиса, после чего меня пригласили на собеседование.

Наверное, где-то существуют какие-то обучающие курсы для музыкальных редакторов, но я не искал. По сути, в этой профессии важен опыт работы с музыкой, широкий музыкальный кругозор и, конечно, чутье.

В редакторы стримингов приходят специалисты из смежных областей и туда же уходят, если эта деятельность надоедает. Искусственный интеллект, впрочем, пока не в состоянии нас заменить. Он еще не умеет так хорошо улавливать нюансы в музыке, как человек. Хотя надо признать, что алгоритмы развиваются весьма быстро: автоматические рекомендации становятся точнее и тоньше. Тем не менее я уверен, что на наш век работы хватит».

Что делает музыкальный редактор стриминга? 

«В мои задачи входит составление плейлистов для разных целей аудитории сервиса, взаимодействие с лейблами и организациями по защите авторских прав.  

Каждый день я слушаю новинки, ремейки, кавер-версии и даже старые и не самые популярные песни по 4–5 часов, правда, не целиком: обычно для того, чтобы составить впечатление о той или иной композиции, хватает 15 секунд. 

У меня нет цели прослушать какое-то определенное количество музыки в сутки. Я веду около 50 плейлистов — новинки, жанровые подборки, треки для определенного настроения или праздника, хиты определенных лет и не только. Одни плейлисты обновляются ежедневно, другие — раз в пару недель. Есть сезонные подборки, которые меняются еще реже.

Музыка, которая нравится лично мне, попадает в раздел „Выбор редактора“. Периодически мне приходится создавать новые подборки, когда возникает ощущение, что чего-то не хватает. Так появился, например, плейлист „Вечер с друзьями“, собранный из хороших кавер-версий популярных хитов. В нем представлена приятная фоновая музыка. Так проявляется креатив редактора».

Как формируются плейлисты в стриминге?

«У каждого музыкального сервиса есть четкое понимание своей целевой аудитории. Во многом ее потребности определяют, какие композиции стриминг включит в плейлисты, а какие туда не попадут.

Чтобы понять интересы своей аудитории, компания проводит различные исследования.

Часть новой музыки редактору рекомендуют лейблы, иногда — знакомые из индустрии. Кроме того, довольно много времени составитель плейлистов тратит на самостоятельные поиски музыки на разных ресурсах, в том числе бесплатных, куда начинающие музыканты загружают свои композиции. Ситуация, когда тот или иной релиз есть только на одной платформе, встречается крайне редко.

Когда Deezer только появился в России, случалось, что некоторого локального контента не было на сервисе, потому что музыканты не знали о нашем существовании. Эта проблема решалась прямым выходом на правообладателя.

Мы работаем как с крупнейшими лейблами (Sony, Universal и Warner Music), так и с тысячами небольших.  Бывает так, что из десяти треков, присланных звукозаписывающими монстрами, ни один не попадает в подборку. У нас нет никаких обязательств перед лейблами. Редактор сам решает, какой трек войдет в тот или иной плейлист».

Как музыкальные сервисы конкурируют между собой?

«Аудитория Deezer немного старше слушателей, подписанных на другие похожие сервисы. 

Впрочем, в продвижении стриминга важен не столько музыкальный контент и количество плейлистов, сколько маркетинг: качество звучания, удобство интерфейса и прочие плюшки, востребованные у аудитории, в которую целятся сотрудники сервиса. 

Например, среди пользователей Deezer много тех, кто самостоятельно формирует свой плейлист. Как правило, они не слушают наши подборки. Для таких слушателей у нас есть функция Flow, которая выдает бесконечный плейлист на основе анализа их поведения. 

Еще аудитория Deezer может, например, влиять на подборку в плейлистах: ставить лайки или дизлайки, стримить понравившиеся треки. Для нас это один из способов отслеживать предпочтения слушателей.

Конкурентоспособность сервисов сейчас определяется тем, насколько они удобны для целевой аудитории, которая у каждого своя».

Как попасть в подборку стримингового сервиса?

«Я сейчас не открою страшную тайну и секрет успеха. Все просто: надо работать. Музыканты часто выступают за творчество и против рутины, но без нее, к сожалению, успеха не достичь. 

Мало сочинить интересную песню и даже качественно ее записать. Необходимо регулярно выпускать что-то новое. Группа должна активно вести свои социальные сети, выступать, стараться быть на слуху. Шоу-бизнес — это такая же работа, как, например, офисная. Она требует последовательности и упорства».

Что самое сложное в работе музыкального редактора стриминга?

«Во-первых, отличать личные музыкальные пристрастия от интересов целевой аудитории. Я люблю довольно жесткую техно-музыку, но далеко не всем это нравится. Возможно, когда-нибудь я такой плейлист соберу. Хотя на глобальном уровне такие подборки уже есть.

Во-вторых, важно сохранять умение чувствовать тренды в разных музыкальных жанрах. Это просто, когда ты работаешь в одном-двух стилях, но если постоянно приходится ориентироваться в совершенно разных исполнителях, то довольно сложно не потеряться в том, что происходит у каждого из них.

В-третьих, нужно как-то не перегореть. Как и любая работа, прослушивание музыки в какой-то момент утомляет, внимание и острота восприятия притупляются. Поэтому опытные редакторы делают регулярные перерывы между подходами к новой музыке.

Надо признаться, что чем больше я работаю музыкальным редактором, тем меньше любимых жанров у меня остается. Сейчас я чаще слушаю классических композиторов и саундтреки к фильмам. Это помогает отвлечься».

И наверняка в Deezer есть плейлист с такой музыкой?

«Да. Но составляют его не локальные редакторы, а коллеги из головного офиса в Париже. Собранные ими плейлисты доступны во всех странах. Плейлисты локальных редакторов, напротив, работают на конкретную страну».

Сколько платят музыкальному редактору стриминга?

«Сейчас на рынке равновесие: спрос и предложение для редакторов музыкальных сервисов примерно на одном уровне. Зарплатная вилка в нашей профессии составляет от 60 до 150 тысяч рублей. В IT платят чуть больше, на радио — чуть меньше. Зависимости заработка от каких-то показателей нет, обычно речь идет о фиксированной ставке, принятой в той или иной организации».

Авторы

Мила Кретова
Мила Кретова