«Пока мы здесь — будем продолжать»: как нишевые фестивали существуют в нынешних условиях
Темы
Содержание
Авторы
Темы
С конца февраля в России отменились многие крупные фестивали — в том числе Park Live и «Боль». В то же время менее масштабные события все еще проходят, несмотря на новые трудности. Мы поговорили с организаторами прошедших и предстоящих андерграундных фестивалей о том, как им удается проводить нишевые музыкальные события в России в 2022 году.
«СМЕНА»
Когда и где состоялся: 29–31 июля, Балаково
Кто выступал: «Черная речка», «Суперкозлы», «СМЕХ», HSV, «Поспишь Потом» и другие
Конечно, всех нас тряхануло неслабо. Но мы быстро приняли решение, что «Смену» в этом году надо обязательно проводить: кажется, сейчас это нужно как никогда. Мы решили топить до последнего, пока совсем не будет выхода или все вдруг в строю не забарахлят. К счастью, в итоге все удалось.
Основной проблемой стало поднятие цен на вообще все. Смета фестиваля выросла почти в три раза по сравнению с прошлым годом. Мы всегда пытаемся делать так, чтобы для гостей фестиваля цены были доступными и при этом мы могли возвращать потраченное. В итоге поднятия цен на фестивале избежать не удалось, но мы удержали баланс, насколько это было возможно. Тут хочется отдельно сказать спасибо зрителям, которые отнеслись к этому с пониманием.
В прошлом году у нас было около 350 зрителей. В этом — в два раза больше, и это определенно радует. Есть явное ощущение, что приток гостей не связан ни с чем, кроме роста фестиваля. Люди приезжают и получают просто квинтэссенцию кайфа: природа, солнце, пляж, свобода, отличные люди, доброта, любовь, прекрасная музыка — и все это в середине лета.
Впервые за историю фестиваля я могу сказать, что мы смогли выйти в плюс. Полноценным заработком это сложно назвать, но мы смогли неплохо отблагодарить всех, кто приложился к организации «Смены». Весь заработок мы разделили между командой — в зависимости от степени вовлеченности.
«Смена» — это огромная часть нашей жизни, которая помогает и нам самим переживать какие-то определенные личные сложности и проблемы. Это одна из тех грандиозных вещей в жизни каждого из нас, которая частенько помогает держаться на плаву. Она дает подлинное ощущение того, что ты делаешь что-то по-настоящему важное для этого мира, для культуры, для людей, которые с нами.
«НЕТРАМПЛИН»
Когда и где состоялся: 20 августа, Нижний Новгород
Кто выступал: «Июльские дни», «Мытищи в огне», Distemper, Agitators и другие
Главными трудностями стали изменившиеся финансовые условия. Это касается всего — от аренды площадки и аппаратуры до гонораров артистов и закупки необходимых продуктов на фестиваль. За годы пандемии и экономического кризиса цены сильно изменились не в лучшую сторону. Хочется добавлять качества, но в новых условиях это трудно.
Зрительский интерес никуда не делся. Артистам также фестиваль интересен, но после 24 февраля многие из них неохотно соглашаются на выступления на развлекательных событиях. К тому же часть коллективов не очень понимает экономику маленьких региональных фестов и ставит московские цены на гонорары. В итоге у нас все же получилось выйти в ноль, но в этом году о заработке речи даже не идет.
ПОСТ ФЕСТ
Когда и где состоялся: 21 августа, Санкт-Петербург, «Ласточка»
Кто выступал: «Курара», «Психея», «Джуна», «Спасибо», Rooftops и другие
Это далеко не первый фестиваль, который мы делаем, и в этом году кардинальной разницы или сложности мы не испытывали.
И артисты, и зрители так же заинтересованы в фестивалях: это некий дружеский и художественный коннект. Все музыканты с радостью соглашались, если была возможность выступить в предлагаемые даты фестиваля. Если сравнивать, например, с фестивалем в 2019 году, количество зрителей было примерно одинаковое.
MINIMUM POP
Когда и где состоится: 10 сентября, Москва, Mutabor
Кто выступает: Skulls, Angels & Sluts, Tsygun, «Мразь», «ГШ», The OMY, Supruga и другие
По нашим ощущениям, организация проходит несколько труднее, чем в прошлые годы. На то есть объективные причины: многие музыканты уехали после февральских событий, у некоторых пропал энтузиазм и желание репетировать и выступать. Из-за этого мы потратили больше времени на комплектацию лайнапа, чем во время подготовки предыдущих похожих по формату и масштабу событий, которые мы делаем с 2015 года. Кроме того, несколько выросли цены на аренду площадки и некоторые технические позиции. Также в этом году у нас не получилось заручиться поддержкой зарубежных деятелей независимой сцены, от дизайнеров афиш до музыкантов для онлайн-Q&A, большинство из них просто не отвечают. В остальном, если честно, мы опасались, что будет гораздо труднее. К счастью, все эти проблемы некритические.
Проведение фестиваля в этом году для нас эксперимент, прогнозировать ситуацию с посещаемостью сложно, хотя статистика в целом по рынку не особо утешительная. Тем не менее динамика продаж билетов в целом такая же, как в прошлом году, может быть, чуть-чуть хуже. Если не брать уехавших или переставших играть артистов (по нашим наблюдениям, таких процентов тридцать от силы), музыканты идут на контакт как обычно и готовы выступать, если их устраивают условия и сроки. Некоторые участники давно распавшихся заслуженных групп даже собирают новые составы, в нашем случае это московский панк-проект «Линия бикини» с экс-музыкантами нашумевших в свое время гаражных и хардкор-команд нулевых. В этом году нам также удалось договориться с музыкантами, которые находятся несколько за пределами нашего субкультурного круга, вместе с которыми мы работаем все эти годы, что стало для нас приятным сюрпризом. Мы говорим как минимум о «ГШ», «Машнинбэнде» и набирающих обороты The Omy. Спасибо им!
Практически до лета мы не думали, что будем проводить фестиваль, нам казалось не совсем уместным делать праздник в нынешних условиях. С другой стороны, мы решили, что ничего не делать при нынешнем давящем эмоциональном фоне тоже нельзя. Весной мы провели опрос среди аудитории по поводу того, уместно ли делать фестиваль в этом году. Большинство ответили «да». Поэтому можно сказать, что организация Minimum Pop — это наше совместное решение с аудиторией.
Бюджет вышел несколько больше, чем аналогичный в том же пространстве год назад. Мы подняли планку по количеству активностей и уровню артистов. К примеру, в этом году у нас будет полноценная ночная программа, а это еще плюс шесть артистов, не считая 20 групп и четырех дневных диджеев.
Чтобы строить какие-то планы на будущее, нужно посмотреть, как все пройдет в этот раз: сколько гостей придет, какая будет атмосфера, какое настроение у зрителей и музыкантов. Как только мы пообщаемся с нашими гостями и артистами, можно будет строить какие-то планы на будущее. Фестивали инди-музыки никуда особо не делись, кажется даже, что в этом году их стало больше. Возможно, сказался тот фактор, что крупные игроки вроде «Боли» и «Формы» в этом году не проводят фестивали (по крайней мере, в Москве), и эта ниша довольно быстро начала заполняться.
JUNGLE GIG
Когда и где состоялся: 30 июля, Воронежская область
Кто выступал: «Мытищи в Огне», «Испанский Стыд», «Питомник», OUTLIERS и другие
Главная сложность заключается в постоянно изменяющихся обстоятельствах. Такие мероприятия планируются заранее, и многое в первоначальном плане может поменяться. Многие аспекты оставались неизвестными до самого конца: от ситуации в регионе до погодных условий.
Если сравнить с прошлым годом, количество зрителей выросло c 130 до 200 человек, что приятно. Некоторые организованно приезжают из соседних городов. С артистами в целом работать просто, потому что мы говорим на одном языке и многие из них пробовали себя и в роли организатора тоже. Уговаривать к нам приехать никого не приходилось, все были рады шансу выступить и остались довольны. Тем не менее многие группы были вынуждены отказаться от выступлений из-за занятости на других фестивалях или отсутствия отдельных участников в стране.
Мы любим музыку, больше половины команды Jungle Sounds играют в группах. Нам хочется делать красивые концерты, на которых приятно проводить время.
Все это было сделано из стремления к искусству — о финансовом аспекте получается заботиться только в последнюю очередь. Поэтому с материальной выгодой наши усилия несоизмеримы. Но в конечном итоге мы вспоминаем все проведенные события с теплом.
«КРАНЧ»
Когда и где состоится: 17 сентября, Москва, Aglomerat
Кто выступает: USSSY, Lucifer in the Sky with Diamonds, «Макет», Bordge, «Дотти Дэнжер» и другие
В плане организации все точно так же, как и в 2021-м. В этом году фестиваль должен был выйти на международный уровень, но по понятным причинам этого не произошло.
Динамика предпродаж кардинально отличается от той, что была в доковидные времена, и тем более от той, что мы имеем этим летом. Слишком много было отмен, поэтому люди боятся покупать билеты заранее. Основные предпродажи начинаются за несколько дней до события, многие берут билеты непосредственно на входе. В целом интерес есть как со стороны аудитории, так и со стороны артистов: мы получили около сотни заявок на участие от групп из разных городов, хотя даже не делали объявлений о том, что мы эти заявки принимаем.
Это абсолютно некоммерческая история, без привлечения спонсоров. Если мы выйдем в ноль, уже будет хорошо. Главное, чтобы все прошло гладко, все артисты успешно доехали и выступили — в этом году у нас география участников еще шире, чем в прошлом.
В нынешней ситуации все ставки только на локальную сцену. Если она будет развиваться, то и у фестивалей есть будущее. Пока мы здесь — будем продолжать. Но не исключаю и опыта проведения событий за пределами России в ближайшие годы.