Инструкция
Подробности
Я музыкант.
Что делать?

Блокчейн, страховые фонды, безопасная перепродажа и другие тренды билетной индустрии

Фото: Dylan Mullins / unsplash.com

Представители билетной системы Ticketscloud рассказали «ИМИ.Журналу», какие тренды в индустрии тикетинга помогают промоутерам и билетным операторам переживать отмену и перенос концертов. 

Тренд первый. Создание страховых фондов для возврата билетов 

Непредсказуемость антикоронавирусных ограничений выявила проблему возврата билетов. Крупные и небольшие концерты переносятся или отменяются, зрители требуют денег, а организаторы уже потратили выручку с предпродажи на промо и предпродакшен события. Логичное решение этой проблемы — создать страховой фонд. 

Как это работает: деньги с проданных билетов хранятся на общем эскроу-счете билетной системы. Организаторы могут выводить средства с проданных билетов только после проведения мероприятия. А если оно не состоится, зрители получают свои деньги обратно без промедлений. Пока эта технология не сильно распространена.

Зачем это зрителям

  • При отмене или переносе мероприятия можно быстро получить деньги обратно;
  • Меньше рисков потерять деньги, учитывая временный запрет массовых мероприятий из-за пандемии COVID-19.

Зачем это организаторам и билетным операторам

  • Проще возвращать деньги зрителям при отмене или переносе событий;
  • Более стабильная экономика организации мероприятий со страховкой на случай кризиса.

Тренд второй. Смарт-билеты и блокчейн

Смарт-билеты — новый тип билетов. Их технология основана на смарт-контрактах, все детали которых фиксируются в блокчейне. Это позволяет повысить прозрачность и сделать безопасными продажи билетов на вторичном рынке и через перекупщиков. На российском рынке подобными технологиями пользуется только один билетный оператор — Ticketscloud. 

В приложении Ticketswallet блокчейн и смарт-контракты используются для формирования зашифрованного динамического QR-кода — это и есть билет зрителя. Код меняется раз в несколько секунд, все данные о действиях с билетом (покупка, перепродажа или сканирование на выходе) фиксируются в блокчейне. Таким образом, мошенники больше не смогут продать один билет нескольким людям или предложить фальшивку. 

При покупке билета на Ticketscloud пользователь может выбрать — получить смарт-билет в приложении или привычный электронный на почту (е-тикет). Уже сейчас 20% пользователей выбирают смарт-билеты. А такое крупное мероприятие, как фестиваль Signal, полностью отказалось от e-тикетов — все билеты на события продавались через Ticketswallet. Каждый посетитель фестиваля устанавливал приложение, код из него организаторы сканировали на входной группе фестиваля.  

Если говорить про зарубежный опыт, в прошлом году фестиваль Primavera Sound — один из крупнейших музыкальных фестивалей Европы — подписал контракт со стартапом Dice, чтобы продавать смарт-билеты через их мобильное приложение. Через аналогичное приложение SafeTix был запущен целый тур рок-группы Pearl Jam. 

Благодаря подобным технологиям перекупщики билетов могут приносить организаторам и билетным операторам дополнительную прибыль — например, комиссионный процент от наценки. При этом перепродажа может происходить как внутри системы Ticketswallet, так и на сторонних ресурсах — например, в соцсетях.   

Комиссия за перепродажу бывает двух видов. Первая — это сервисный сбор за обеспечение процесса безопасной покупки (в нашем случае — 10%). Вторая — часть прибыли, которую получает организатор, если билет перепродается выше номинала. Объемы перепродаж не регулируются искусственно, все решает зрительский спрос. Главное, чтобы весь рынок работал по новым безопасным схемам, которые обеспечивают смарт-контракты. Перекупщики тут перестают быть проблемой и становятся хабами, которые помогают развиваться бизнесу.

Пример тренда на российском рынке — коллаборация приложения Ticketswallet и фестиваля Signal. 5% всех билетов реализовали на вторичном рынке, и организатор неплохо заработал на комиссии. 

Зачем это зрителям

  • Все купленные билеты под рукой и в быстром доступе;
  • Безопасная покупка билетов. А если билет не пригодился, его легко можно продать по номинальной стоимости или выше нее;
  • Удобно дарить билеты друзьям и близким.

Зачем это организаторам и билетным операторам

  • Зрителей не смогут обмануть мошенники, будет меньше разбирательств;
  • Организатор получает дополнительную прибыль от перепродажи.
Источник: DemiArt

Тренд третий. Продажи билетов через соцсети

Продавать билеты можно не выходя из соцсетей, у большинства платформ налажена механика безопасной безналичной оплаты. У Facebook, Instagram, YouTube есть интеграции с зарубежными билетными приложениями AXS, Eventbrite, Ticketmaster и другими. В Таиланде билеты можно продавать через TikTok. «ВКонтакте» также запустил подобный сервис. 

Во «ВКонтакте» — внутри встречи — создается отдельное приложение для продажи билетов. Такой подход — часть общей тенденции ивент-индустрии на омниканальность — концепции, в которой разные каналы коммуникации с клиентом объединяются в одну экосистему. 

Зачем это зрителям

  • Можно посмотреть информацию о событии в социальной сети и, не выходя из нее, купить билет.

Зачем это организаторам и билетным операторам: 

  • Через соцсети можно собирать данные о покупателях;
  • Дополнительный канал продаж;
  • Технически просто продавать билеты, даже если вы делаете небольшое событие.

Тренд четвертый. Персональный подход к зрителям

С помощью технологий Big Data можно собирать информацию о зрителях, идентифицировать аудиторию, настраивать более точную таргетированную рекламу, формировать потребительский портрет и комьюнити вокруг ивента. 

В приложении Ticketswallet, например, хранится информация о том, какие мероприятия посещал покупатель смарт-тикета, какие билеты он перепродал или подарил. 

Раньше во встречах во «ВКонтакте» люди знакомились перед концертом, искали компанию, договаривались о совместных путешествиях в другой город на мероприятие, покупали билеты со скидкой. На стене встречи оставляли десятки сообщений в ожидании события и делились впечатлениями о нем. Эта форма спонтанной коммуникации теряет актуальность. 

В последнее время ее заменили персонализированные, менее публичные чаты в мессенджерах. Но чтобы их запустить, организатору приходится самому находить и приглашать в них зрителей. Теперь в этом нет необходимости: чаты в билетных приложениях помогают покупателям общаться с единомышленниками на безопасной площадке. Пользователи билетных приложений могут загрузить в профиль фото, видео, маски и стикеры и общаться в чате с другими участниками ивента. 

Зачем это зрителям

  • Проще получать информацию об интересующих мероприятиях;
  • Проще искать компанию на концерт.

Зачем это организаторам и билетным операторам: 

  • Подробный портрет целевой аудитории ивента;
  • Более точная реклама;
  • Повышение лояльности аудитории.
Источник: pngwing.com

Тренд пятый. Бонусы при покупке билетов 

Кризис индустрии, вызванный пандемией, открыл новые модели ценообразования. Например, True Tickets, билетная система на блокчейне, использует следующую механику: часть их билетов на события стоит дешевле, но их нельзя перепродать, часть — дороже и не имеет таких ограничений.

В пандемию подобные привилегии не актуальны, но сейчас пользователи могут участвовать в программах лояльности билетных операторов и получать на счет бонусные баллы. Их можно будет потратить, когда перенесенное мероприятия состоится, или оплатить ими долгосрочную подписку — чтобы, например, получить скидку на купленные в будущем билеты. Участники подобных программ получают и другие привилегии — например, возможность покупать билеты с возможностью получить мерч и автограф артиста.

Компания Ticketscloud начала подобную программу еще в первый месяц пандемии (аналогичная программа есть у Radario). Эту идею также поддержало правительство: 6 июня вышло соответствующее постановление о возможности вернуть деньги за билеты в виде ваучеров на новые мероприятия.

По закону организатор имеет право не возвращать деньги за билеты. Возврат средств обязателен только в случае отмены мероприятия, у покупателя есть 180 дней, чтобы обратиться за возвратом, а организатор может за это время определиться с новой датой события. 

Если за этот срок организатор не определится с новой датой проведения ивента, это будет рассматриваться как отмена события. Тогда он будет обязан вернуть зрителям деньги. 

Эти меры были введены, чтобы помочь индустрии легче перенести кризис из-за COVID-19.

Зачем это зрителям

  • Постоянные посетители концертов получают привилегии и бонусы;
  • Удобнее и выгоднее покупать билеты, чем при классической модели.

Зачем это организаторам и билетным операторам: 

  • Поиск выходов из кризисной ситуации, в которую сейчас попала индустрия из-за коронавируса;
  • Возможность найти лояльную аудиторию настоящих фанатов и плотнее с ней сотрудничать.
Поделиться материалом:Поделиться:
Подпишитесь на рассылку
Рассылка о самом интересном в музыкальной индустрии
Читайте также