Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/385/image/article-140c27cb7e1c022e39333717a62aadaf.jpgАлексей Алеев2021-03-10T20:55Как появилась, зачем нужна и почему меняется главная награда в индустрии?Главное про «Грэмми»
Главное про «Грэмми»
Как появилась, зачем нужна и почему меняется главная награда в индустрии?
Источник: grammy.com

Главное про «Грэмми»

Как появилась, зачем нужна и почему меняется главная награда в индустрии?
Источник: grammy.com

В ночь на 15 марта по московскому времени на арене Staples Centre в Лос-Анджелесе состоится 63-я церемония вручения «Грэмми» — премии в области музыки и звукозаписи. В этом году из-за пандемии церемония состоится в онлайн-формате — без зрителей в зале. В России ее будет транслировать Okko. Рассказываем, почему на протяжении 60 лет «Грэмми» остается заметным событием в музыкальной индустрии, и как на нее влияют музыканты (особенно — рэперы). Это партнерский материал. 

Причем тут Голливуд и «Аллея славы» 

«Грэмми» появилась благодаря «Аллее славы» — тротуару на Голливудском бульваре в Лос-Анджелесе. Сейчас на асфальте выгравированы имена великих режиссеров, актеров и музыкантов. Однако так было не всегда. 

Источник: Diliff / wikimedia.org

В конце 1950-х Национальная академия искусства и науки звукозаписи (англ. National Academy of Recording Arts and Sciences, NARAS) осознала, что многим выдающимся американским музыкантам и продюсерам звезд на бульваре не достанется. Порогом, который нужно было преодолеть музыканту для того, чтобы получить звезду, были непомерные по тем временам миллион проданных синглов, или EP, или же четверть миллиона альбомов. Поэтому академики решили увековечить заслуги музыкантов иначе — учредили премию, название которой было вдохновлено изобретением Эмиля Берлинера — граммофоном (отсюда и слово «Грэмми»). Получить эту награду было значительно проще, чем оказаться увековеченным на тротуаре.

NARAS возникла в 1957 году, и в нее вошли представители крупнейших на тот момент звукозаписывающих компаний США: MGM, Decca, Capitol, RCA и Columbia. Сейчас количество участников NARAS составляет более 21 тысячи человек, из которых около 12 тысяч могут голосовать на «Грэмми». Представители организации делятся на три категории: голосующие, профессионалы и студенты. Правом голоса обладают только участники первой группы — в нее входят деятели музыкальной индустрии из разных областей: исполнители, музыканты, авторы, продюсеры и технические работники.

Первая церемония вручения «Грэмми» состоялась 4 мая 1959 года одновременно на двух побережьях Соединенных Штатов — одна на Западном, в лос-анджелесском отеле The Beverly Hilton, другая на Восточном, в Park Sheraton в Нью-Йорке. На церемонии раздали призы в 28 категориях, некоторые из них вручаются и по сей день: «Песня года», «Альбом года», «Лучшее кантри-исполнение», «Лучшее джаз-исполнение». Награждали также за «Лучшую фотографию в оформлении альбома» и «Лучший инжиниринг альбома». Среди первых лауреатов «Грэмми» были Генри Манчини, Каунт Бейси, Элла Фитцджеральд, а также ансамбль The Champs с хитом «Tequila». Однако главный приз в номинации «Запись года» (в отличие от «Песни года», эту награду получали не только исполнитель и авторы композиции, но и продюсеры со звукоинженерами) завоевал ныне позабытый итальянский крунер Доменико Модуньо.

В конце 1950-х годов рок-н-ролл вовсю набирал обороты: повсеместно гремел хит Элвиса Пресли «All Shook Up», а композиции Чака Берри и Литл Ричарда проходили по всем параметрам в качестве номинантов. Несмотря на это, консервативная NARAS не торопилась награждать представителей нового звучания, полагая, что гитарная музыка, в отличие от кантри, биг-бэндов и разговорных комедийных пластинок — явление временное. 

Лишь в 1961 году у «Грэмми» появилась рок-секция, да и та протянула недолго, и в 1967-м была упразднена более, чем на десять лет. Однако это не помешало в 1968-м альбому The Beatles «Sgt. Pepper’s Lonely Heart’s Club Band» стать первой в истории рок-пластинкой, удостоенной «Грэмми» в категории «Лучший альбом». Релиз также взял еще три награды, среди которых — «Лучший инжиниринг альбома» и «Лучшее оформление». Номинации в области тяжелой музыки появились сильно позже, в конце 1980-х, одновременно с хип-хопом.

Количество номинаций «Грэмми» менялось с годами: от 28 в самом начале к 85 в 1995 году, а затем к 109 в начале 2010-х годов. В 2012 году количество категорий, в которых можно было получить приз, было сокращено до 78: организаторы премии упразднили награды за дуэты и совместные работы в жанрах поп, рок, кантри, рэп и R&B, также из «Грэмми» ушло разделение на мужское и женское исполнение.

Хип-хоп против «Грэмми» (а прог-рок нет)

Престижной и желанной премия «Грэмми» стала далеко не сразу. После второй церемонии, показанной по телевидению в 1959 году, вручение награды проходило в форме торжественного ужина, который не снимался на камеры и не транслировался в записи. Так было вплоть до 1963 года. У премии было недостаточно финансирования и репутации, поэтому организаторам не удавалось  убедить крупные каналы вещания в том, что их событие стоит эфирного времени. Однако, решив со временем проблему роста, организаторы «Грэмми» столкнулись с новыми вызовами.

Исполнители хип-хопа и R&B до сих пор выступают с критикой премии активнее представителей других жанров. Более того, хип-хоп начал бунтовать сразу же, как только был распознан премией. 

В 1989 году организаторы «Грэмми» ввели номинацию «Лучшее рэп-исполнение», и ее фавориты, дуэт DJ Jazzy Jeff and the Fresh Prince («Свежим принцем» в котором был Уилл Смит), бойкотировали церемонию, сославшись на то, что вручение их категории не будет показано по телевидению. 

Несмотря на бойкот, на той церемонии дуэт удостоился приза за песню «Parents Just Don’t Understand». Церемония «Грэмми» 1989 года вообще была богата на противоречивые события. Прог-рокеры Jethro Tull обошли Metallica с их «…And Justice for All» в номинации «Лучшее хард-рок/метал-выступление», не являясь, при этом, ни хард-роком, ни металом. Впрочем, некоторые почитатели Jethro Tull считают иначе. 

Критиковать «Грэмми» продолжили и наши современники. Так, рэпер Дрейк, в 2013 году торжественно отмечавший победу в номинации «Лучший рэп-альбом» (музыкант даже выпил из граммофона шампанское), во время получения статуэтки несколько лет спустя заявил, что награда себя изжила. 

Автор знаковых альбомов 2010-х Фрэнк Оушен специально не подавал заявок на включение в список номинантов, назвав комитет премии «стариками». Рэпер Tyler, the Creator призывал упразднить расистскую, по его мнению, категорию «Лучший современный урбан-альбом» (так оно и случилось к 2021-му), а обладатель 21 премии Канье Уэст так и вовсе запечатлел на видео, как мочится на брошенную в унитаз статуэтку (что не мешает ему номинироваться в этом году уже в 70-й раз, теперь уже в категории «Лучший современный христианский альбом»).

Дрейк говорит, что от «Грэмми» никакой пользы, но так ли это

Несмотря на регулярные сообщения о том, что премия теряет престиж и рейтинги, церемония вручения «Грэмми» подстегивает продажи синглов и альбомов. В 2000 году лонгплей Карлоса Сантаны «Supernatural» получил восемь граммофонов. В течение недели после этого в США было продано 583 тысяч копий альбома, а ощущения от успеха пластинки основатель Arista Records и ее исполнительный продюсер Клайв Дэвис сравнил с Рождеством, Пасхой и Днем матери, произошедшими в один день.  

Триумф на «Грэмми» также помог существенно продлить пребывание «Supernatural» на первой строчке альбомного чарта Billboard. В общей сложности пластинка провела там 12 недель.

Пять наград, полученные Норой Джонс на «Грэмми» в 2003 году, помогли ей продать 600 тысяч копий дебютного альбома «Come Away With Me» в течение недели, и это вдобавок к 3 миллионам копий, которые разошлись за то время, пока пластинка находилась в статусе номинанта. Пятнадцать лет спустя похожая история произошла с получившим семь наград альбомом Bruno Mars «24K Magic». Как следствие — второе место в чарте Billboard и более 5 миллионов проданных копий по всему миру.

Есть ли «Грэмми» у россиян

В 1961 году Святослав Рихтер стал первым советским музыкантом, получившим «Грэмми» за исполнение Концерта для фортепиано с оркестром №2 Иоганнеса Брамса. Мстислав Ростропович был удостоен, в общей сложности, пяти премий, включая приз «За жизнь в записях», который вручается отдельно, на специальной церемонии. Пианист и дирижер Владимир Ашкенази, которого упоминал в своих стихах Иосиф Бродский, выигрывал «Грэмми» семь раз. Пианист-виртуоз Евгений Кисин выиграл две награды и номинировался 12 раз, а пианист Даниил Трифонов стал самым молодым российским лауреатом, удостоившись награды в 26 лет за «Лучший классический инструментальный сольный альбом» — полное собрание этюдов Ференца Листа.

Как ни странно, «Грэмми» есть и у Михаила Горбачева, причем за «Лучший разговорный альбом для детей». В 2003 году он принял участие в озвучивании сказки «Петя и волк» наряду с Биллом Клинтоном и Софи Лорен (каждый из них удостоился награды). Российский Национальный оркестр, записавший к диску музыку, стал первым отечественным коллективом, удостоенным премии. 

В 2003 году на «Грэмми» номинировались Bering Strait — кантри-группа осевших в Нэшвилле русских эмигрантов из Обнинска. Коллектив претендовал на премию за «Лучшее инструментальное кантри-исполнение», но проиграл Dixie Chicks. В этом году Леонид Агутин претендовал на то, чтобы его международный альбом «La Vida Cosmopolita» оказался в пяти номинациях на «Грэмми», однако в окончательный список пластинка не попала. Зато в 2021 году на престижную награду номинируется казахский электронный продюсер Imanbek. Бывший железнодорожник выстрелил с суперпопулярным хаус-ремиксом трека «Roses» рэпера SAINt JHN, избежать которого в прошлом году было практически невозможно.

Могут ли «Грэмми» отозвать у победителя 

В 1990 году R&B-дуэт Milli Vanilli стали первыми и пока что единственными лауреатами «Грэмми», у которых награда впоследствии была отозвана. Выяснилось, что исполнители хита «Girl You Know It’s True», победившие в номинации «Лучший новый артист», на самом деле, не пели сами, а всего лишь открывали рты под фонограммы, записанные другими людьми. Участники дуэта выступали и танцевали на сцене церемонии, но оказалось, что они не имели к записанной музыке ровным счетом никакого отношения — артисты Фаб Морван и Роб Пилатус не участвовали в записи и сочинении музыки. Это существенно подпортило репутацию номинации «Best New Artists», тем более что и ранее некоторые считали ее проклятой. Зачастую артисты, выиграв приз, тут же растворялись в безвестности. К примеру, Starland Vocal Band получили «Грэмми» в 1977 году, а Дэбби Бун, A Taste of Honey и Кристофер Кросс — в последующие годы, но сохранить и приумножить популярность не сумели.

Впрочем, разумеется, «Грэмми» часто получали исполнители, которые впоследствии оставляли серьезный след в популярной музыке. В разные годы «Лучшими новыми артистами» становились The Beatles, Sade, Синди Лопер, Кристина Агилера, Алишия Киз, Нора Джонс и Maroon 5. Последние поблагодарили в своей речи номинированного с ними в одной категории Канье Уэста. 

Известны случаи, когда премия «Лучшему новому артисту» доставалась, мягко говоря, неочевидному музыканту. В 2011 году в обход фаворитов Джастина Бибера и Дрейка награды в этой категории удостоилась джазовая артистка Эсперанса Сполдинг, которая по прошествии лет переметнулась из поп-джаза в авангардную музыку, свободные импровизации и начала практиковать в своих композициях ассоциативную поэзию. В 2020 году она взяла еще одну статуэтку за пластинку «12 Little Spells».

Может ли «Грэмми» взять музыка, записанная 40 лет назад

Ничто не расскажет о неоднозначности критериев, за которые выдаются «Грэмми» более красноречиво, чем случай с Led Zeppelin. В 2014 году «Лучшим рок-альбомом» стал их концертник «Celebration Day», вышедший за два года до этого, в 2012 году. Записан же он был и вовсе в 2007 году на реюнион-выступлении титанов хард-рока в Лондоне, а песням, исполненным на концерте, было к тому моменту уже по сорок лет. Таким образом, лучшими рок-записями 2014 года стали треки сорокалетней давности, сыгранные по особому случаю почти за семь лет до вручения премии. 

Схожая история случилась в 2008 году, когда номинации удостоились две композиции Пола Маккартни, вышедшие на четырехпесенном мини-альбоме «Amoeba’s Secret», записанном во время выступления музыканта в голливудском музыкальном супермаркете. Но тогда, по крайней мере, хотя бы одна из двух номинированных композиций «Only Mama Knows» была относительно свежей. Второй же было исполнение «I Saw Her Standing There» — первой песни с дебютного альбома The Beatles.

Можно сказать, что в «Грэмми» не слишком переживают за оригинальность и самобытность материала, который удостаивается наград. Зачастую для представителей премии важнее уважить современных классиков, обделенных в свое время наградами, таких как упомянутые выше Led Zeppelin, а также Black Sabbath и Нил Янг. Первопроходцы хард-рока впервые удостоились номинации в XXI веке и получили награду за песню из реюнион-альбома 2014 года, а Янг выиграл первую статуэтку в карьере лишь в 2009 году, и то за лучший дизайн бокс-сета «The Archives Vol. 1 (1963–1972)».

Как податьcя на «Грэмми»

Подавать заявки на получение премии могут представители NARAS, наделенные правом голоса. Также это могут быть звукозаписывающие компании, которые выпускают релизы в период отбора номинантов. Подать заявку можно прямо через сайт Grammy.com, войдя в него при помощи User ID. Сроки подачи для компаний и индивидуальных членов Национальной академии искусства и науки звукозаписи отличаются: для грядущей 63-й церемонии первые отправляли заявки с 22 июня по 6 июля, а вторые — с 15 июля по 6 августа 2020 года. 

Пошлина за подачу заявки составляет 120 долларов, но лейблам полагается наценка в 20%. Существуют ограничения: каждый альбом может быть отнесен только к одному из жанров (например, нельзя номинироваться сразу за хип-хоп и джаз). В то же время один и тот же трек можно номинировать дважды: за исполнение, где награды удостаивается весь работавший над песней коллектив, и за саму композицию, где награда отходит только исполнителю и автору.

Также в правилах «Грэмми» подробно оговорены количество номинантов в каждой категории (оно зависит от количества поданных заявок), правила написания имен, названий и псевдонимов номинантов. Кроме того, организаторы премии обращают внимание потенциальных призеров на форматы, количество копий и звуковые характеристики номинированных продуктов, которые необходимо предоставить в академию.

Что изменилось в «Грэмми» к 2021 году 

К настоящему моменту роздано около 8 тысяч статуэток, точные данные не публиковались несколько лет. Столь большая цифра связана с тем, что многие номинации не ограничиваются одной статуэткой и могут вручаться сразу нескольким людям. К примеру, за «Альбом года» и «Запись года» призы получают не только исполнитель, но и авторы, продюсеры, а также вся команда, ответственная за выпуск релиза.

В 2020 и 2021 годах продолжаются пересмотры правил и критериев вручения «Грэмми». После глобальных перемен 2012 года (самое крупное сокращение количества номинаций, отмена гендерного разделения и другие), изменения грядущей, 63-й церемонии — самые масштабные.

В частности, комитет изменил правила для исполнителей, которые хотят получить награду как «Лучший новый артист». Одна из причин — победа Дуа Липы в этой номинации в 2019 году. Синглы певицы начали выходить в 2015 году, на момент вручения награды у нее уже были четыре миллиона проданных копий альбома двухлетней давности. Отныне, по правилам «Грэмми», у «нового» артиста должно быть не более 30 записанных композиций на момент подачи заявки. Впрочем, в комитете подчеркивают, что это правило должно применяться строго индивидуально: скажем, при нынешних темпах производства хип-хопа, 30 треков — не столь большая цифра. 

Из других глобальных изменений стоит также отметить , что «Лучшее рэп-/песенное совместное исполнение» теперь называется «Лучшее мелодическое рэп-исполнение», что гораздо точнее отражает текущее положение дел в хип-хопе. К тому же несколько последних победителей в этой номинации (Childish Gambino с «This is America» в 2019-м и Drake с «Hotline Bling» в 2017 году) исполняли свои треки сольно, ни о каких «совместных» композициях в их случае речи не шло.

Как бы то ни было, вокруг «Грэмми» продолжают бушевать страсти. Весь 2020 год музыкант The Weeknd был локомотивом музыкального бизнеса: первые места в чартах, рекорды с продажами альбома «After Hours», мегахит «Blinding Lights» и, наконец, масштабное выступление на Super Bowl LV. Однако на 63-й церемонии «Грэмми» его достижения не будут отмечены: артист не удостоился ни одной из номинаций. The Weeknd обвинил организаторов в коррупции и заявил о том, что отныне «Грэмми» для него не значит ровным счетом ничего. 

При всех оговорках «Грэмми» продолжает вызывать огромный интерес и остается главной наградой в индустрии. В конце концов, перечисление номинантов и само вручение статуэток в виде граммофона — всего лишь часть этого действа, которое состоит из запоминающихся выступлений, костюмов, подводок ведущих и прочих атрибутов роскошного шоу.

Смотрите прямую трансляцию церемонии «Грэмми» в Okko.