Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Больше ИИ-артистов, законов и иностранных привозов: что ждёт индустрию в 2026 году
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/711/image/article_featured-627c8b31771c05d1cc05e5845a3444ce.jpgДарья Бычковская, Яна Циноева2025-12-25T11:00Больше ИИ-артистов, законов и иностранных привозов: что ждёт индустрию в 2026 году

Больше ИИ-артистов, законов и иностранных привозов: что ждёт индустрию в 2026 году

Заменят ли ИИ-артисты настоящих? Будут ли ещё музыкантам нужны альбомы? Что произойдёт с ценами на билеты? Как артистов коснутся новые законы? Какие жанры будут востребованны? Рассуждают эксперты индустрии. 

Искусственный интеллект

Машины пока не победят

Управляющий директор ИМИ Артём Атанесян считает, что искусственный интеллект будет и дальше облегчать и удешевлять процесс производства визуала, а также продюсерскую рутину. «Искусственный интеллект может закрыть многие технические задачи и освободить больше времени для творчества, которого музыкантам сейчас часто не хватает из-за забот о продвижении. Но доверять ИИ сам акт музыкального творчества, генерить треки по клику — путь к обесцениванию профессии и музыки в целом». Атанесян говорит о рисках шаблонности креатива, ошибок генерации, деградации навыков.

«Есть опасения, что неконтролируемое наводнение стримингов ИИ-контентом может привести к девальвации труда музыкантов и размыванию творчества, — подтверждает генеральный директор «Звука» Артём Лебедев в интервью «Ведомостям». При этом в целом топ-менеджер настроен позитивно: «Будущее музыкальной индустрии — не противостояние человека и машины, а их сотрудничество».

ИИ-артисты заполонят чарты

«2026-й будет годом ИИ-прорыва: боюсь представить, сколько ИИ-треков будет в чартах площадок к концу года, если их под 10% уже сегодня. Борьба за внимание слушателей превратится из борьбы артистов друг с другом в борьбу реальных артистов с ИИ-артистами. Реальным артистам придётся проявить все чудеса маркетинга и близости к фанатам, чтобы в этой борьбе не проигрывать», — рассуждает A&R-директор лейбла S&P Digital Денис Глазин. Глава направления скаутинга Koala Music Константин Власенко считает, что в чартах в 2026 году может оказаться 30–40% треков, созданных с помощью искусственного интеллекта

 

Гоша Маевский

исполнительный директор DNK Music

«Многие наши коллеги и конкуренты уже делают много ИИ-контента в корпоративном масштабе: создают своих ИИ-артистов, делают композиции по трендовым параметрам. Такой контент уже есть в топ-чартах, и в следующем году его, скорее всего, будет только больше».

Основатель селебрити-агентства Didenok Team и музыкального лейбла DNK Music Кирилл Диденок надеется, что нейроконтент будет по-особому маркироваться, оплачиваться меньше, чем музыка, созданная людьми, и попадать в отдельные чарты. 

Законодательная база наконец появится

Главная проблема в использовании искусственного интеллекта в музыке сегодня — неготовность законодательной базы. «Должны появиться чёткие правоустанавливающие нормы, которые помогут выстроить справедливые отношения между создателями нейромузыки, правообладателями и сервисами, которые за неё платят. Это позволит создать управляемую систему», — отмечает генеральный директор «Звука» Артём Лебедев в интервью «Ведомостям».  

Илья Чамуха 

юрист по интеллектуальной собственности, руководитель юридической фирмы Sample Legal, сооснователь сообщества «Юристов музыкальной индустрии»

«В 2026 году ожидаю ответов на ключевые вызовы последних лет: использование чужого контента для обучения нейросетей, нарушение прав на образ и синтез голосов артистов.

Законодатель и суды, вероятно, начнут формировать более чёткие ориентиры: где проходит граница допустимого использования, в каких случаях требуется согласие правообладателя и как должны работать модели вознаграждения и защиты образа. При этом в Государственной Думе до сих пор находится на рассмотрении законопроект, направленный на охрану голоса».

Екатерина Калиничева

партнёр и руководитель практики разрешения споров Semenov&Pevzner

«Уже в 2025 году некоторые ИИ-сервисы (например, Suno, Udio) заключили договоры с мейджором Warner Music Group. Суть соглашений в том, чтобы эти сервисы обучались только на разрешённом компанией контенте, выплачивали вознаграждение за лицензируемый контент. Это тенденция к усилению защиты и соблюдению прав правообладателей. Уверена, что в 2026 году нас ждут новые нормы, посвящённые ИИ, которые коснутся и музыкальной сферы. Уже в конце 2025 года в Государственную Думу РФ внесён законопроект об обязательной маркировке видео, созданных с использованием ИИ. За несоблюдение требований о маркировке ИИ-контента предлагается ввести штрафы до 500 000 рублей».

Генеральный директор «Звука» Артём Лебедев в интервью «Ведомостям» вспоминает и другие прецеденты: «Spotify начал работу над "ответственными" продуктами на базе ИИ, которые обеспечат соблюдение авторских прав. Также Spotify заключила соглашения с лейблами Sony Music, Warner Music Group и Universal Music Group для лицензирования ИИ-музыки».

Релизы

Альбомы всё ещё будут важны

Алексей Чернилов, артист-менеджер и PR-менеджер лейбла FRWRD Music, считает, что музыканта раскрывают не синглы, а альбомы. Он уверен, что фанбаза вовлекается во вселенную артиста именно через альбомы. Сооснователь агентства музыкального менеджмента The Fence и концертного агентства GNG Артём Вараб добавляет: артисту, у которого пока нет большого количества треков, нужен альбом, чтобы набрать программу для выступления. 

Артём Вараб 

сооснователь агентства музыкального менеджмента The Fence и концертного агентства GNG

«На начальном этапе альбомы нужны сто процентов, а дальше — вопрос самого артиста. Качественный альбом должен иметь за собой определённый лор, чтобы он не был просто набором треков. Или даже быть набором треков, но они должны быть все хорошие. 

Например, альбом Славы КПСС „Россия 34” — более ценная работа именно как альбом, нежели треки по отдельности. А вот трек Тёмного принца „Вклубе” для меня ценнее, чем весь альбом „Мрачные треды”. 

Если артист способен удерживать внимание на протяжении длинной пластинки, то альбомы нужны: они будут положительно влиять на его развитие. Альбомы — это более значимые и заметные работы. Но они заметны в первую очередь для комьюнити вокруг артиста, нежели для людей вне его. Очень мало людей сейчас слушают музыку альбомами». 

Надя Лапочкина 

head of PR лейбла System 108, Диско Клуба и ДК Альфа Кристалл. PR-менеджер артистов Mirele, DJ Stonik1917, Biicla и других

«Альбомы в 2025 году не просто нужны — они критически важны. Но их роль и стратегия выпуска изменились. Сингл — это заголовок, а альбом — книга, манифест. Он позволяет артисту заявить о своей зрелости, философии и глубине. Для медиа, стримингов и лояльной аудитории альбом — маркер серьёзности намерений. 

Альбом двигает мерч и билеты на концерты артиста как фишка концептуальной основы для дизайна, своего стиля. Также он создаёт нарратив для туров и серии концертов. Открывается и возможность для спецпроектов: бренды больше заинтересованы крутиться вокруг целостной истории альбома, нежели вокруг сингла». 

Концерты

Билеты на концерты станут дороже

Евгений Меркушев

менеджер артистов Рушана, Yerkatt и Index III

«В концертной индустрии всё дорожает, а билеты пока ещё не догнали эти цены. Промоутеры и артисты жалеют зрителей. Но в определённый момент цены сравняются — и билеты на концерты станут дороже». 

Артём Вараб 

сооснователь агентства музыкального менеджмента The Fence и концертного агентства GNG

«Мне кажется, билеты не дорожают в сегменте мероприятий для взрослой аудитории: они достигли пика. Но в сегменте мероприятий для студентов и школьников три года назад норма на билет была 500 рублей, сейчас это 1000 рублей. Другое дело, что темпы дорожания техники, бытовых райдеров и логистики, увеличения налоговой нагрузки, скорее всего, обгоняют темпы роста цены за билет. Поэтому в среднем цены на концерты, вероятно, будут повышаться. 

Концерты не являются обязательным продуктом в корзине потребителя. Резко повышать цены страшно, потому что люди могут подумать: „Никуда не пойду — лучше куплю чизбургер“»

Никита Чебанов 

экс-концертный директор 1930 Moscow, промоутер и создатель Telegram-канала «Главный Концертный»

«Чтобы выходить хотя бы в какой-то плюс, площадки поднимают стоимость аренды либо меняют условия так, что у организаторов появляются дополнительные расходы. Ещё увеличивается инфляция, сотрудникам приходится платить больше. Дорожает аренда и покупка технического оборудования. Все эти факторы приведут к росту стоимости билетов. Посетителям придётся либо платить больше за билеты, либо начать меньше ходить на концерты». 

Иностранных привозов будет больше

Никита Чебанов 

экс-концертный директор 1930 Moscow, промоутер и создатель Telegram-канала «Главный Концертный»

«Если информационное поле политически не поменяется ни в одну из сторон, то артистов в 2026 году приедет больше. Раньше приезжали в основном только электронщики и рэперы, теперь постепенно всё больше приезжают и рок-музыканты. Индустрия возвращается к показателям доковидных лет — не по количеству концертов иностранцев, а потому, что люди начинают выбирать. Если даже в прошлом году приезжал иностранец — без разницы какой, то люди в любом случае шли на него. Сейчас они выбирают». 

Право

Рамки для творчества сузятся

Генеральный директор «ON Лейбла» Надежда Бойчевски ожидает, что в 2026 году появятся новые законодательные инициативы, которые коснутся артистов. Однако, говорит она, даже ужесточение закона о пропаганде наркотиков не означает, что контента с отсылками к запрещённым веществам станет меньше: «Есть эзопов язык. Придётся бесконечно расширять словарь». 

Илья Чамуха 

юрист по интеллектуальной собственности, руководитель юридической фирмы Sample Legal, сооснователь сообщества «Юристов музыкальной индустрии»

«Уже со следующего года начнёт складываться новая правоприменительная практика по делам о пропаганде наркотиков, а также по взысканию компенсаций за нарушение прав по обновлённым правилам. Для артистов такие изменения вводят новые рамки для творчества, а увеличение максимального размера компенсации до 10 млн напоминает, что чужое использовать без спроса нельзя». 

Екатерина Калиничева

партнёр и руководитель практики разрешения споров Semenov&Pevzner

«Безусловно, изменение законодательства, в том числе принятые поправки о пропаганде наркотиков, ведут к самоцензурированию артистов. И менеджеры артистов, и лейблы заранее стараются оценить риски, чтобы не нарушить законодательство. 

Помимо норм о запрете пропаганды наркотиков необходимо соблюдать законодательство и в части иностранных агентов, материалы которых требуют маркировки, и в части уголовно-наказуемых деяний, связанных с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (например, «Международное общественное движение ЛГБТ» признано экстремистским). 

На мой взгляд, эта тенденция продолжится». 

Музыкальные тренды

Мода на старые хиты сохранится

Денис Глазин

A&R-директор лейбла S&P Digital 

«Тренд на ностальгию и переработки в 2026-м сохранится: он отлично перформит в стриминге и коротких видео, потому что знакомый мотив быстрее цепляет и бустит алгоритмы. Усталость от тренда есть, но в основном от однотипных и «ленивых» ремейков — фонк-ремиксов, speed up, изменения инструментала. Лучше всего будут заходить треки, где в старый материал привнесён новый контекст. Станет меньше прямых перепевок и больше аккуратных семплов и интерполяций в новых жанрах».

Владислав Штанов 

глава A&R «Believe»

«Тренд на переработку будет актуален всегда, потому что узнаваемость уже популярного материала остаётся самым простым ускорителем внимания. Но сейчас на первый план выходит не факт ремейка, а подача и то, к какому контенту привязана переработка.

Если просто делать ремиксы на любой старый материал и не подкреплять это визуалом, историей или контекстом, то аудитория не получает новой ассоциации — и релиз растворяется в шуме. Когда есть визуальная связка, понятный образ в коротких видео, тогда переработка становится новой и легко масштабируется. Поэтому в 2026 году тренд не умрёт, он станет ещё сильнее зависеть от контента вокруг него».

Константин Власенко 

глава направления скаутинга Koala Music 

«Тренд на ностальгию есть и будет всегда. Будут отличаться только годы, по которым все ностальгируют. В этом, как и в следующем году, хайпит ностальгия по десятым. А вот тренд на переработку, тем более на фонк-переработку, затух. Сама история с переработками вечная и будет работать, если переработка крутая, трендовая».

Нишевая музыка войдёт в чарты ещё сильнее

A&R «ON Лейбла» Владимир Кузьмичёв отмечает, что в 2025 году повысилась нишевость музыки и уменьшилась доля хитов. «Все устали следить за всем, поэтому следят только за определённым сегментом, который им нравится. Конечно, останутся супербольшие хиты, такие как «Худи». Будут и кассовые артисты, которые находят широкую аудиторию в TikTok: Macan, Icegergert. Но примеры типа «Бонда с кнопкой» и группы Settlers показывают, что либо ниша увеличивается, либо ниша перестаёт быть нишей». 

Надя Лапочкина 

head of PR лейбла System 108, Диско Клуба и ДК Альфа Кристалл. PR-менеджер артистов Mirele, DJ Stonik1917, Biicla и других

«TikTok продвигает не жанры, а микрониши и вайбик. Это позволяет артистам мгновенно находить свою лояльную, хоть и небольшую, аудиторию. Поп-музыка не умерла — она растворилась в сотне микрониш, каждая — со своим вайбом и фанатами. В 2025 году быть успешным в нише часто выгоднее и устойчивее, чем пытаться угодить всем в большом попе. 

В чартах появятся неожиданные жанры

Дамир Франко

музыкальный менеджер артистов Rocket, Lildrughill, Pretty Scream, менеджер проекта и ивент-продюсер Fast Food Musiс

«В следующем году должен вернуться рок в большом объёме. Несколько лет назад группы вроде Turnstile смогли выбиться прямо в мейнстрим и расширить свою фан-базу, появлялись новые интересные имена, например, KennyHoopla. Уверен, что 2026-й будет богат на новые имена или мы увидим в чартах тех, кто старается уже многие годы. 

Исходя из сливов некоторых артистов и их экспериментов, кажется, что хип-хоп-артисты чаще будут внедрять гитарные риффы и живые барабаны в свои работы именно в 2026-м. В 2015 году условный A$AP Rocky выпустил целый альбом, вдохновлённый роком. Всё циклично».

Денис Глазин дополняет: «Легко могу представить в музыке современных модных ребят яркие гитарные риффы как из 2007-го». 

А Константин Власенко ожидает увидеть в чартах шансон. Он предполагает, что может появиться новый хит в жанре — такой как «Дымок» артиста Ицык Цыпер. 

Что будет с фолком

Гоша Маевский 

исполнительный директор DNK Music

«Интерес к фолку уже ослабевает. Его популярность напрямую зависит от политической ситуации: когда она стабилизируется, внимание к жанру начинает остывать». 

Денис Глазин

A&R-директор лейбла S&P Digital 

«Back to the roots — это мировой тренд, по стечению обстоятельств невероятно актуальный в России. После ухода зарубежной музыки и площадок Россия смогла оглянуться назад и посмотреть, чем же можно поживиться в нашей культуре. И она нашла для себя новые российские смыслы и темы. Думаю, следующий этап — эволюция фолка и его внедрение в самые неожиданные контексты с точки зрения жанров, проектов и артистов».

Владислав Штанов 

глава A&R «Believe»

«Я бы не называл 2025-й годом фолка в смысле стабильной доминации жанра. Это скорее разовые всплески, где сработала не просто фолк-музыка сама по себе, а то, как она была органично подкреплена визуальным контентом, ассоциированным с фольклором.

В кейсах типа Ay Yola и других похожих историй ключевым было то, что звук ассоциировался с фольклорным образом, но поданным как что-то новое для слушателя, чтобы в соцсетях включалось визуальное воображение. В 2026-м это продолжится не в формате «все слушают фолк», а скорее как вдохновление корнями и эстетика, которая вспыхивает, когда у неё есть сильная картинка и понятная история».

А что ждёт саундклауд-рэп

Константин Власенко отмечает, что новая волна саундклауд-рэпа с элементами альтернативы и гиперпопа (Madk1d, Тёмный принц, Tewiq, Greyrock) — самый большой коммерческий прорыв года. В 2026 году, считает Власенко, направление продолжит развиваться: «Верхушки чартов за ними». 

А Денис Глазин и Владислав Штанов , наоборот, уверены, что жанр ждёт затухание. 

Денис Глазин

A&R-директор лейбла S&P Digital 

«Саундклауд-рэп-волна напоминает гиперпоп-бум времён последней попытки запуска Spotify в России: жанр зародился, начал расцветать, его пышно поддерживали все площадки, но артистов становилось всё больше, а масштабироваться получалось лишь у единиц. Сложно предполагать, во что выльется этот тренд, стало ясно лишь одно — золота в этой жиле всё меньше и меньше, проходного контента всё больше, и проблема того, что саундклауд-фрешмены забывают, что для долгосрочной успешной карьеры нужно быть не музыкантом, а артистом, встаёт всё острее и острее».

Владислав Штанов 

глава A&R «Believe»

«SoundCloud был пиковым форматом и средой, из которой вышли многие нынешние большие артисты. Но по ощущениям последние 3–4 месяца новых крупных имён именно из этой ниши появляется меньше. Скорее видно удержание старой волны, а сами артисты пытаются конвертировать ранний SoundCloud-успех в более долгую жизнь уже в чартах и больших платформах.

Поэтому как новая сцена, которая постоянно рождает лидеров, это подостыло. Как источник периодических вспышек и DIY-энергии это останется, но, вероятно, в 2026–2027 годах появится новый канал или механика, через которую молодая аудитория начнёт открывать артистов так же массово, как когда-то через SoundCloud».

Промо

Основным драйвером останется UGC-контент

Владимир Кузьмичёв отмечает, что в 2025 году «в полной мере как способ продвижения восстановился TikTok»: «По последним кейсам — Тима ищет свет, „Бюро”, Ульяна Мамушкина — мы видим, как один залетевший ролик может увеличить стриминг. Это можно отследить по датам публикаций и датам пиков прослушиваний». «Чем больше твой контент похож на UGC, тем лучше он воспринимается аудиторией», — говорит менеджер артиста Arustamov Анна Сагателова. 

Ильяс Макаров 

CEO PR-агентства About You (работают с Lida, Три дня Дождя, Soda Luv, Mona)

«2025 год показал , что молодой артист может стать заметным, просто обладая креативной головой, делая музыку и контент. В 2026 году преграды ещё больше сотрутся: тебе буквально нужен мобильный телефон и твоя музыка». 

Евгений Меркушев

менеджер артистов Рушана, Yerkatt и Index III

«У артиста стало меньше преград для того, чтобы получать слушателя. Ему нужно просто писать классную музыку, вести соцсети — и делать это максимально искренне (если это отвечает имиджу) и системно».