Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/625/image/article-f26a472cd9d106f76c7b1d7f6ecb1ec6.jpgРуслан Тихонов2022-10-21T11:40Промогруппы, площадки, фестивали, производство музыкального оборудования Музыка в релокации: как артисты и деятели индустрии перенесли свое дело за рубеж
Музыка в релокации: как артисты и деятели индустрии перенесли свое дело за рубеж
Промогруппы, площадки, фестивали, производство музыкального оборудования
Фестиваль Changeover. Фотография: Ярослав Булавин / Changeover

Музыка в релокации: как артисты и деятели индустрии перенесли свое дело за рубеж

Промогруппы, площадки, фестивали, производство музыкального оборудования
Фестиваль Changeover. Фотография: Ярослав Булавин / Changeover

Начало спецоперации в Украине и объявление частичной мобилизации в России спровоцировали отток граждан из страны — в том числе артистов и представителей индустрии. Еще весной в Армении, Грузии и Сербии образовались промоутерские объединения Camerata в Ереване и Volya Team в Тбилиси, а команда Connected Agency, работавшая над фестивалями «Боль», Awaz и Moscow Music Week, переехала в Белград. Вместе с тем россияне, связанные с музыкальной индустрией, перевозили за границу свои бизнесы и открывали в других странах новые площадки. «ИМИ.Журнал» рассказывает, какие проекты основали участники российской музыкальной сцены после переезда за рубеж.


«Мы можем помочь развитию экономики в своем секторе»: производители музыкального оборудования

В конце весны петербургская компания Zvukofor Sound Labs, занимающаяся разработкой музыкальных аппаратов — эффектов обработки, контроллеров, пультов и электроники для акустических инструментов — целиком перевезла свое производство из России. 

Переезд планировался на протяжении двух лет, но триггером для него послужила спецоперация. Основатель компании Валентин «Звукофор» Викторович рассказал: «Мы собрались уезжать сразу после двух дней шока. Как только в первые недели закрылись основные магазины поставок электронных компонентов, решение было принято окончательно. Экстренность сборов и уровень психического напряжения усложнили дело, но мы поговорили с коллегами из Soma Laboratory и друзьями из Армении, которые организовывали фестиваль Synthposium, и поняли, что будем в хорошей компании и с серьезными перспективами». В состав компании входит два человека, не считая бухгалтера на аутсорсе, благодаря чему переезд удалось осуществить в два этапа: в марте коллега основателя полетел в Армению открывать ИП, арендовать жилье и разведать обстановку, а 31 мая Валентин вместе с женой и детьми перевезли туда 50 килограммов оборудования. 

Клиенты Zvukofor Sound Labs распределены по всему миру, что позволяет компании иметь стабильный заработок и выделять средства на новые разработки. По словам звукорежиссеров, жить на эти деньги в Армении стало проще, а доброжелательная среда страны только добавляет продуктивности и располагает к творчеству. Валентин отмечает возросшее на фоне мобилизации количество коллабораций с местными музыкантами и эмигрантами, а также с переехавшими коллегами по техническому цеху LARK и Soma Laboratory

Сейчас Викторович предоставляет все услуги музыкального производства: продакшн, запись, сведение, мастеринг — на его счету работа над альбомами Super Collection Orchestra и Kutman. Zvukofor Sound Labs позиционирует себя как армянская компания, что поддерживается местными госструктурами: «Власти видят, что мы можем помочь развитию экономики в своем секторе. Так или иначе мы наконец-то увидели перспективы стать полноценным международным проектом». 

«Я сказал: „Все, никаких баров”»: владельцы площадок

Российские эмигранты также открыли в Ереване новое заведение — клуб TUF. Основатель культурного пространства Вадим Матяш запустил его работу в апреле, спустя месяц после переезда из России. В интервью армянскому медиа CivilNet владелец рассказал, что сначала планировал открыть в Ереване музыкальный магазин, но в процессе поиска локации изменил решение: «Я сказал: „Все, никаких баров”. Но когда нашел это помещение, подумал: „Ну ладно, можно еще раз нырнуть в барную историю”».

Сейчас в TUF проводятся концерты, вечеринки, кинопоказы, лекции, джем-сессии, стендапы и даже детские утренники, а помимо бара и сцены на территории действуют чайная и звукозаписывающая студия.  

Многофункциональность пространства делает его местом притяжения российских эмигрантов и жителей Еревана, а также побуждает музыкантов к коллаборациям. Отдельно стоит отметить студию TUF Records, открытую на втором этаже особняка. Ее основатели Александр и Сергей предлагают услуги записи, сведения, продакшена, видеосъемки и дистрибуции, а также предоставляют комнаты для репетиций. С ребятами уже поработали Sonic DeathТося ЧайкинаAlai Oli, «Семинар», а также многие местные рэп- и рок-артисты. Чтобы обустроить арендуемое у клуба помещение, звукорежиссерам пришлось перевезти весь аппарат из России. В данный момент они работают над запуском лейбла в сотрудничестве с дистрибьютором ONErpm.

Казахстан, несмотря на упрощенные условия пребывания для россиян по внутреннему паспорту, не сразу стал популярным направлением среди эмигрантов. Долгое время единственной заметной инициативой российских релокантов было открытие бара «Привычки» в Алматы. С августа по октябрь там прошло три акустических выступления Алика Южного из Bicycles For AfghanistanРасела Рахмана из группы «Спасибо» и Ильи Маррадёра из «Порт 812», но владельцы отмечают, что они делают ставку на оригинальность барного меню, а не на музыкальную программу. 

Алматинские «Привычки» можно назвать экспатским заведением лишь отчасти, но причастность к его запуску двух работников Syndrome Bar, важной площадки для екатеринбургской независимой сцены, привлекает приезжих последователей панк-культуры. Вот как новое место описывает совладелец Миша Ozz: «Бар небольшой. У нас есть десять кранов пива, которое мы сами выбираем, а также наливки, которые сами делаем. В „Привычках“ есть небольшая кухня, в том числе с парой позиций для веганов. Сейчас мы работаем впятером». Заведение стабильно приносит прибыль, из-за чего уже в октябре бар приблизился к возврату всех долгов, взятых на открытие.      

«Нашей основной целью было не сделать экспатский фестиваль»: промоутеры и концертные объединения 

Весной сложилось впечатление, что эпицентрами российского музыкального движения за границей стали столицы Грузии и Армении — именно там обосновалось большинство уехавших представителей гитарной инди-сцены. Об этом можно судить по лайнапам мероприятий, проведенных объединениями Volya Team и Camerata более чем за полгода. 

В благотворительном фестивале Art Against Bombs, организованном 7 мая переехавшими в Тбилиси музыкантами из России, поучаствовали Sonic Death, Slackers, а также местные артисты и художники. За проведение события отвечала благотворительная некоммерческая организация Volya Team, соосновательницей которой стала Яна Казанцева — создательница групп «Вхоре»«Маркетинг» и Nazlo. Тем не менее Яна сообщает, что заявить о себе как о участнике объединения может кто угодно из любой части света. С весны команда успела провести еще два заметных фестиваля, а сейчас работает над организацией Volya Halloween, который пройдет 29 октября в пространстве Villa Stage вместимостью в 300 человек.

Внутреннее устройство Volya Team Казанцева объясняет так: «Мы соблюдаем принципы горизонтальных связей. У нас есть общий чат из 13-14 человек, где мы обсуждаем, кто из участников будет отвечать за непосредственную подготовку каждого фестиваля». Организаторы не преследуют коммерческих целей и занимаются благотворительностью на добровольных началах, поэтому такое управление позволяет команде в какой-то степени решить проблему волонтерского выгорания. Все заработанные деньги от проведения фестивалей Volya Team направляет в фонды поддержки пострадавшим от боевых действий, и для них это достаточная мотивация, чтобы дальше продолжать активную деятельность в Тбилиси.  

Изначально организаторы обращались к музыкантам в формате официальных писем, в которых были указаны манифест Volya Team и описание благотворительной части. Чаще всего организаторы предлагали выступить на фестивале без гонорара или за минимальную оплату «по потребностям», однако за время работы у объединения успел сложиться основной пул артистов, которые выступают за фиксированный гонорар.  

Своим достижением участники Volya Team отмечают интегрированность их мероприятий в локальную культуру. «Нашей основной целью было не сделать экспатский фестиваль с российскими музыкантами. Мы всегда стараемся, чтобы у нас в основном выступали местные артисты и проживающие в Тбилиси иностранцы», — отмечает Яна Казанцева. В лайнапе третьей «Воли» впервые случился перевес в пользу восьми локальных групп против семи экспатских, а к четвертому фестивалю Volya Halloween организаторы набрали международный состав: пять местных команд, две — из Канады и Японии и пять российских. 

Volya Team отмечают, что основную аудиторию их событий — порядка 70% — составляют выходцы из стран СНГ, но организаторы прилагают все больше усилий к привлечению местного населения. Команда сотрудничает с локальными артистами, а также переводит соцсети объединения на грузинский язык. 

Весной масштабный благотворительный фестиваль прошел и в Ереване, где обосновалась промогруппа Camerata, образованная четырьмя промоутерами, музыкантами и журналистами из России. В лайнапе Camerata Fest наряду с армянскими исполнителями были заявлены музыканты из России — от Sonic Death«Арсения Крестителя»УшкоSofia RodinaJoker James до лидеров групп «Тени Свободы»«Увула»«Источник» и Bordge

По итогам фестиваля вся заработанная прибыль была направлена в фонды, помогающие пострадавшим от боевых действий, и правозащитным организациям. С тех пор команда провела еще несколько подобных мини-фестивалей, шоукейсы армянских коллективов, а также сольные концерты Noize MC, Manizha, «СБПЧ», «Петли Пристрастия» и Rat’s Eyes.

Узнать о деталях проведения и результатах Camerata Fest можно в материале «ИМИ.Журнала». 

После апрельского фестиваля к основной команде Camerata примкнуло еще несколько участников: SMM-специалист, два постоянных звукорежиссера, а также волонтеры. Принципиальная позиция объединения — отдавать часть своей прибыли на благотворительность и по максимуму привлекать армянских исполнителей к участию в своих ивентах. 

За восемь месяцев деятельности проект успел выйти на стабильный заработок, пусть и довольно скромный. Чтобы обеспечивать свою жизнь в Ереване, участники Camerata сохраняют работу на удаленке, не связанную с музыкой. «Мы ищем спонсоров, чтобы наша деятельность приносила больший доход, и это серьезная проблема. По факту, мы больше всех вкладываемся в организацию концертов, но зарабатываем меньше всех. Но так как у нас все началось не ради денег, а ради движа и помощи людям, то мы уже достигли многого», — заявил один из представителей объединения. Помимо ограниченных ресурсов музыкальной индустрии Армении, отдельным препятствием для коммерческой окупаемости Camerata стала разобщенность эмигрантской и локальной аудитории. Поэтому одна из основных задач организаторов сейчас — добиться, чтобы на привозных артистов и местных исполнителей приходили и те и другие зрители. 

Своими глобальными достижениями основатели Camerata называют причастность к восстановлению армянской гитарной сцены, по которой, как рассказывают местные музыканты, сильно ударили общественно-политические события внутри страны —  карабахский конфликт и сопутствующая ему мобилизация. Кроме того, промоутеры считают своей заслугой приход билетного оператора Timepad на армянский рынок. «Когда мы делали первый фестиваль, здесь не было удобного сервиса для онлайн-продаж. Нашли один, но там большая наценка, поэтому мы использовали бумажные билеты и брали деньги на входе. Позже нам посоветовали пару других сервисов, а также благодаря нашим стараниям начал работать Timepad», — рассказывают участники Camerata.   

Поездку в Армению зарубежные музыканты нередко совмещают с посещением Грузии — время в пути между столицами этих стран составляет пять-шесть часов на машине. Сами участники Camerata тоже взаимодействуют с тбилисскими промоутерами, когда занимаются привозами в регион более крупных артистов — в последнее время преимущественно с Юлией Власовой из промогруппы Music.Live GEO, устраивавшей грузинские концерты Manizha, Face, группам «СБПЧ», «Нервы», «Порнофильмы» и «Пошлая Молли».

В марте, вскоре после отмены фестиваля «Боль», его основатель Степан Казарьян объявил, что больше не считает себя российским промоутером и переезжает в Белград, чтобы начать профессиональную деятельность с нуля. К промоутеру присоединились двое его коллег по Connected Agency — Надя Самодурова и Паша Виленкин. В таком составе они сначала организовали концерты Оливера Три, «АИГЕЛ», Йозефа Ван Виссема и Джессики Мосс, а в начале октября шоукейс-фестиваль Changeover, который по своему масштабу напомнил другие проекты Казарьяна — шоукейс-фестиваль Moscow Music Week и казанский AWAZ. Уже в Сербии перебравшееся из Москвы агентство собрало команду из местного продюсера, технического директора и волонтеров. 

Фестиваль Changeover

Основной сложностью при запуске проекта стал поиск финансовой поддержки. Частично покрыть расходы на привоз артистов и делегатов помогли Французский институт и немецкий производитель напитка Club-Mate, но по большей части организаторам пришлось ориентироваться на продажу билетов и свои средства.

Значительную долю лайнапа фестиваля Changeover составили артисты не из Сербии. С ними организаторы договаривались на фиксированный гонорар, в который музыканты включали свои расходы. «Группы были очень расположены к нам и с пониманием относились к финансовой составляющей, так как мы делаем фестиваль в Сербии в первый раз и у нас нет спонсоров. Были большие затраты на продакшен и бронь отелей: из-за наплыва эмигрантов они стали стоить сильно дороже, чем когда приехали мы», — рассказывает Надя Самодурова. 

Фестиваль Changeover проходил на восьми городских площадках, которые, по примерным подсчетам, посетило более тысячи зрителей. Большая часть них — эмигранты и иностранцы. Самодурова добавляет: «Сербской публики было не так много, как нам бы хотелось, потому что все еще есть недоверие к иностранным гостям, и люди привыкли ходить на знакомые имена и комьюнити». Connected Agency планируют изменить эту ситуацию к следующему году, называя сербскую сцену самобытной и по-хорошему дикой. По словам Нади, делегаты и организаторы различных фестивалей позвали некоторые локальные группы на свои мероприятия, что команда Changeover считает хорошим началом.

На вопрос, заявки каких артистов из России и других стран Connected Agency готовы рассматривать, Самодурова отвечает, что они открыты ко всем. Правда, многое зависит от возможностей на будущий год и цен на авиабилеты. «Все российские группы, участвовавшие в первом Changeover, уже находились за пределами своей страны. На момент фестиваля позволить себе оплату авиабилетов для них было невозможно для нашего бюджета», — рассказывает Надя. На белградском шоукейсе можно было оценить выступления групп «Интурист», Oligarkh, Gnoomes, The Omy, Tvar’ и других исполнителей.

Промоутерскую деятельность Надя Самодурова называет основной для переехавшей в Белград команды. Правда, ей пока сложно сказать, что эта работа приносит деньги, так как в начале пути приходится много вкладываться. Поэтому у каждого члена Connected Agency есть параллельные проекты, которые помогают оставаться на плаву.

«Для меня это чисто фан, чтобы поиграть в рок-звезду»: музыканты

К октябрю 2022-го в другие страны переехали и сотни артистов, но далеко не все успели за это время начать зарабатывать за рубежом своей музыкой. Исключение составляют единицы — например, мультиинструменталист Влад Чернин, известный как участник множества групп — Bicycles For AfghanistanCruel Tie«Источник» и «Семинар», а также по работе концертным и студийным звукорежиссером. Весной Влад обосновался в Чикаго: там живет его близкая подруга, семья которой была готова финансово и морально поддержать его. Прямо сейчас продюсер и мильтиинструменталист находится в Америке по грин-карте, добившись разрешения на работу лишь к седьмому месяцу пребывания.

Имея накопления от продажи оборудования в Москве, крышу над головой и возможность не думать о поиске средств на первичные нужды, Чернин сразу окунулся в местную сцену и занялся поиском студий, готовых нелегально нанять звукорежиссера без разрешения на работу. Спустя месяц на его запрос откликнулась Studio 2020 Chicago, где Влад получил первых клиентов, которые платили наличными. «Мне очень повезло. Студия предоставила мне клиентов на блюдечке, мне даже не пришлось их искать. В России так никто не работает», — рассказывает продюсер. 

Параллельно с этим Чернин начал подрабатывать звукорежиссером на концертах мексиканских фолк-групп, помог знакомому из общей тусовки построить небольшую частную студию и продолжил заниматься нетворкингом. В конечном счете музыкант оказался в чикагской индастриал-поп-группе Pixel Grip в качестве сессионного барабанщика. Чернин уже выступил на фестивале в Лас-Вегасе и на благотворительном мероприятии, а сейчас ведет переговоры по поводу размера своих будущих гонораров. 

После недавнего приобретения разрешения на работу Влад по второму кругу запустил рассылку резюме по звукозаписывающим студиям, концертным площадкам и прокатным компаниям. Чернин признается, что получает много отказов как концертный звукорежиссер, так как в США, помимо настройки звука, еще требуется умение работать со светом, из-за чего ему предстоит подтянуть знания в этой области. Это обстоятельство во многом мешает ему поднять оплату выше 25 долларов в час. «В идеале мне нужно работать каждый день по восемь часов, чтобы прокормить себя, оплатить свою половину квартиры, купить бензин, вернуть долги и закрыть оставшиеся кредиты, которые я брал на открытие студии в Москве», — делится музыкант.   

В дальнейшем Чернин планирует, как и в России, заниматься всеми видами музыкальной деятельности, создать сольный проект на английском языке, а также получить американское гражданство. 

Другому музыканту, Артему Мустафину, тоже удалось сохранить музыкальную деятельность после того, как он покинул Россию. Барабанщик сразу нескольких казанских групп — Deathsquad, AggressifulCerebro и Locusta — перебрался в Стамбул, где вскоре получил приглашение от местного метал-коллектива You May Kiss The Bride. «Я попал в их состав очень просто — когда прилетел в Стамбул, я пошел постучать в студию и снял там видос с геометкой. После этого они сами написали мне с просьбой отыграть с ними летние фестивали. У меня было несколько дней, чтобы выучить весь репертуар», — рассказывает Артем.  

Музыканты «турецкого аналога Stigmata», как называет Мустафин свою новую группу, считают его своим полноправным участником и уже привлекли новичка к записи будущего сингла. Артем получает равную долю от гонорара You May Kiss The Bride. Музыкальный рынок Турции барабанщик называет «отстающим на 15 лет», а заработок музыкантов низким, что он связывает со средней зарплатой по стране в 6 тысяч лир. «Для меня это чисто фан, чтобы поиграть в рок-звезду и попить пиво на концертах. В основное время я директор отдела диджитал-маркетинга и руководитель интернет-магазина», — признается казанский исполнитель.

Источник: You May Kiss The Bride

Вместе с You May Kiss The Bride россиянин сыграл в Турции три оупен-эйра, разогревный сет на две тысячи человек перед популярной турецкой группой Pera и совместный концерт со стамбульской дум-метал-группой Illusions Play. Билеты на последний ивент продавали по 75 лир, что равно примерно 250 рублям.