Могут ли наследники лидера «Кино» запретить фильм о нем?
Александр Цой, сын музыканта Виктора Цоя, опубликовал письмо президенту РФ с просьбой запретить прокат художественного фильма Алексея Учителя «Цой». По словам наследника, создатели картины не запрашивали разрешение на использование имени и изображения артиста. Юрист МКА «Арбат» Максим Федотов рассказал «ИМИ.Журналу», могут ли фильм запретить из-за претензий наследника лидера «Кино».
Что говорит закон РФ
В законе есть общее правило, гласящее, что использовать изображение любого человека можно только с его разрешения. Согласие также требуется для сбора, хранения или распространения информации о частной жизни персоны. Однако в законе предусмотрены исключения.
Согласие на использование информации или изображения персоны не требуется, если к человеку есть общественный интерес. К таким персонам, например, относятся политические и культурные деятели. Виктор Цой — значимая фигура для музыкальной истории и культуры страны, поэтому согласие наследников на использование его образа не требуется.
Согласие персоны (или наследников), чей образ или имя используются, необходимо лишь в том случае, если единственная цель обнародования подробностей личной жизни или образа персоны — это удовлетворение обывательского интереса или извлечение прибыли. Утверждать, что Алексей Учитель снял фильм «Цой», чтобы нажиться на известности лидера «Кино», может только суд при оценке конкретных обстоятельств дела.
На что могут рассчитывать наследники Цоя
Виктор Цой являлся публичной личностью, поэтому единственная возможность у его родственников как-то повлиять на распространение фильма — законно установить, что содержание картины порочит честь музыканта. Один из способов это сделать — провести юридическую экспертизу.
Согласно первому пункту статьи 29 Конституции РФ, каждому гражданину гарантируется свобода мысли и слова. Поэтому нельзя запретить режиссеру выпускать фильм из-за того, что картина кому-то не понравилась до даты премьеры. Гражданская ответственность за оскорбление чести и достоинства может наступить только после совершения правонарушения — то есть после того, как фильм появится в прокате.
По закону если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, стали широко известны, гражданин или его наследник вправе потребовать удалить этот контент и пресечь его распространение.
Если образ артиста используется в фильме без отрицательного подтекста, то несогласие родственников — недостаточное основание для запрета.
Перспективы судебного разбирательства между наследником Цоя и создателями фильма возможны лишь при условии, если в картине вокруг фигуры музыканта сформирован негативный образ или же раскрываются интимные подробности его личной жизни.
Если фильм может негативно повлиять на отношение зрителя к конкретному человеку или фактическому прообразу персонажа либо раскрывает подробности его частной жизни, это будет достаточным основанием для запрета использования такого образа. Правда, при условии, что за защитой в суд обратится пострадавший человек, чей образ используется, или его близкий родственник.
Несмотря на то что «Цой» является художественным произведением и все действия в фильме вымышлены, авторы картины все равно могут отвечать в суде. Тогда создателям картины придется выпустить опровержение, уничтожить материальные носители и выплатить компенсацию морального вреда.