Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/386/image/article-a6d50c8a45acb8de29e0df21d5535159.jpgНиколай Грунин2021-03-11T20:50Полька, тексты из буклета и мелодичный рэпСамые странные номинации «Грэмми»
Самые странные номинации «Грэмми»
Полька, тексты из буклета и мелодичный рэп
Источник: grammy.com

Самые странные номинации «Грэмми»

Полька, тексты из буклета и мелодичный рэп
Источник: grammy.com

В ночь на 15 марта состоится 63-я церемония вручения «Грэмми». Событию — больше 60 лет, номинаций у премии — огромное количество. Мы выбрали семь самых забавных и необычных. Это партнерский материал. 

Лучший альбом в стиле полька (Best Polka Album)

Когда вручалась: с 1986 по 2009 год

В разные годы премии «Грэмми» вручались за достижения в экзотических жанрах — например, за «Лучший альбом в стиле меренге» или «Лучший альбом в стиле зайдеко или каджун». В 1986 году награду начали вручать за лучшую пластинку в стиле полька: это музыка одноименного народного восточноевропейского танца, который был довольно популярен в первой половине XX века. Забавный факт: за 24 года существования номинации 18 лет подряд призы в этой категории завоевывал один и тот же человек. Его зовут Джимми Стерр. Для сравнения: у таких звезд, как The Beatles и Дэвид Боуи, статуэток «Грэмми» за всю творческую карьеру меньше чем у Стерра почти в три раза — по семь штук. 

Группа Jimmy Sturr & His Orchestra, дававшая концерты еще в 1960-х, выступает и сегодня, хотя Стерр уже не молод — ему 79 лет. После упразднения категории «Лучший альбом в стиле полька» в 2009 году Стерр и его коллектив продолжили претендовать на победу в другой номинации — «Лучший альбом традиционной фолк-музыки».

Лучшее хоровое исполнение современной музыки (Best Contemporary Performance by a Chorus)

Когда вручалась: с 1969 по 1970 год 

В 2021 году сложно представить, чтобы поп-хиты исполнялись хором а капелла. Тем не менее, в конце 1960-х это казалось возможным. Номинация, пришедшая на смену более традиционному «Лучшему хоровому исполнению» (не путать с «Лучшим исполнением вокальной группы», вручавшейся параллельно), просуществовала всего два года. Важное условие номинации заключалось в том, что хор должен был состоять минимум из семи человек. Примечательно, что одним из победителей стал композитор Алан Коуплэнд и его хор, исполнивший первый в истории мэшап, соединив в одной композиции «Norwegian Wood» The Beatles и знаменитую мелодию из американского телесериала 1960-х «Миссия невыполнима».  

Лучший комедийный альбом (Best Comedy Album)

Когда вручалась: с 1959 года по настоящий момент 

Существует с момента основания «Грэмми». В этой номинации соревнуются комики, выпустившие альбом с записью своего стендапа. Впрочем, в эру YouTube или Netflix, такая номинация выглядит архаично, ведь сегодня комики предпочитают юморить в формате подкастов или видеошоу (большинство победителей последних лет как раз награждались за стендапы, выпущенные на различных стриминг-платформах). При этом конкурируют стендаперы в этой категории и с музыкантами-юмористами вроде «Странного Эла» Янковича

В разные годы «комедийную» награду получали знаменитые артисты Джордж Карлин, Робин Уильямс, Эдди Мерфи и Вупи Голдберг. Последние три года подряд в номинации лидирует стендап-комик и актер Дэйв Шаппелл. А еще у категории есть двойник-конкурент — номинация «Лучший альбом в стиле спокен-ворд», которую также вручают с 1959 года. В 2014 году именно в этой номинации победила ироническая работа «America Again: Re-becoming The Greatness We Never Weren't» комика Стивена Кольбера. 

Лучшее импровизационное соло в стиле джаз (Best Improvised Jazz Solo)

Когда вручалась: с 1959 года по настоящий момент 

Многие считают, что джазовые соло — основа жанра, ведь еще Майлз Дэвис говорил: «Импровизация — это живое вдохновение, а сочинительство — лишь воспоминание о нем». Однако главный нюанс этой номинации — метод оценки академиков: непонятно, как жюри отличает соло, сочиненное заранее, от импровизированного? Ведь соло, как часть композиции, может включать в себя отсылки к каким-то известным мелодиям, джазовые музыканты часто используют этот прием. Надо отметить, что до 2009 года неоднозначная категория называлась просто «Лучшее сольное исполнение в стиле джаз», что делало выбор экспертов как минимум более понятным.

Лучшие тексты из буклета к альбому (Best Album Notes)

Когда вручалась: с 1964 года по настоящий момент 

Разворот из буклета к альбому Offering: Live at Temple University Джона Колтрейна

Награда, которая вручается авторам лучших текстов – не связанных с музыкой напрямую. Речь идет об аннотациях и описаниях, которые обычно пишутся на вкладышах для винила, кассет и компакт-дисков. К визуальному оформлению релиза эта номинация отношения не имеет – для этого есть другие категории «Лучшая упаковка» и «Лучшее оформление бокс-сета». 

В разные годы в номинации за лучший текст для буклета побеждали аннотации, которые писали великие музыканты Джонни Кэш, Гленн Гульд и Джони Митчелл. Наибольшее количество наград в этой категории, целых восемь, у человека по фамилии Моргенштерн –  но не у нашего соотечественника, а у журналиста, обозревателя и автора многочисленных статей о джазе Дэна Моргенштерна.

Лучшее исполнение в стиле мелодичный рэп (Best Melodic Rap Performance)

Когда вручалась: с 2002 года по настоящий момент 

Что такое награда за мелодический рэп и чем она отличается от приза в категории «лучшее исполнение в стиле рэп»? Речь идет о песнях, сочетающих хип-хоп-речитатив в куплетах с мелодичными припевами и проигрышами. Такой вывод можно сделать, если изучить победителей в этой категории разных лет: среди них были дуэты Гвен Стефани и Ив, Бейонсе и Джей-Зи, Эминема и Рианны. Но, например, трек «All Day» Канье Уэста с участием Пола МакКартни, подходящий по этим критериям, номинации не удостоился. Почему — неизвестно.  

Лучший альбом в стиле прогрессив-R&B (Best Progressive R&B Album)

Когда вручалась: с 2013 года по настоящий момент 

До 2020 года эта категория называлась «Лучший альбом в стиле urban contemporary». Для афроамериканского музыкального сообщества название номинации звучало двусмысленно: по мнению темнокожих артистов, такая формулировка намекала на расовое неравенство. Одно из публичных заявлений на эту тему сделал хип-хоп-исполнитель Tyler, The Creator. В 2020 году музыкант заявил, что для него слово «urban» — не более, чем политкорректный синоним ругательства на букву «н». 

Заявления Тайлера и его коллег сложно назвать беспочвенными: в разные годы победителями в «урбан-номинации» оказывались, в основном, темнокожие артисты, которых не объединяло практически ничего, кроме внешности. Жанровое разнообразие обладателей награды, напротив, крайне широкое – от поп-звезд Бейонсе и The Weeknd до авангардной хип-хоп-артистки Лиззо и фанк-экспериментатора Thundercat. 

Смотрите прямую трансляцию церемонии «Грэмми» в Okko