Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/334/image/article-c354ec3c36aaedf900c93b1556b09d05.jpgАйдар Хуснутдинов2020-12-04T19:50Крупные промоутеры впервые объединились в ассоциацию и рассказали о нейКто поможет организаторам концертов?
Кто поможет организаторам концертов?
Крупные промоутеры впервые объединились в ассоциацию и рассказали о ней
Фото: Blake Canterper / unsplash.com

Кто поможет организаторам концертов?

Крупные промоутеры впервые объединились в ассоциацию и рассказали о ней
Фото: Blake Canterper / unsplash.com

Весной крупные промоутеры, среди которых руководство компаний (SAV Entertainment, T.C.I. и других) объединились в Ассоциацию концертно-театральных и билетных организаций (КТиБО). Официально она начала работать осенью. Цель ассоциации — защита интересов состоящих в ней промоутеров, крупных и независимых, в том числе путем работы с властями (вступить в КТиБО можно тут). Третьего декабря представители организации провели онлайн-конференцию, чтобы рассказать о своей работе и ответить на вопросы журналистов и коллег. Пересказываем наиболее важные моменты дискуссии.

Владимир Зубицкий, исполнительный директор КТиБО, SAV Entertainment и «Русского Шоу-Центра»: Для начала небольшое предисловие для тех, кто не в курсе дела. 

Весной нас всех закрыли — я имею в виду буквально, — закрыли наш бизнес. Спонтанно возникла инициативная группа, я был в ее рядах. Мы самоорганизовались и поняли, что есть необходимость в создании ассоциации. И она была создана. У ассоциации 20 учредителей — людей, авторитетных в нашей сфере. Многое уже сделано: во-первых, нас уже знают, во-вторых, было принято постановление о порядке возврата билетов, в-третьих, мы взаимодействуем с властными структурами. Пока мы не собираемся ни перед кем отчитываться, так как только начали работать. 

Хочу сразу предупредить лишние разговоры. Это не междусобойчик и не «чиновничий аппарат». То, что мы делаем, мы делаем и для себя, и для индустрии. Хочется, чтобы мы сегодня поговорили по-доброму и по-деловому. 

Сергей Бабич, организатор форума Colisium: Нашей ассоциации всего несколько месяцев, в отличие от зарубежных коллег с большой историей. Мы стараемся быть открытыми и готовы отвечать на все вопросы.

Ольга Шпигальских, КА Artistika и общественный представитель Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей в сфере организации культурно-массовых мероприятий: Мы набили много шишек, взаимодействуя с властями. Сейчас наши обращения за 1–2 дня приходят к адресату. Мы получаем обратную связь, хоть и не всегда такую, какую хотели бы. Но это уже результат: летом нас вообще не слушали.

Мы просим вашей поддержки и инициатив. В любой форме — звоните нам, пишите или приезжайте поговорить.

Лев Левянт, концертное агентство «Л-Концерт»: У меня в холдинге две компании — концертная и билетная. Если в холдинге несколько компаний, то вступительный взнос платится один раз или от каждой компании в отдельности?

Бабич: Один.

Лев: У разных промоутеров и уровень доходов разный. А вступительный взнос для всех одинаковый. Может ли это поменяться?

Зубицкий: Мы долго обсуждали этот вопрос и на голосовании единогласно приняли эту сумму. Если желающие вступить в ассоциацию не могут внести взнос в 5000 рублей в месяц, то как такие промоутеры жили раньше? Но если будут запросы, то можем вернуться к обсуждению. Также мы решили, учитывая ковид-кризис, давать возможность рассрочки, например поквартально.

Левянт: Как мы будем решать проблемы недобросовестной конкуренции? Что, если учредители или участники ассоциации захотят использовать ее имя, ресурсы и наработанные связи для преследования своих коммерческих интересов?

Зубицкий: У нас существует черный список промоутеров, с которыми мы не будем сотрудничать. Уже есть прецедент: одна компания подала заявку на вступление, но учредители проголосовали против.

Бабич: Мы все голосуем и сообща принимаем решения. Все стремятся к тому, чтобы эти решения были взвешенными и независимыми.

Зубицкий: Мы сели за круглый стол, договорились и этих договоренностей придерживаемся. Почему отказали? Это внутренняя история. Мы все друг друга знаем. И кого в ассоциации не должно быть, того в ней не будет. Мы все знаем этих людей.

Левянт: Как будут учитываться интересы разных компаний (билетных агентств, организаторов и других)? Например, билетные и промоутерские компании находятся по разные стороны баррикад. Не говоря уже о представителях артистов.

Зубицкий: Работать нам необходимо всем вместе. Например, сейчас мы готовим бумаги для правительства. Без «билетников» и юристов их не подготовить. Кстати, на данный момент все работают бесплатно. Задним числом деньги никто не получит.

Кирилл Кравченко, «Стереогород», Краснодар: Логично было бы в устав ассоциации добавить формулировку о принципе равноправия всех участников рынка и во главу работы ассоциации поставить рыночную конкуренцию, а монополии противодействовать всеми силами. Это пресекло бы слухи о том, что ассоциация создана с целью создания монополии на рынке.

Анна Волкова, юрист КТиБО: Заходите на сайт, читайте устав и положение. Равноправие — наш основной принцип работы, и это отражено в документах. Общее собрание членов ассоциации — это высший орган ее управления.

Кравченко: Я читал документы, но ясности оттуда не увидел. Про орган управления — это верное положение. Но про поддержание рыночных механизмов отрасли в документах ничего нет.

Зубицкий: Устав мы поменять не можем. Но можем создать внутренний документ. Присылай свои предложения в письменном виде. Может быть, мы их примем.

Кравченко: Как вы будете работать в регионах и с региональными властями?

Зубицкий: В декабре в Москве пройдет совещание вице-губернаторов со всей России. Есть договоренность, что там будет представлена ассоциация

Шпигальских: Я сама региональный промоутер. В наших планах — создать представительства во всех федеральных округах. В каждом будут работать один-два человека. Кто хочет нам помогать в регионах и обладает личными ресурсами — пишите.

На данный момент я уже работаю с локальными омбудсменами и с Борисом Титовым, если ко мне доходят лично или через ассоциацию обращения из регионов.

Бабич: Мы проехали с Ольгой по Уралу и Сибири. На встречах с представителями местной власти с нами начинался активный диалог только после того, как я показывал «верительную грамоту» от администрации президента.

Чтобы все работало системно, а не в «ручном режиме», администрация президента создает сайт — реестр организаций по индустриям. И мы там будем представлены как пример благонадежной организации.

Кравченко: А как ассоциация будет представлять интересы всего рынка?

Бабич: Основная энергия ассоциации будет направлена на то, чтобы поддерживать и защищать интересы ее членов. Но есть такие ситуации, как с постановлением о билетах, когда вносятся правки в Федеральный закон, — естественно, это коснется всех.

Николай Голубенко, «Горкасса.ру»: Собрание в этом году уже состоялось. Какие документы и решения на нем уже приняты и где с ними можно ознакомиться? В разделе «Документы» на сайте пока только устав и положение о членстве.

Зубицкий: Эти документы мы приняли самостоятельно, никого не спросив. А уже в следующем году будет общее собрание и мы будем рассматривать различные документы и принимать коллегиальное решение большинством голосов. Принятые документы такие, какие они есть. Если кому-то они не нравятся, то сделать с этим мы ничего не можем. Хотите что-то поменять — вступайте в ассоциацию

Волкова: Есть еще внутренние документы, но их мы на сайт выложить не можем.

Голубенко: Прежде чем вступить, я хочу все понять про ассоциацию. Кроме устава и положения, надо что-то читать?

Волкова: Нет.

Аделина Подувальцева, Cirque du Soleil: Как решаются вопросы, когда интересы участников ассоциации расходятся? Например, мы занимаемся цирковой сферой — у нас могут быть свои интересы, отличные от интересов представителей театральной и концертной сфер.

Шпигальских: Если вы придете к нам с проблемой, то мы вам поможем. Вы же не от себя лично приходите. Это в любом случае отраслевая проблема или проблема участника индустрии.

Подувальцева: В уставе ассоциации упомянуты «меры дисциплинарного воздействия» и «стандарты и требования ассоциации», в случае нарушения которых будут приняты эти меры. О чем речь?

Эдуард Ратников, T.C.I.: Для нас важны добросовестность, этика и надежность. Меры воздействия — те, которые посчитаем нужными. Но каждому дадим шанс исправиться.

Зубицкий: Но можем и утопить, если какой-то промоутер недобросовестно ведет дела. В начале 2000-х один российский промоутер кинул большого западного агента. Этот агент разослал письма о том, что с ним не стоит работать, чуть ли не в каждый детский сад. Вот пример мер воздействия, которые можем оказывать и мы.

Учредители ассоциации — это наиболее способные вести диалоги и открывать двери игроки. Те, кто этого не умеет, не может оказаться среди учредителей. Но членом ассоциации он может быть. За него будем биться.

Дмитрий Лобов, Amadeus Concerts: Каков план ассоциации по работе со зрителем, а не только с властью? С властью, кроме регулятивных функций, обсуждать особо нечего. Мы сейчас проигрываем медиаполяну. 80% контента на нашу тему в СМИ выходит в духе «пир во время чумы». Нам нужно сохранить прямой диалог со зрителем, и суммарно у отрасли есть на это ресурс. Нам нужно формировать позитивный образ индустрии. Не перед чиновниками, а перед зрителями. Если будет диалог с «электоратом», с чиновниками будет проще.

Ратников: Мы умеем хорошо конкурировать, но многое не умеем делать вместе. Сейчас выпал шанс этому научиться. 

Шпигальских: Мы сформировали большой PR-отдел. В него вошли люди, умеющие работать с прессой. Если такие есть у вас, будем рады с ними сотрудничать.

Ник Бабин, фестиваль Chess & Jazz и Bosco Fresh Fest: Будут ли представлены отдельным фронтом летние фестивали?

Бабич: К нам уже присоединились «Дикая мята» и Park Live. Бороться за ваши интересы мы будем. Если вас будет много, то, возможно, даже создадим отдельный фестивальный комитет.

Левянт: Какие у ассоциации ближайшие планы и какие вопросы на повестке дня? Что делать с РАО? 

Ратников: Ближайшие планы такие. Во-первых, работа с администрацией президента, аппаратом правительства и Минкультом. Нас должны признать официально и дать нам статус организаций, осуществляющих культурную деятельность, пусть и на коммерческой основе. Во-вторых, необходимо добиться получения невозвратной субсидии на самое необходимое — зарплату сотрудников и аренду офисов. В-третьих — возвратного, но беспроцентного кредита, чтобы запустить бизнес. Сейчас у нас для этого денег нет: жизнь их унесла за тяжелый период.

Зубицкий: Мы общались с руководством РАО. Планируем подписать соглашение между ассоциацией и РАО. Идет разговор о снижении или рассрочке платежей — только для членов ассоциации, причем это должны быть добропорядочные плательщики РАО, без долгов. Диалог был хороший, мы верим в положительное развитие ситуации.

Левянт: Может ли ассоциация добиться невозвратности билетов — как во всем мире?

Ратников: Это сложно. Но возможно. Однако сначала надо себя зарекомендовать как «активных участников жизни страны».

Надежда Соловьева, SAV Entertainment и «Русский Шоу-Центр»: Необходимо добиться признания коммерческих организаций учреждениями культуры. Сейчас мы над этим бьемся, и это очень сложно. Если все получится, то на нас распространят все меры поддержки, которые получают госучреждения.

Сейчас вступающие в ассоциацию медленно подают документы и не хотят делиться финансовой информацией. Если хотите, чтобы нам помогли, то это необходимо: вам ничего не дадут, пока не убедятся, что все чисто по налогам.

Минкульт и президент понимают, что нужен круглый стол с представителями бизнесов. Остается пресловутый вопрос «Метро открыто, а концерты нет — почему?». Вот давайтесь вместе и обсуждать. Ну и работа с РАО. Все эти три задачи — это full-time job.

За все годы в этом бизнесе я никогда не занималась общественной работой. А сейчас занимаюсь ею больше, чем основной.

Бесят разговоры про заговор больших игроков — мы собрались, чтобы работать всем вместе. Кое-что у нас уже получилось: приняли постановление по билетам. Но впереди еще много работы.

Сергей Силушин, «Доброфест», «Артфест»: А что с налогами на следующий год? Будем показывать убытки? Все налоги в этом году мы заплатим с имеющейся билетной выручки, то есть с неоказанных услуг. А что в следующем году?

Соловьева: Есть официальное письмо Минфина, что за неоказанную услугу платить не надо.

Татьяна Самойлова, арт-холдинг «Ангажемент»: Как вы будете выбирать представителей в регионах?

Шпигальских: Будем ориентироваться на тех, кто проявил себя в общественной работе.

Полная запись презентации КТиБО. Подробнее об ассоциации — тут.