Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/460/image/article-e05a5ef834941ff610b23bf29d001eab.jpgКарина Бычкова2021-09-30T15:55Как работает сервис Cubic MusicХит из «Пятерочки» и поддержка локальных артистов
Хит из «Пятерочки» и поддержка локальных артистов
Как работает сервис Cubic Music
Источник: X5 / esg.x5.ru

Хит из «Пятерочки» и поддержка локальных артистов

Как работает сервис Cubic Music
Источник: X5 / esg.x5.ru

Cubic Music — музыкальный сервис, который озвучивает торговые центры, кафе, магазины и другие пространства, где музыка используется в коммерческих целях. Несколько лет назад Cubic Music выпустил трек, который звучал в федеральной сети супермаркетов и неожиданно всех заинтересовал: пост с вопросом про название песни набрал 31 тысячу просмотров. С тех пор компания открыла свой лейбл, при помощи которого планирует записывать и продвигать музыку малоизвестных композиторов. Мы поговорили с руководителем сервиса Димой Яковлевым о том, как в России устроен бизнес фоновой музыки и чем он может быть полезен для молодых артистов.


Расскажи про вашу песню из супермаркета, которую в какой-то момент все начали гуглить.

Пару лет назад мы решили провести эксперимент и записать музыку с вокалом. Обычно нам это не очень нужно: владельцы компаний предпочитают инструментальную музыку, да и запись голоса — это отдельная статья расходов. Но мы все же захотели попробовать и отдали трек в том числе в супермаркет «Пятерочка». А потом заметили какую-то странную активность, люди стали искать эту песню.

Мне кажется, что интернет любит объединяться, и нам интересно, как это удалось сделать при помощи песни. Удивительно, что мы неожиданно создали хит, который выстрелил именно в «Пятерочке».

А почему ее не распознает шазам?

Чтобы шазам распознавал песни, их нужно туда доставить, причем это стоит денег. Нам это пока не совсем нужно.

Вскоре мы собираемся выпустить трек для «Пятерочки» как сингл на своем лейбле. Поэтому расскажем о нем и позаботимся о его узнаваемости.

Лейбл — это класс. А какие еще задачи решает Cubic Music?

Мы любим называть себя «Spotify для бизнеса». Суть такая: владельцы кафе, магазинов или торговых центров платят за ежемесячную подписку и получают плейлисты для озвучивания бизнеса. 

Почему нельзя просто купить подписку на обычный Spotify и поставить музыку у себя в магазине?

Это запрещено соглашением, которое принимает пользователь, подписываясь на сервис. У всех стримингов есть в правилах пункт об использовании музыки только для личного прослушивания. Я не знаю точно, почему это условие существует. Скорее всего, площадки зажаты договором с правообладателями. Тот же Канье Уэст, вероятно, будет против того, чтобы его альбомы включали в торговом центре, просто заплатив за подписку в стриминге. Думаю, он бы попросил совсем другую сумму за использование его музыки таким образом.

По моим ощущениям, стриминговые сервисы, как и другие большие компании, любят предоставлять несколько услуг в рамках одной цены. Чтобы разрешить использовать стриминги для озвучивания коммерческих пространств, сначала нужно договориться с обществами по коллективному управлению правами. У нас это РАО и ВОИС (Всероссийская организация интеллектуальной собственности. — Прим. «ИМИ.Журнала»), в Америке и Европе действуют другие организации. Я думаю, что площадки просто не видят в этом потенциальной выгоды, поэтому запрещают подобное использование.

Могу ли я в своем кафе поставить музыку, которая выложена на SoundCloud бесплатно?

К сожалению, нет. Так устроено российское законодательство. Как только музыкант создает трек и загружает его на тот же SoundCloud, РАО и ВОИС сразу начинают его защищать, хочет того артист или нет. Владельцы бизнеса должны делать выплаты указанным организациям, потому что они защищают эту песню. А для того, чтобы они перестали это делать, музыканту нужно подать заявление и вытащить свой трек из-под охраны. В последнее время с проверками в кафе и магазины приходят все чаще и чаще. Это такой банхаммер, который работает довольно активно. 

А музыка, которая уже стала общественным достоянием, та же классика — ее можно ставить сколько угодно?

Теоретически — да. Но я не верю, что существуют вещи, которые никому не принадлежат. Прошло семьдесят лет с момента смерти композитора, наследников нет, лейбла нет, права свободны — казалось бы, ты можешь использовать эту музыку. Но если бы я владел крупным бизнесом, то предпочел бы подстраховаться и не брать что-то бесплатное: всплыть может что угодно. Например, оркестр, который исполнил музыку, или студия, которая записала исполнение, могут по-прежнему обладать смежными правами.

Музыкальная редакция Cubic Music

У вас есть конкуренты?

Компаний, занимающихся чем-то подобным, много: у нас есть табличка, в которую мы собираем конкурентов. Раньше их было штук пять, а сейчас уже огромное количество. Многие думают, что это очень понятный бизнес: стоит договориться с лейблами, разработать софт, написать музыку — и все, деньги потекут рекой. На самом деле все не так просто.

Пока мы не конкурируем со стриминговыми сервисами, но все может измениться, если они решат развивать направление B2B («Бизнес для бизнеса» — форма взаимодействия, при которой одни компании работают не на конечного потребителя, а на другие компании. — Прим. «ИМИ.Журнала»). 

Какие треки вы чаще выбираете для озвучивания общественных пространств?

Для нас рабочая единица — это не трек, а плейлист. Когда человек находится в кафе или торговом центре, он не постоянно обращает внимание на музыку, скорее как-то всполохами. Поэтому нам важно создавать цельное впечатление от звучащей музыки. 

Выбор плейлиста зависит от задачи и бюджета бизнеса, но мы всегда стараемся разрабатывать индивидуальные решения.

В кафе и магазинах обычно играет либо инструментальная музыка, либо зарубежная, а вот музыка на русском практически не звучит. Почему так?

Возможно ли составить плейлист из классной русскоязычной музыки на 12 часов, которая подойдет, условно, для «Даблби»? В следующем месяце к вам может прийти управляющий и сказать: «Все классно, но можно нам еще 150 треков? Плейлист пора обновлять». У нас просто нет столько подходящей классной музыки на русском языке.

Мы также используем треки на английском, потому что в России очень мало людей, которые могут слышать песню и понимать текст на иностранном языке. А для нас важно, чтобы музыка не выделялась, а была частью атмосферы. На русскоязычные треки люди все-таки будут обращать внимание и вслушиваться в текст. Наверное, не всем зайдет Майя Кристалинская в «Шоколаднице». А с песнями на английском такого не бывает, люди считывают только эмоцию трека, и музыка становится частью пространства. 

Вам можно предложить свою готовую музыку?

Да, но нюанс в том, что мыслим плейлистами на 120–140 треков и одна композиция там просто потеряется. 

Но была и такая история: коллега из Tele2 показал нам музыку своих друзей, играющих инди. Мы отдали трек музыкальным редакторам, они послушали, прикинули, куда песня может подойти, и поставили ее в плейлист, смешав с другими треками. Эту группу мы бы по-другому не заметили — это небольшие локальные артисты, но музыка у них прикольная. 

Если вы используете музыку, которая уже написана, вы заключаете прямые договоры с лейблами?

Есть договоры и с лейблами, и с правообладателями, и с РАО (Российское авторское общество. — Прим. «ИМИ.Журнала»). Мы используем все варианты. Нам больше нравится работать с общедоступным контентом — вообще со всей музыкой, созданной человечеством. 

А я думала, что вы, наоборот, больше любите делать свою музыку.

Мы это тоже любим и пытаемся растить свой лейбл. С общедоступной музыкой работать, конечно, проще. Ее больше, и из нее легче собирать плейлисты — так наши музыкальные редакторы почти ничем не ограничены. Мы можем использовать любые последовательности треков: мешать песни условной Арианы Гранде с ее первых альбомов, которые уже никто не помнит.

Почему какие-то компании выбирают для озвучивания общедоступную музыку, а какие-то предпочитают написанную на заказ? 

Выплаты за использование музыки тарифицируются РАО и ВОИС по сложной системе и зависят от площади компании, использующей те или иные треки, а также от типа бизнеса, количества точек в сети и их территориального расположения — ставки в городе-миллионнике и в поселке будут отличаться. Еще интересно, что за озвучивание лифтов, гардеробов и фойе, помимо стандартной ставки, с компании возьмут еще и дополнительные платежи.

Вместе с тем на выплаты РАО не влияет количество проигрываемых композиций, узнаваемость и популярность артиста или трека. Но если станет известно, что компания проигрывала треки нелегально, их количество отразится на сумме штрафа. Чем больше песен ставили нелегально, тем выше будет штраф, хотя для легального воспроизведения это не имеет значения.

В общем, чем больше бизнес, тем больше ему приходится платить. Такие условия невыгодны крупным супермаркетам, занимающим огромные площади. Поэтому таким организациям нужен свой аудиоконтент, который мы заказываем у композиторов.

Процесс записи

Что это за музыка?

Это утилитарная музыка, которая играет в любом крупном супермаркете и выполняет свою функцию — становится фоном. Для посетителя странно, когда он слышит в общественном пространстве тишину: ему кажется, что место, в которое он пришел, уже закрывается, и от этого становится неуютно. А музыка скрывает шумы механического оборудования и холодильников, дребезжание тележки, чьи-то разговоры. 

Как вы относитесь к такой музыке?

Она будет всегда, и нужно уметь с ней работать. Почему бы не делать ее лучше и интереснее, не подкручивать ее?

Как вы находите композиторов?

В основном благодаря сарафанному радио или рекомендациям. С некоторыми композиторами мы работаем уже очень давно. Почти все наши авторы занимаются созданием фоновой музыки факультативно: в основном они делают саунд-дизайн или пишут коммерческую музыку для рекламы.

Мне нравится, что мы даем музыкантам возможность реализовываться. Например, люди планировали развиваться в музыке, стать известными артистами, но по каким-то причинам это не получилось. А благодаря задачам типа наших человек может оставаться в своей сфере и зарабатывать тем, что умеет. 

Как у вас устроены правовые отношения с авторами? 

Мы подписываем договор отчуждения и договариваемся о фиксированном платеже. 

Сколько стоит озвучить кафе уникальной музыкой, которую вы напишете сами?

Мы можем написать специально для кафе хоть 12 часов музыки, но это имеет смысл, только если у кафе невероятно огромная площадь. Так обычно не бывает, поэтому я даже примерно не могу сказать, сколько это будет стоить.

Чаще всего для небольших по площади мест мы создаем уникальный плейлист: уникальной в нем будет именно последовательность композиций, а не сами треки. Это будет стоить примерно две тысячи рублей в месяц — может быть, чуть дороже. Плюс отчисления правообладателям: еще две — две с половиной тысячи.

Чем отличается музыка, которая звучит в кафе, в магазине, на вокзале и в торговом центре?

Она отличается задачей. В больших общественных пространствах, таких как вокзал, обычно используют специально написанную музыку, потому что там бывает огромное количество разных людей.

Были эксперименты Брайана Ино с музыкой для аэропортов. Для таких мест я бы записывал эмбиент или околоакадемическую музыку. У кафе совсем другие задачи, и там даже не нужно пытаться ставить что-то подобное.

И вот еще один эксперимент: администрация какого-то торгового центра решила бороться с подростками, которые постоянно тусуются на фуд-корте, и начала включать там академических композиторов. И подростки ушли, потому что им не понравилось проводить время под такую музыку. Так же делает «Макдоналдс»: у них звучат довольно быстрые треки, которые заставляют клиентов заказывать и есть быстрее. У них неудобные стулья, неудобные столики и музыка тоже неудобная.

Почему вы решили открыть свой лейбл и какие у вас на него планы?

Нам было интересно, как это делается, как работать с дистрибьюторами, как собирать роялти. Через нас проходит очень много музыкального контента, и мы решили поднять некоторые треки на поверхность и дать голос музыкантам.

Мы уже выпустили на лейбле небольшой альбом электронной музыки, и мы им довольны. 

Ваш лейбл планирует работать как музыкальное издательство — или вы будете еще и помогать артистам с продвижением?

Мы думаем о возможных вариантах. Например, в американских супермаркетах Walmart обычно крутят только специально написанные треки, и таким образом владельцы сети популяризируют местных музыкантов. Я рассуждаю так: услугами нашего сервиса пользуется много разных бизнесов, почему бы нам не продвигать при помощи своих плейлистов определенный музыкальный контент? Так мы можем обеспечивать трекам виральность и брать за это ставку. 

К примеру, инди-группа написала песню и хочет, чтобы она звучала в определенных кафе. Если песня классная, она нам симпатична и ложится в плейлисты, которые играют в этих заведениях, мы можем забрать ее в ротацию.

Мне нравится эта идея еще и тем, что трек неизвестной группы из Саратова может сосуществовать в одном плейлисте с Канье Уэстом. И если этот трек не будет проигрывать по звуку, то в сознании слушателя он будет восприниматься как что-то такое же классное. Разумеется, эта штука не может быть потоковой: все-таки мы за культуру и эстетику. А все, что нам нравится, мы привыкли пропускать через себя.