Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/570/image/article-92f630c337d44cf79dee9f1ba352b4bd.jpgИван Рябов2022-06-19T15:15Интервью с генеральным директором фестиваля Кириллом ДаровскихФестивали в 2022‑м: опыт организаторов Roof Fest
Фестивали в 2022‑м: опыт организаторов Roof Fest
Интервью с генеральным директором фестиваля Кириллом Даровских
Фотографии предоставлены героем материала

Фестивали в 2022‑м: опыт организаторов Roof Fest

Интервью с генеральным директором фестиваля Кириллом Даровских
Фотографии предоставлены героем материала

На прошлой неделе вместе с концертом грузинской певицы Теоны Контридзе стартовал новый, 11-й по счету сезон фестиваля Roof Fest, который проходит  в Москве и Санкт-Петербурге. «ИМИ.Журнал» побеседовал с генеральным директором фестиваля Кириллом Даровских о предстоящем сезоне, проблемах отмен концертов и общем состоянии музыкальной индустрии в 2022 году.


В этом году Roof Fest проводится уже в 11-й раз, что для России довольно большой срок. Особенно интересно, каким образом фестивалю удалось пережить двухлетнюю паузу, вызванную пандемией, и быстро вернуться после снятия всех запретов?

Ну, по факту, мы и не исчезали — делали концерты и во время пандемии, пусть и в довольно усеченным составе. Поэтому всех артистов, чьи концерты мы не смогли провести в 2020-2021-м, позвали в этом году. Мы ждали сезона, и когда сняли все ограничения, уже были полностью готовы к запуску — с букингом, с площадками, маркетинговой кампанией и так далее. 

Как вам кажется в целом, сколько понадобится времени российской концертной индустрии чтобы вернуться к допандемийным временам?

Я бы сказал, что индустрия пока не очень возвращается к допандеминйным временам, это уже что-то другое. Времени потребуется много, да и вообще непонятно, сможем ли вернуться  к тому миру — его больше нет, непонятно, куда возвращаться. Если говорить про цифры и объемы концертов, ночных мероприятий, объемы партнерских интеграций — то, я думаю, года три минимум спокойной, стабильной работы, без форс-мажоров, без затягивания гаек, чтобы индустрия набрала обороты и вздохнула. 

Повлияло ли на Roof Fest некоторое снижение конкуренции в индустрии? На продажи билетов, их цену?

Нет, не особо. Вместе с конкурентами ушли и зрители. Кто-то физически уехал из страны, кто-то потерял работу, у кого-то стал доход меньше. Кто-то боится покупать билеты, не зная, что будет, и предполагая, что это будет так же, как в пандемию. Поэтому сказать что пошли какие-то суперпродажи — такого нет, к сожалению.

Многие организаторы и промоутеры обращают внимание на подорожание аренды, стройматериалов и прочих необходимых ресурсов для строительства инфраструктуры. Если сравнивать в динамике с 2019 года, подорожание чего стало наиболее критичным?

В первую очередь, конечно стройматериалы. Также программное обеспечение, алкоголь для бара, некоторые виды услуг от подрядчиков — наверное, вот эти основные вещи. 

А изменились ли гонорары музыкантов? Стали больше, или, может, даже меньше?

Меньше не стали, но и выросли совсем немного. Естественно, какой-то коэффициент увеличился вместе с инфляцией, но в целом все также. Хотя некоторые артисты, кажется, чувствуют свою уникальность на данном фоне и могут немножко «подзагнуть».

На прошлой неделе стало известно об отмене выступлений Манижи на «Стереолето» и Anacondaz на «Отличном Fest’е» в Санкт-Петербурге, а также об отмене тура «Би-2», ДДТ и ряда других исполнителей. Причины отмен и переносов называются образно или называются вовсе, но тенденцию нельзя не заметить. Насколько, на ваш взгляд, подобные события могут повлиять на индустрию?

Отрицательно, напрямую негативно. 

У вас 11 концертов в Санкт-Петербурге, где как раз особенно много отмен. Как известно, все мероприятия в городе необходимо согласовывать с Комитетом по культуре, несмотря на то, что практически все остальные ковидные ограничения уже сняли. Возникали ли у вас сложности с этим ведомством?  

Были сложности по началу, потому что, во-первых, эта механика не была отработана, во-вторых, это в принципе процесс не моментальный: надо подать заявку, потом ее рассмотрят, потом одобрят. Это такая бюрократическая процедура небыстрая — но, надо отдать должное Комитету, и не самая медленная: в этом плане им спасибо, сотрудники оперативно реагировали на запросы и были на связи. Сейчас мы тоже согласовываем с ними наши мероприятия, но процесс стал проще, чем во времена пандемии. Пока никаких отказов в согласовании со стороны Комитета у нас не было. 

Концерт Бориса Гребенщикова и группы «Аквариум» в Санкт-Петербурге

В целом, формируя лайнап фестиваля, обращаете ли вы внимание на политическую или общественную позицию музыканта в соцсетях или СМИ? 

Дело в том, что мы всех артистов на этот сезон букировали до 24 февраля — и, соответственно, этот вопрос не возникал. А сейчас, на новый сезон — например, на осень, конечно, придется учитывать такие нюансы. Потому что смысл букировать того, кому выступить не дадут. Поэтому да, список артистов сокращается. Каждый день. В то же время, количество промоутеров практически не уменьшается, иностранных артистов привезти практически невозможно. Что останется? Я не знаю. Этого очень не хотелось бы, хотелось бы со всеми дружить, жить в мире, созидать, слушать музыку, кайфовать, радовать людей и радоваться самому.

Процитирую вашу фразу, сказанную в анонсе наступающего сезона: «Давайте не забывать о том, как важно видеться с друзьями, гулять, ходить на концерты! Музыка позволяет отвлечься от проблем и зарядиться позитивом». И вопрос как раз о позитиве: в связи с не очень стабильной экономической, геополитической обстановками, не опасаетесь ли вы гораздо меньшего внимание публики к концертам? 

Нет, я думаю, что музыка всегда будет у людей на первых позициях. Я сам, как гость, как потребитель музыкального продукта, так же истосковался, как и все, и как только начались концерты и вечеринки, сразу начал на них ходить с большим удовольствием. Поэтому я думаю, что те кто ходил, то так и будут ходить: отдыхать, переключаться, слушать музыку — это, как мне кажется, базовая потребность искушенного городского жителя. В этом смысле я спокоен. Другой вопрос — будут ли у людей деньги, чтобы купить билет и пару бокалов вина в баре. Будет ли возможность привезти интересных артистов — даже из Москвы или Екатеринбурга в Питер — тоже вопрос, это пока непонятно. Но мы пока не сдаемся. 

Следить за мероприятиями Roof Fest можно на сайте фестиваля.