Международные отношения: Как Гёте-институт помогает российским букерам, артистам и композиторам
Темы
Авторы
Темы
Мы продолжаем рассказывать о культурных институциях, которые помогают артистам, промоутерам и композиторам.
Третий материал серии посвящен музыкальным инициативам немецкого культурного центра Гёте-институт.
На вопросы «ИМИ.Журнала» ответили сотрудницы Гёте-института — руководитель программного отдела в регионе Восточная Европа и Центральная Азия Астрид Веге, куратор музыкальной программы Нина Хлыновская и PR-координатор Ира Посредникова.
Записал: Дмитрий Куркин
Что такое Гёте-институт
«Независимая организация, финансируемая правительством Германии, которая занимается популяризацией немецкой культуры за рубежом, в том числе в России.
Один из главных принципов работы Гёте-института — это интернациональный диалог и культурный обмен.
Наш головной офис находится в Мюнхене, но у каждого Гёте-института, которых в разных странах более 150, своя программа.
В России работают три филиала Гёте-института: в Москве (старейший, открылся в 1992 году), Санкт-Петербурге и Новосибирске. Каждый из них отвечает за проекты не только непосредственно в городах, в которых находится, но и в соседних регионах России. Уточнить, за какой регион России отвечает каждый филиал, можно на сайте Гёте-института».
Чем может помочь Гёте-институт музыкантам и промоутерам?
«Мы помогаем организаторам фестивалей и кураторам арт-проектов проводить в России концерты артистов из Германии, а местным музыкантам — устраивать совместные выступления или перформансы с немецкими коллегами.
Гёте-институт — не фонд, который выдает гранты, а потенциальный соорганизатор, который может взять на себя часть расходов на подготовку и проведение концерта или перформанса немецких артистов в России, а также участвовать в продвижении события. К примеру, мы можем оплатить визы, перелет и проживание иностранных музыкантов, а в некоторых случаях и заплатить им гонорар.
Также мы можем оказать поддержку тем, кто хочет поехать в Германию с профессиональными целями (например, на фестиваль или выставку). Для этого существует региональный фонд мобильности „Культура в движении“, который может покрыть расходы российского артиста на проезд до Германии и обратно. Впрочем, выступления российских артистов в Германии мы не организовываем».
Каким музыкальным проектам помогает Гёте-институт
«В нашей музыкальной программе три основных направления: академическая музыка, современный экспериментальный джаз и электронная музыка. Электронное направление появилось относительно недавно, и оно хорошо уживается и с новым джазом, и с неоклассикой.
Как это происходит? Например, девять лет назад к нам обратился независимый промоутер Кирилл Полонский с предложением провести джазовый фестиваль в культурном центре „Дом“. Так появился фестиваль „Джаз осенью“, который мы с тех пор делаем ежегодно. В этом году он даже не столько джазовый, сколько краут-роковый и индустриальный, потому что мы тематически объединили его с организованной нами летней выставкой „Гениальные диЛЛетанты“, посвященной немецкому андеграунду 1980-х.
В рамках электронного направления мы сотрудничали с фестивалем Synthposium в 2018 году: оплачивали перелет, проживание и гонорары немецким артистам, которых приглашали организаторы события. На таких же условиях новосибирский Гёте-институт участвовал в организации фестиваля CTM в Красноярске и Новосибирске.
Еще мы поддерживаем музыкальную академию в городе Чайковском в Пермском крае: там собираются молодые композиторы, которым помогают преподаватели из разных стран, отшлифовывают их произведения, а потом представляют результаты в Москве».
Как получить поддержку от Гёте-института?
«От тех, кто обращается к нам за поддержкой (контакты сотрудников отделов культурных программ вы можете найти на страницах московского, петербургского и новосибирского филиалов), нам важно получить четко сформулированную и понятную идею проекта: что вы хотите сделать, когда, кого вы хотите пригласить, кто будет партнерами проекта в обеих странах.
Нам важно получить предложение о сотрудничестве заранее, не позднее чем за 4 недели до предполагаемой даты проведения: у нас должно быть достаточно времени для подготовки, организации и пиара.
Предложения и идеи можно отправлять в любое время года, но больше всего шансов у тех, которые приходят летом.
У вас должен быть примерный бюджет события, и мы должны быть уверены в вашем профессионализме, поэтому к письму следует приложить подробное резюме».
Какую программу Гёте-институт готовит к 2020 году
«Музыкальную программу на следующий год мы собираем прямо сейчас, то есть осенью. Наша команда определяется с основными темами грядущих событий: в 2020 году их будет две — гендер и влияние социальных сетей на жизнь человека.
Сейчас мы уже понимаем, что будем делать следующей весной: хотим сделать передвижную лабораторию электронной музыки, которая будет действовать не только в Москве, но и в Казани, Краснодаре, Нижнем Новгороде и других городах. Подробности проекта будут объявлены позднее».
Узнать больше о деятельности Гёте-института можно на сайте культурного центра.