Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/606/image/article-8ad9b41f999437c91a3f14018e31c087.gifСаша Клопцов2022-09-09T07:10Сколько стоит выпуск музыки и как организовать записьПочему аудиокассеты все еще актуальны
Почему аудиокассеты все еще актуальны
Сколько стоит выпуск музыки и как организовать запись
Кадры из рекламы Sony Walkman, 1988 год

Почему аудиокассеты все еще актуальны

Сколько стоит выпуск музыки и как организовать запись
Кадры из рекламы Sony Walkman, 1988 год
09 сентября 2022

Содержание

Вслед за винилом аудиокассеты вернулись в повседневную жизнь музыкантов. Физические носители чаще всего ассоциируются с необычным форматом мерча для поклонников, но на самом деле их можно использовать не только для этого. «ИМИ.Журнал» изучил историю возникновения аудиокассет, способы их применения в работе артиста и нюансы, которые важно учитывать при выпуске релиза на магнитной ленте. 


Как появились и менялись аудиокассеты

Кассета прошла через многое, чтобы снова захватить место на полках музыкальных магазинов в наше время. Началось все благодаря голландскому инженеру Лодевейку «Лу» Оттенсу и компании Philips. В 1960-е он был руководителем отдела разработки новых продуктов компании и несколько лет втайне занимался изобретением портативного кассетного рекордера. Ради этого пришлось перепридумывать уже имевшиеся тогда форматы аудиокассет, которые были слишком громоздкими, что делало невозможным их использование «на ходу», а именно это и было главной идеей.

Кассетный рекордер Philips, 1963 год. Источник: wikimedia.org

«Меньше, чем пачка сигарет!» — таким был рекламный слоган нового изобретения. В 1963 году на международной радиовыставке в Берлине было представлено новое устройство для хранения информации — компакт-кассета. Тогда же миру показали первый плеер-рекордер. Оригинальный прототип Philips EL3300, изобретенный командой Оттенса, был создан для того, чтобы журналисты или просто любители умиротворяющих звуков природы могли делать аудиозаписи вне дома. 

Так рядовой пользователь впервые получил возможность не только самостоятельно сохранять аудиосигнал на носитель, но и многократно перезаписывать его. Уже позже, в 1980-е, из-за этого будет предпринята жалкая попытка остановить пиратство. «Домашняя запись убивает музыку», — говорилось в пропагандистском лозунге, но это лишь подливало масла в огонь.

Кассетный проигрыватель Sony Walkman TPS-L2, 1979 год. Источник: wikimedia.org

Другим ключевым моментом в этой истории был выпуск плеера Sony Walkman TPS-L2 в 1979 году. Благодаря японской компании аудиокассета наконец-то стала действительно массовым продуктом. Спустя 5 лет Sony смогла поднять уровень своих технологий настолько, что ее портативные плееры получили возможность тягаться с некоторыми стационарными кассетными проигрывателями по качеству звука и записи. Тут стоит отметить небезызвестного Генри Роллинза из группы Black Flag, который записал на Walkman Professional WM-D6C свой сольный альбом «Sweatbox». 

Уже в новом тысячелетии лидером аудиогонки стал Стив Джобс, который всегда признавал, что в начале своего пути ориентировался именно на Sony. В 2001 году вышел первый iPod, а в 2004-м — последняя модель кассетного плеера под брендом Walkman. Примерно так и произошел закат эры компакт-кассет, но наследство нам досталось внушительное. 

Анатомия кассеты развивалась таким образом, что со временем менялись и корпус, и сама лента. Все это делалось для снижения уровня шума, который они издавали. Общая концепция изменений заключалась в том, что нужно было гасить вибрации внутри кассеты. Так, например, мы пришли к стабилизаторам ленты и корпусам из керамического пластика. 

Кассета Sony Metal Master, 1990 год. Источник: wikimedia.org

В 1990-е вершиной развития аудиокассет со всевозможными наворотами стала модель Sony Super Metal Master. Если такая завалялась у вас на антресоли, значит, вы сэкономили себе минимум 10 тысяч рублей. Помимо корпуса из керамического композита, еще одна особенность этой кассеты — в металлической ленте. Изначально в кассетах была лента первого типа (normal), которая изготавливалась из оксида железа. После к нему добавлялись различные компоненты: диоксид хрома для второго типа (chrome), оксид железа и оксид хрома для третьего (ferrochrome) и металл для четвертого типа (metal). Для последнего даже пришлось немного изменить конструкцию магнитофонов — в результате металлическая лента позволила делать громкие записи без лишних помех и с самым широким диапазоном воспроизводимых частот. Поэтому важно понимать, что от используемой кассеты зависит очень многое.

Как можно применять аудиокассеты

Использование в музыкальном продакшене. На самом деле, это главный и самый полезный пункт для музыкантов. Сам факт проведения элементов композиции через кассету делает запись куда более живой. «Пропускайте звуки через ленту» — это действие необходимо повторить несколько раз. Пропускайте вообще все через ленту. Только со временем получится хоть что-то понять — но звучание к этому моменту в любом случае станет интереснее. И чтобы не думать о том, что с таким подходом вы уйдете в лоу-фай шуршание, надо вспомнить те самые технические нюансы кассет, которые были описаны выше. Купив кассетную портастудию или просто кассетную деку, вы бесповоротно измените вашу музыкальную жизнь.

Кассетный рекордер Tascam 244 Portastudio, 1982 год. Источник: wikimedia.org

Полевые записи. Нет ничего более умиротворяющего и затягивающего, чем занятие полевыми записями. Всегда есть шанс, что через несколько лет вы будете записывать попугаев в тропическом лесу. Но пока просто возьмите любой кассетный рекордер, в который можно воткнуть микрофон, и присядьте на любимый пень хотя бы на 20 минут. Ведь именно для этого и была изобретена кассета в первую очередь.

Диджеинг. Когда вы основательно подсядете на собирательство пленки, можете обзавестись парой проигрывающих устройств. Тогда получится записывать миксы и играть полноценные диджей-сеты. 

Как выпустить свою музыку на кассетах

Тираж винила в 200 копий на европейском заводе обойдется вам, если повезет, примерно в тысячу евро, и это без особых фишек в оформлении. Напомним, что в России с производством винила настоящая беда, поэтому понимающие люди давно печатались в Европе. Но в нынешней ситуации вообще непонятно, как это провернуть. И это не говоря уже о деликатном моменте ввоза всей партии на территорию РФ. 

Становится понятнее, почему так много лейблов давно сосредоточились на кассетах. Стоит заметить, что это происходит не только среди российских музыкантов. Сейчас кассетная культура набирает обороты, почти как в золотые времена. Если вам хочется запечатлеть музыку на физическом носителе и оставить след не только в облачных сервисах, делать это с помощью кассет не так уж и сложно. Вот несколько уровней погружения в тематику.

Энтузиаст. С этого стоит смело начинать — и потом, возможно, переходить глубже. Благодаря питерской мануфактуре Tapes вы можете сделать тираж даже от 5 штук с любыми опциями по дизайну. Немудрено, что контора стала буквально монополистом в производстве кассет: ценник действительно очень низкий. На сайте мануфактуры есть предельно простой калькулятор, с помощью которого прикинуть бюджет или сразу оформить заказ на всю эту затею можно за 10 минут. 

Выбирать эту стратегию необходимо по причине простоты и финансовой составляющей. Их копировальный аппарат не рассчитан на заоблачное качество, но если главная задача — выпуститься, лучшего варианта не найти нигде и, наверное, никогда. Также у них можно купить кассеты без записи, а это может пригодиться для последующих пунктов. Конечно, можно сразу податься на заграничный завод, который с ходу предоставит качество серьезнее, но тогда опять придется долго пересчитывать рубли в валюту.

Кассетный проигрыватель Philips D8444, 1982 год. Источник: wikimedia.org

DIY-производитель. Не забывайте, что вы можете сделать тираж самостоятельно — для того нам и дана красная кнопка REC. Чтобы попробовать, купите на «Авито» любой кассетный магнитофон с рабочей функцией записи. Конечно, хорошо бы найти аппарат после профилактики у мастера, поскольку во всех магнитофонах есть детали, которые рано или поздно выходят из строя. Приправьте это кучей кассет из коллекции чьего-нибудь старшего брата — вы готовы. О качестве здесь говорить не стоит вообще, но с таким набором уже можно начать хоть какие-то попытки домашней записи. Великолепным примером DIY-подхода является отечественный лейбл Hair Del. Помимо интересного музыкального наполнения, здесь уверенно продвигается культура уникального штучного продукта и разумного потребления. Есть на что поглядеть, да и вся приближенная к лейблу тусовка делает действительно самобытную музыку.

Магнитофон-приставка Nakamichi Dragon, 1982 год. Источник: wikimedia.org

Профи-фрик. Если вы хотите оказаться сразу на вершине пищевой цепочки ценителей ленты и поговорить о звучании с серьезными кассетными гиками, то приготовьте много денег и времени. Обещанный входной порог для набора такой аппаратуры с нуля обойдется примерно в 300 тысяч рублей (и до бесконечности). Зато разницу в качестве вы ощутите в полной мере, потому что заводские копии не могут сравниться с действительно качественной ручной записью. Кассетная дека, усилитель и колонки такого класса позволят вам самостоятельно сделать партию кассет очень высокого уровня. Настолько высокого, что вы не сможете больше слушать ничего другого. Так люди множат кассеты «по-правильному». Дальше вы можете погружаться в технические моменты записи, описать которые полностью здесь невозможно по понятным причинам. Настройка кассетной деки — это сложная наука, но попробовать стоит. Хоть и серьезное переписывание кассет можно сравнить со вступлением в секту.