Как организатору фестиваля выжить в пандемию
Авторы
«ИМИ.Журнал» продолжает рассказывать о влиянии пандемии на музыкальную индустрию. Мы попросили основателя фестиваля Fields Андрея Морозова рассказать, как промоутеры адаптируются к новой действительности. Почему онлайн-концерты переоценены? Что можно сделать сейчас, чтобы осуществить запланированные проекты? И зачем фестивалю сложной музыки нужен Patreon? Об этом и другом читайте в колонке Андрея.
В среду, 6 мая, Морозов расскажет на вебинаре ИМИ о том, как продолжать работать над продвижением и организацией фестиваля в пандемию.
На днях я наткнулся на небольшой текст основателя британского молодежного оркестра Yorkshire Young Sinfonia Дэвида Тейлора, где он рассуждает о неутешительной судьбе классической музыки в условиях пандемии. Я не стану пересказывать весь пессимистичный прогноз Тейлора, состоящий из шести этапов, но уделю внимание одному из ключевых тезисов. Большинство еще не успело осознать (или, точнее, даже принять), что текущая ситуация затянется надолго, а ущерб от нее будет исчисляться не только в сумме доходов, которых лишится каждый из участников индустрии, но еще и в количестве участников, которых в результате лишится сама индустрия.
Конечно, современная музыка живет по другим правилам, нежели классическая: грубо говоря, не выходя из дома вы можете записать поп-хит или танцевальный бэнгер, разместить его на стриминговых платформах и получать с этого пассивный доход. Но в остальном проблемы более-менее те же: организаторы и площадки рискуют остаться без работы, а в текущих условиях делают единственную возможную вещь — осваивают онлайн, каждый как может. И мы в Fields не стали исключением.
Онлайн-трансляции vs Netflix — битва за интернет-аудиторию
В течение марта в рамках Fields мы пытались решить для себя моральную дилемму — придумать достойную монетизацию онлайна, не превратив свой проект в подземный переход с музыкантами и шляпой для сбора пожертвований. Я понимаю, что трансляции с системой донатов или платными билетами — это такая мера поддержки, условный краудфандинг, когда ты вносишь свою копеечку и получаешь приятный бонус в ответ. Однако где-то здесь проходит тонкая этическая грань, которую я пытаюсь для себя определить: как долго может продолжаться «поддержка» артистов и промоутеров на карантине и в какой момент она будет переквалифицирована в бизнес?
Мы привыкли продавать людям определенные услуги за определенные деньги. Мы не продаем своей аудитории просто живое исполнение музыки — наш продукт является составным. Помимо самой музыки, для посетителя также могут быть важны живой контакт с исполнителем, громкий звук, оказывающий физическое давление, пространство и его оформление (в том числе световое), социальный аспект (предполагающий, например, возможность выпить в баре с друзьями) и многое другое. Когда я смотрю на формат трансляции через призму этих факторов, то не вижу в нем продукт или услугу, за которые можно просить деньги. В качестве временной меры поддержки это уместно, в качестве бизнес-модели — вряд ли. По крайней мере, до тех пор, пока VR-технологии не достигнут уровня фильма «Матрица» и наш поход в онлайн-клуб не превратится во что-то большее, чем блуждание между «комнатами» с диджеями, донатами и мерчем.
Дальнейшие размышления привели нас к тому, что это в целом не очень правильный метод — пытаться воссоздать в онлайне привычную форму офлайн-досуга. Получается, что в данной ситуации мы отталкиваемся не от потребностей нашей аудитории и возможностей интернета, а от собственных привычек и навыков. Получается, что мы перекладываем ответственность за форс-мажорные обстоятельства на свою аудиторию, предлагая ей платить за продукт, в котором она, вероятно, не нуждается. Потребность в музыке на карантине можно удовлетворить ее непосредственным прослушиванием или просмотром качественно отснятых лайвов и клипов, а вот потребность в массовых мероприятиях удовлетворить с помощью интернета вряд ли возможно.
И не стоит забывать о другом важном моменте (к слову, также упомянутом в тексте Тейлора): производя любой онлайн-контент, мы начинаем бороться за внимание аудитории не только со своими прямыми конкурентами — условно музыкальными проектами, — но и со всеми остальными развлекательными онлайн-продуктами. Пока мы будем тренироваться в прыжках выше своей головы, режиссируя никому не нужный онлайн-концерт, наш посетитель купит себе подписку на Netflix и с большой долей вероятности предпочтет переждать «нулевой концертный сезон» за просмотром сериальных премьер.
Журналистика как временная форма жизни
Селекция и подача — это две вещи, которые всегда определяли деятельность Fields. Мы искали диковинную, экстравагантную и нетривиальную музыку, но каждый раз старались преподносить ее доступно и понятно каждому. Из-за этого события нашего фестиваля стали превращаться в условное микромедиа. Собирая в рамках одного выпуска Fields по 50–60 артистов, мы не стремились определять для своей аудитории условные хайлайты, но старательно рассказывали ей о каждом из выступающих — выбор всегда оставался на стороне посетителя. Мы стремились к мультимедийному погружению, которое начинается с информационных постов в социальных сетях и заканчивается кульминацией на самом событии.
В какой-то момент нам стало очевидно, что если мы и можем сейчас за что-то просить деньги, так это за свою кураторскую и журналистскую работу. Мы уже больше года ведем собственный блог, в котором есть регулярные рубрики и тематические циклы материалов, музыкальные дайджесты и отдельные фичеры на волнующие нас темы. Они всегда существовали в Fields на добровольных началах. Если смотреть на них с точки зрения маркетинга, то, по сути, они работали как дополнительный пиар нашего проекта — привлекали к нему определенное внимание и помогали продавать больше билетов на фестиваль или концерты. Но теперь пиарить-то там особо нечего.
Аккаунт на Patreon стал закономерным шагом. Честно говоря, я очень долго этому противился, так как мне не хотелось присоединяться к и без того гигантской толпе просящих и уж тем более давить на чье-либо сочувствие. Однако осознав, что в ближайшее время единственной возможной формой существования для Fields остается медиа, я взглянул на ситуацию иначе.
Для нас завести Patreon было самым честным решением: если миссия Fields заключается в том, чтобы знакомить аудиторию с диковинной музыкой со всего света, то вряд ли мы можем найти себе более достойное применение на карантине. Тем более что мы с Лерой, сопродюсером фестиваля Fields, изначально журналисты, и очень идейные — удачные материалы, от которых мы чувствуем пользу, наполняют нас вдохновением и энергией.
По сути, сейчас мы увеличиваем общий объем материалов и частоту публикаций, а также делаем небольшие бонусы для тех, кто поддерживает нас финансово: организовываем предпремьеры подкастов, делаем ежемесячные обзоры музыкальных новинок и ведем организаторский блог — все в закрытом формате на Patreon.
Время выживать, или Компромиссы во благо будущих проектов
Будем реалистами: сумма ежемесячных донатов на Patreon составляет сейчас около 200 евро — 16 000 рублей, почти как одно пособие по безработице. В целом эта цифра продолжает расти, но мы осознаем, что в ближайшие месяцы она вряд ли перевалит за отметку в 400–500 евро.
В 2019 году команда Fields организовала две киноконцертных серии с «МосКино» (по 4 концерта каждая), музыкальные программы для Moscow Urban Fest в «Зарядье» и нижегородского мультимедиафестиваля Intervals, блок эмбиент-концертов для фестиваля «Арт-овраг», букинг и артист-кейр для фестивалей Signal New Year, Signal City и Signal 2019. Кроме того, мы провели ряд небольших коммерческих проектов с брендами и организовали с нуля собственные мероприятия: фестиваль Fields и шесть концертов Ishome и Moa Pillar в Москве и Петербурге. Параллельно с этим мы работали и как букинг-агентство, ведя непрерывную работу с вышеупомянутыми Ishome и Moa Pillar, а также с Никитой Забелиным, «ПТУ», Андреем Ли / Директором Всего и Yung Acid.
Очевидно, что сейчас объем нашей работы существенно сократился. Часть проектов осталась в работе и сейчас, но с середины марта они все будто бы оказались в состоянии гибернации — организаторы замерли в ожидании чего-то. Может быть, чуда, а может быть, новостей от Собянина, Путина, ВОЗ. Вместе с этим замерли и предоплаты, столь необходимые в текущей момент времени. Официальных отмен и переносов многие из наших заказчиков до сих пор не сделали, но мы прекрасно понимаем нестабильность ситуации и поэтому готовимся к худшему сценарию.
После депрессивного этапа непринятия и временной прокрастинации я принял ситуацию такой, как она есть: сейчас необходимо выживать и действовать рационально. Для начала нужно смириться с тем, что текущий момент — это вынужденная пауза, от которой не стоит ждать слишком многого. С одной стороны, пандемия подтолкнула нас к кое-каким революционным идеям, о которых мы раньше и не подумали бы: например, прямо сейчас мы прорабатываем один проект со Степой Казарьяном, в который мы с ним прямо очень поверили. С другой — мы понимаем, что за пару недель революцию нам не совершить, а следовательно, нужно думать о том, как зарабатывать на хлеб здесь и сейчас.
Сейчас у нас формируются массивные планы на вторую половину 2020 года: пока государство игнорирует нашу область деятельности, меры поддержки нам оказывают культурные институции — мы начинаем прорабатывать проекты с двумя большими музеями, которые с трепетом относятся к деятельности Fields и хотят оказать нам поддержку. Кроме прочего, нам уже оказали финансовую поддержку друзья из «МойЧай» — крупнейшей российской сети чайных. Сейчас они отправили в печать тираж чая под брендом Fields, который поступит в продажу через пару месяцев. Также у нас есть парочка подтвержденных грантов от посольств, перенесенные на сентябрь концерты (российский тур Ishome, а также концерт дуэта Владимира Мартынова и Moa Pillar) и другие перспективные инициативы, которые мы сможем реализовать, как только изменится ситуация.
Ну а пока будем держаться как можем, собирая с миру по нитке. Букинг потихоньку оживает — мы инициируем маркетинговые онлайн-проекты с брендами, а Директора Всего только что позвали выступить с перформансом на реитейлерской онлайн-конференции! Ну а там, глядишь, и 200 евро с «Патреона» окажутся нелишними!
Вебинар Андрея Морозова состоится на YouTube-канале ИМИ в среду, 6 мая. Зарегистрироваться.