Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/192/image/article-03c324e98224be43ee3535b11fddfebb.jpgАйдар Хуснутдинов2020-04-29T16:20О чем говорили промоутеры и билетники на онлайн-форуме Сolisium«Кризис — это повод объединиться»
«Кризис — это повод объединиться»
О чем говорили промоутеры и билетники на онлайн-форуме Сolisium
Фото: Jason Leung

«Кризис — это повод объединиться»

О чем говорили промоутеры и билетники на онлайн-форуме Сolisium
Фото: Jason Leung

18 апреля на форуме Colisium состоялись несколько дискуссий, посвященных состоянию российской концертной индустрии в период кризиса. Пересказываем наиболее интересные и важные фрагменты.


Взаимодействие с властями, меры по поддержке индустрии


Спикеры: 
 

Надежда Соловьева

председатель правления группы компаний SAV Entertainment и «Русский Шоу-Центр»


Артем Горный

омбудсмен концертной индустрии, «Деловая Россия»


Дмитрий Богачев

генеральный директор, театральная компания «Бродвей Москва»


Алла Фомина

заместитель директора НБО «Кассир.ру»



МОДЕРАТОР:
 

Сергей Бабич

организатор форума Colisium


Соловьева: Я с 1987 года в индустрии и прошла не один кризис. Поэтому сразу поняла, что ждать мы не можем ни минуты. Уже через два-три дня после полного запрета всех мероприятий мы объединили усилия с крупнейшими представителями концертной индустрии и пошли в администрацию президента посоветоваться, как действовать дальше. Понятно, что госпредприятиям — театрам, филармониям — поможет их учредитель — государство. А в нашей индустрии есть и тысячи частных компаний, которым не к кому обратиться. У каких-то из них есть жирок, но надолго его не хватит. У нас бизнес сиюминутный. 

В наших планах — создать Ассоциацию концертных деятелей РФ. Это будет что-то вроде профсоюза. В данный момент разбираемся, какие вопросы она будет решать — из тех, которые малым компаниям не под силу решить самостоятельно. Плюс будем вести диалог с властью — им удобнее, когда это происходит «в одно окно». Это важно не столько для крупных игроков, сколько для региональных компаний, которым сложно наладить прямой диалог с властью и представителями большого бизнеса.

Фомина: Рабочая группа, куда входят все крупные игроки, провела большую работу (в том числе аналитическую и по сбору данных) и в краткий срок сформулировала конкретные пункты, с которыми мы обратились к власти. Я присутствовала на встрече представителей малого и среднего бизнеса с президентом в Ново-Огарево. Никаких инструкций, что говорить, не было. Все имели возможность высказаться. Президент очень корректно и внимательно всех выслушал и вник в проблемы каждой индустрии. Решения по всем нашим вопросам должны быть приняты до мая.

Бабич: Что именно представители индустрии попросили у власти? И какие просьбы, по вашим ощущениям, будут удовлетворены?

Богачев: Самое главное — вопрос возврата билетов. Это как тушение пожара.

О новых правилах возврата билетов читайте тут.
 

Соловьева: Если бы все купившие билеты разом попросили их вернуть, мы бы, как в дефолт 1998-го, сразу «умерли». 

Богачев: На этот счет должно появиться новое постановление правительства. Сейчас идет согласование на уровне Министерства культуры.

Второй вопрос — финансовая помощь. Это, во-первых, прямые вливания, покрывающие зарплату сотрудников, аренду и так далее. Если этого не произойдет, то, допустим, через три-пять месяцев разрешат проводить мероприятия, а у организаторов не будет оборотных средств. Во-вторых, скидки, например на рекламу и аренду площадок. Если помещения или рекламные площади государственные, то государство может их обеспечить. Если частные — помочь договориться с частниками. Это то, что нам нужно, чтобы выжить во время кризиса. Выпадающие доходы надо за счет чего-то компенсировать. Мы собрали всю соответствующую информацию и подали ее в Минкульт. Оттуда ее передали в Минэкономразвития, где ее изучат и, надеюсь, скажут нам что-то хорошее. Конечно, всю зарплату и аренду за нас никто не заплатит. Но хоть какая-то помощь даст возможность протянуть до лучших времен.

Фомина: Представителям индустрии в регионах имеет смысл вырабатывать собственные меры помощи, учитывающие местную специфику, и обращаться к властям на уровне городов и субъектов Федерации. Это могут быть не только субсидии, но и упрощенные процедуры конкурсов на участие в мероприятиях. Если федеральные праздники, выпускные и Дни города будут проводить онлайн, то на их обслуживание должна работать армия людей. В частности, работу по регистрации и учету трафика на них можно поручить билетным операторам. Да, это не те масштабы, что раньше, но это конкретные предложения о работе. 

Создайте рабочие группы. Пригласите в них Союзы предпринимателей, организаторов, билетных операторов, площадки, образовательные центры, которые помогут перепрофилировать ваших сотрудников, потерявших работу. Часть из них могут стать самозанятыми и обеспечивать многие важные функции — например, продвижение онлайн-событий.

Еще одна возможная мера поддержки со стороны государства — это рекламная и пиар-поддержка, продвижение ваших событий через собственные и партнерские порталы, телевидение, радиостанции, наружную рекламу, в том числе и в общественном транспорте, включая метрополитен.

Chris Liverani

Горный: Помощь должна оказываться не только тем, кто подходит по таким формальным признакам, как ОКВЭДы. Надо смотреть на суть. Также замечу, что меры не могут быть кардинальными. Грубо говоря, нельзя отменить НДС, зато можно его уменьшить.

Фомина: Надо не только ждать помощи, но и самим предпринимать активные действия. Индустрия вроде замерла, но она частично перешла в онлайн. И большие концерты, и маленькие сейчас проводятся там. Многие видят в этом угрозу. Со стороны билетного оператора скажу: нам надо выживать, и поэтому билеты на онлайн-мероприятия мы тоже продаем. Есть много бесплатных концертов, которые спонсируют площадки. Но есть и маленькие организаторы, которых никто не спонсирует, а команду им надо кормить. На их мероприятия низкие цены — ниже в пять-шесть раз, но надо с чего-то начинать. Также мы будем поддерживать самозанятых организаторов, которые проводят онлайн-курсы. С ними работать не так просто: нужно оформлять много документов, а продажи не очень большие. Но сейчас этот сегмент растет.

Как мы со своей стороны помогаем другим представителям индустрии? Мы рассмотрели просьбы от организаторов о снижении агентского вознаграждения по отмененным мероприятиям. Вырабатываем регламент, как определить, кому такая помощь нужнее. Скоро его опубликуем.

Кроме этого, мы готовы взять на себя возврат билетов после того, как дождемся постановления правительства, регламентирующего этот порядок, и оказать организаторам поддержку по перенесенным мероприятиям, в том числе по сложным случаям, где поменялись площадка или артист. Комиссию в обоих случаях брать не будем, хотя во всех договорах прописано, что эти услуги платные.

Ну и наконец, реклама на наших каналах будет дешевле на 70–90%. Скоро определим регламенты и объявим об этом. Мы не просто ждем помощи, а действуем, чтобы поддержать организаторов. Также просим всех понять, когда мы просим организаторов о рассрочке. Очень стараемся все обязательства выполнять. Мы можем все, но не можем все сразу.

Богачев: Роль нашей индустрии очень важна. Именно Бродвей и Голливуд своими жизнерадостными картинами и мюзиклами во времена Великой депрессии спасли американскую нацию от морального упадка. Я являюсь членом Бродвейской лиги. Это организация, которая образовалась не сверху, а самостоятельно в 1930 году из-за необходимости регулирования отрасли. Сейчас это мощная лоббистская структура, регулирующая отношения с профсоюзами, собственниками театров и концертных площадок. Они проводят премию «Тони», способствуют принятию законодательных актов. 

Для нас кризис — это повод задуматься о создании нормальной профессиональной организации, в которую вошли бы продюсеры, промоутеры, собственники площадок, билетные агенты, поставщики кейтеринговых и других услуг. Не по инициативе властей, а самостоятельно. Беда дает импульс работать лучше. Это отличная задача на год. Мы работаем не только самостоятельно и на федеральном уровне, но и в Москве с Департаментом культуры. Такая же работа должна вестись и на местах в сотрудничестве с местными органами власти.

Бабич: А какая именно работа должна идти в регионах?

Соловьева: Необходимо понимать, что, когда меры примут, помогать будут адресно. Мы хорошо умеем общаться с московским правительством. Готовы поделиться этим опытом, который поможет вам в общении с вашими мэрами и губернаторами.

Везде есть департаменты поддержки предпринимательства. Они собирают заявки от населения и доносят их до руководства. Можем показать интересующимся, с какими запросами выходим к московским властям мы. Берите наш опыт и переделывайте под свои нужды. Работа кропотливая и нудная. Но делать ее нужно. 

Если регионам дадут деньги, то конкретные их получатели будут определяться на местах. Сделайте всю работу заранее, и тогда в нужное время вы сможете воспользоваться ее результатами.

Горный: Сейчас власти сами просят обратную связь — пользуйтесь этим.


Создание ассоциации концертных деятелей


Спикеры:
 

Владимир Зубицкий

член правления, генеральный директор SAV Entertainment и «Русский Шоу-Центр»


Сергей Бабич

организатор Colisium


Зубицкий: В настоящий момент идет работа над созданием ассоциации концертных работников. Сейчас мы с инициативной группой прорабатываем юридическую сторону дела: пишем устав, собираем учредительные документы. В учредителях будут знаковые лица индустрии. Необходимость этого назрела давно, но работа началась сейчас — под влиянием кризисной ситуации.

Форма объединения — независимая общественная организация. Планируются небольшие членские взносы. Скорее всего, раз в квартал. В ассоциации будут работать постоянные сотрудники — директор, бухгалтер, юрист. Главная задача — защита общих интересов членов ассоциации, обеспечение благоприятных условий для их работы, создание мер и инструментов, направленных на предупреждение нарушения их прав. Как только появится техническая возможность подать документы на регистрацию, ассоциация официально начнет работать.

Бабич: Но ведь была уже неудачная попытка объединить организаторов концертов в саморегулирующиеся организации на законодательном уровне?

Зубицкий: В данном случае вступление будет добровольным. Так или иначе, появление такого органа необходимо. Мы — большая индустрия, но до сих пор не имеем органа, который позволял бы лоббировать наши интересы. 

Это не «упорядочение» и не чистка рядов. Конкуренты объединяются, чтобы сделать рынок чище, чтобы работать на нем было удобнее.

Charles Deluvio

Бабич: Среди причин появления инициативы о СРО была необходимость ввести некие обязательства участников индустрии по отношению друг к другу. Будет ли новая организация вырабатывать механизмы досудебного урегулирования отношений между своими членами?

Зубицкий: Это сложный вопрос. Думаю, внутри организации будут действовать комитеты: например, международный, в том числе, может быть, и спорный. Но для начала мы должны понимать, кого принимаем в свои ряды. Мы будем открыты и для ООО, и для ИП, и для самозанятых, но при вступлении необходимо будет предоставить информацию о компании. Однако есть организаторы, которых мы хорошо знаем и в ассоциацию не возьмем из-за их плохой репутации.

Бабич: Будет ли какая-то пиар-кампания, чтобы о вас узнали промоутеры в регионах?

Зубицкий: У промоутеров отлично налажено сарафанное радио. Ситуация, когда мы закидываем информацию о туре в Ростов, а ответ получаем из Хабаровска, не редкость. Промоутеры в регионах вообще часто объединяются. Также ты и Женя Сафронов собрали неплохие базы. Думаю, что мы воспользуемся ими. Будет и рассылка. Вступить в ассоциацию можно будет, наверное, и дистанционно — например, по электронной почте. 

Вопрос из чата: Кто будет состоять в ассоциации, кроме промоутеров и билетных операторов? Например, технические прокатчики, артисты, продюсерские центры смогут в нее вступить?

Зубицкий: Да, вступить смогут все, кто причастен к индустрии.

Бабич: А, скажем, страховые компании?

Зубицкий: У них свои ассоциации есть.

Бабич: А если это узкоспециализированные страховщики, которые занимаются только концертами?

Зубицкий: Рассмотреть можно.

Бабич: Спасибо за интересный разговор.


Билетные технологии на карантине

Спикеры: 
 

Виолетта Воробьева

директор по маркетингу Kassy.ru


Дилявер Аблямитов

генеральный директор Profticket


Антон Марченков

сооснователь компании «Единое Поле»


Филипп Повышев

руководитель отдела интернет-маркетинга Kassy.ru


Егор Егерев

основатель Tickets Cloud



МОДЕРАТОР:
 

Сергей Бабич

организатор форума Colisium


Бабич: Как ваши компании входили в кризис? Какие решения при этом удалось найти — управленческие, маркетинговые и другие? И какие у вас прогнозы на будущее? 

Марченков: У нас крупная компания, работающая в 80 городах. Мы ощущали на себе, как они один за другим закрываются.

Мы сразу же перебросили все ресурсы на поддержку зрителей. Я взял на себя общение с клиентами и был единственным сотрудником компании, не отвечавшим на звонки зрителей. Этим занимались все остальные, включая главбуха. Поначалу мы не знали, что говорить. Отвечали: «Ваша заявка принята», — и обращались к клиентам за разъяснениями. В каждом конкретном случае (перенос, отмена и так далее) решали проблему индивидуально. Сейчас мы написали кучу скриптов и оптимизировали все процессы. К новым волнам проблем готовы.

В данный момент наш заработок с билетного направления стремится к нулю. У нас дорогие высококвалифицированные команды. Кадры — наш главный актив. Как нам войти в новый мир, сохранив его? В этом главная задача на сегодня.

Сейчас мы оптимизируем бизнес-процессы, ведем разработку. Подключаемся к внешним проектам, отличным от билетной «истории», чтобы иметь возможность платить сотрудникам. Плюс реализуем идеи, которые висели в бэклоге.

Я сам организатор. Имею пять переносов на осень. Из 3000 проданных билетов у меня менее 50 возвратов. Как мы этого добились? Попросили топовых артистов записать обращения в духе «Дорогие зрители! Скучаем без вас. Увидимся осенью. Пожалуйста, не сдавайте билеты — это для нас важно». Артисты — это авторитет для их аудитории. Если они о таком просят, то это дает результат.

Мне повезло, что на осень у меня уже были забронированы даты. На эти даты мы и перенесли концерты. А видеообращения активно распространили в интернете.

Как действовали другие организаторы? Многие сказали: билет действует весь сезон. Можете посетить по нему любой концерт, какой хотите.

Вывод: наша публика — адекватная. Если с ней общаться, то можно найти общий язык. Особенно если организатор вступает в дело и помогает.

Организаторам даже приходят письма от зрителей в духе «Не возвращайте мне деньги, хочу вас поддержать». Они ценят таких людей и делают их «золотыми зрителями» со скидками на всю жизнь.

Мои прогнозы? Думаю, сложившаяся ситуация продержится до мая. В июне должны быть послабления, и продажи пойдут. А вот будут ли у людей деньги? Это другой вопрос. Сначала нужно удовлетворить базовые потребности: купить еды, оплатить детский сад. А уже потом тратиться на концерты. Если государство поможет, то и эту проблему мы пройдем. Лучше всего будут себя чувствовать госорганизации. Многотысячных концертов, скорее всего, долго не будет: у них длинный период планирования. Так или иначе, я верю в офлайн. Увлечение онлайн-концертами временное. Они не дают таких сильных эмоций.

Егерев: Мы все еще входим в кризис. У нас хороший аналитик: он сразу же взялся за разделение денег за прошлые и будущие события. Как и у всех, у нас был шквал звонков от зрителей. Фактически компания превратилась в два отдела — руководство, занимающееся тактикой и управлением, и отдел поддержки. В пик 30 человек обрабатывали заявки, группа людей общалась с партнерами.

За два-три дня мы собрали бонусную программу с баллами. Тестируем возврат денег через бонусы. Сейчас по умолчанию покупатели получают именно их. Кто недоволен — тем возвращаем деньги. Это увеличило конверсию по сравнению с другими способами, которые мы пробовали. Деньги остаются внутри экосистемы нашей платформы.

Как выходить из кризиса? Не верю в несколько волн, растянутых больше чем на год. Но если действительно так пойдет, онлайн-концерты станут массовыми. Тогда в соревнование вступят другие игроки — ОКО, IVI, те же стриминг-сервисы. Мы начали работать в этой сфере — продаем билеты для Stay. Готовим проекты с другой платформой, которая работает с VR и умеет привязывать билеты к просмотру (по принципу «один открыл ссылку — другой вылетел»).

Мой прогноз менее оптимистичный, чем у Антона: раньше ноября выручки не жду. В этом году, может быть, и вообще ничего не будет. Снятие карантина не означает автоматического начала массовых мероприятий. Отрасли будут подключать постепенно, и нас разрешат в последний момент. Стадионных историй раньше 2021-го не жду. В конце года, думаю, что-то зашевелится — концерты пойдут, но очень постепенно.

У нас 60 человек в команде. Ужимаемся как можем. Нам тоже тяжело, не только организаторам. Выручка упала почти до нуля. Попробовали договориться о снижениях зарплат — за день удалось найти компромисс со всеми: сотрудники проявили лояльность.

С «Амазон»-облаков переехали на «Яндекс», поотключали других подрядчиков — получилась оптимизация на 37% без потери команды.

Воробьева: Мы в основном работаем офлайн — на него у нас приходится 50–70% продаж. С самого начала мы старались успокаивать наших покупателей, убеждать, что все будет в порядке. Попросили артистов записать голосовые сообщения с просьбами не сдавать билеты. Они включаются, когда люди звонят на горячую линию.

Сейчас мы рекламируем только мероприятия с августа по декабрь. Артисты записывают еще и видеообращения — чтобы научить непривычных к этому людей покупать онлайн.

Yuri Bodrikhin

Повышев: Кроме этого, мы подключили чат-ботов, публиковали посты с юридической информацией о том, почему не стоит сдавать билеты, делали рассылки.

Воробьева: Дополню про онлайн-концерты. Думаю, в будущем они скорее будут продвигать офлайн-мероприятия. Донаты и покупка онлайн-билетов — штука спорная и пока не протестированная. Но мы поддерживаем онлайн-концерты, в том числе и Tele Club с его всероссийским онлайн-марафоном. Поддержим и других, кому интересно.

Наши материалы о том, каково играть онлайн-концерты и ходить на них

Аблямитов: Мы работаем с 1991 года. Все кризисы прошли и этот пройдем.

Мы работаем в основном с репертуарными театрами. Все деньги уже вернули клиентам по частям (за исключением тех, кто до нас просто не дошел). Мы все деньги всегда резервировали, поэтому проблем с возвратом не было. 

Также мне помогла диверсификация: у меня есть другие компании, например доставка продуктов питания, которая, наоборот, в условиях кризиса выросла.

Мой прогноз: думаю, продажи начнутся с сентября, а на прежний уровень мы выйдем только в конце следующего года. Дело не только в пандемии, но и в ценах на нефть. Во всяком случае, мы свою стратегию готовим, ориентируясь на долгий срок.

Билетные системы — это не так просто. Там нужны большие команды, а процент они берут маленький. Получается, они залезают в деньги клиентов. Рынок может переформатироваться, и многие не захотят, чтобы деньги уходили билетным системам.

Бабич: Вы уже возвращаете организаторам деньги за прошедшие концерты?

Егерев: Да, всем вернули, кто попросил.

Марченков: Мы тоже. Напоследок хочу сказать, что кризис — это не только проблемы, но и новые возможности. Ищите их для себя. Из положительного — индустрия объединилась. Давайте выходить из кризиса с новыми продуктами и идеями. Желаю нам всем удачи.

Егерев: Готовьтесь к затяжному кризису. Берегите ресурсы.

Повышев: Потратьте это время на обучение.