Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/110/image/article-1e877c1c8105a7bde08c2e731370b175.jpgДмитрий Куркин2019-10-07T21:10Международные отношения: кто помогает российским промоутерам привозить музыкантов из Норвегии
Международные отношения: кто помогает российским промоутерам привозить музыкантов из Норвегии
Матиас Эйк — один из норвежских музыкантов, посетивших Россию при поддержке посольства Норвегии. Фото предоставлено отделом культуры и прессы Посольства Королевства Норвегии

Международные отношения: кто помогает российским промоутерам привозить музыкантов из Норвегии

Матиас Эйк — один из норвежских музыкантов, посетивших Россию при поддержке посольства Норвегии. Фото предоставлено отделом культуры и прессы Посольства Королевства Норвегии

Мы продолжаем рассказывать о культурных институциях, которые помогают артистам, промоутерам и композиторам.

Второй материал серии посвящен музыкальному экспорту Норвегии и организациям, благодаря которым стали возможны концерты многих норвежских артистов в России. 

На вопросы «ИМИ.Журнала» ответила координатор культурных программ посольства Норвегии Татьяна Феодоритова.

Беседовал: Дмитрий Куркин

Кто помогает организовывать концерты норвежских музыкантов в России

«За продвижение норвежской музыки в других странах отвечает организация Music Norway и культурные представительства МИД в разных странах — в России это отдел культуры посольства Норвегии. Music Norway базируется в Осло и работает только с норвежскими музыкантами. К нам же могут обращаться местные музыканты и промоутеры, которые хотят их привезти. Обычно мы выдаем целевые гранты: на перелет, проживание или визу. Размер гранта зависит от наших возможностей, но гонорары артистам мы, к сожалению, не выплачиваем.

Мы постоянно общаемся с Music Norway и иногда финансируем проекты вместе с ними. То есть норвежские музыканты могут попросить Music Norway оплатить авиабилеты, а организаторы их выступлений в России — подать заявку нам и в случае успеха компенсировать другие расходы на подготовку концертов. Вполне возможно, что обе заявки на гранты будут одобрены».

Выступление Tord Gustavsen Trio на фестивале «Усадьба Jazz» в 2019 году при поддержке посольства Норвегии

Как подать заявку на грант 

«Мы получаем бюджеты на грант в начале февраля и тогда же приступаем к рассмотрению заявок. Мы рекомендуем подавать заявки осенью: чем раньше они приходят, тем нам удобнее. Заявки заполняются на русском языке в специальной форме (мы высылаем ее по запросу, пишите на адрес tafe@mfa.no Татьяне Феодоритовой). К описанию проекта должен прилагаться ориентировочный бюджет. Сперва заявку рассматриваем мы, потом МИД — на это, как правило, уходит две-три недели. Если заявка одобрена, составляется договор между заявителем и МИД. После окончания проекта мы собираем отчеты, в том числе финансовые.

У Music Norway (post@musicnorway.no) есть четко установленные сроки для подачи заявок на гранты, четыре дедлайна — 1 марта, 1 июня, 1 сентября, 1 декабря. В течение двух недель заявки рассматривают 5 членов независимого совета (каждый из них избирается сроком на три года), куда входит наблюдатель от МИД и один из руководителей Music Norway. 

Music Norway регулярно отчитывается о том, сколько заявок они одобрили, у них есть статистика по странам и жанрам. Это открытая информация: можно открыть сайт и посмотреть, что, например, джазовый проект Jonas Cambien Trio получил в октябре грант на 18 тысяч крон (около 128 тысяч рублей. Прим. ИМИ)». 

Выступление Death by Unga Bunga на «Дикой мяте» в 2019 году при поддержке посольства Норвегии

На что именно выдают гранты отдел культуры посольства Норвегии и Music Norway

«Мы выдаем целевые гранты: перелет, проживание или виза; у Music Norway система грантов более разветвленная: они выделяют деньги не только на гастроли, но и на написание академических сочинений, а также на их премьерное исполнение за рубежом (как правило, это совместный продакшен с принимающей страной).

Мы можем оформить финансовую помощь как грант (то есть выделить определенную сумму), а можем оплатить счет на конкретные расходы (скажем, гостиница выставляет счет, и мы его оплачиваем). Иногда второй вариант оказывается удобнее для заявителя, особенно когда расходы срочные: по гранту деньги могут доходить месяц.

Подать на грант Music Norway могут любые норвежские музыканты, независимо от того, насколько они популярны. Теоретически это могут быть и артисты масштаба a-ha, хотя сумма гранта, который им выделят, по меркам популярной группы будет скорее символической».

Выступление норвежцев Ларса Андерса Томтера (альт) и Кристиана Иле Хадланда (фортепиано) на фестивале камерной музыки Vivarte в Третьяковской галерее в 2019 году при поддержке посольства Норвегии. Арнльот Хельдос. Соната для альта и фортепиано соль минор

Как отбирают музыкантов для гранта

«Изучая заявки, мы обращаем внимание на то, насколько полно описан проект, какую часть финансирования заявители готовы взять на себя, что за площадку они предлагают, насколько успешным может быть концерт. Мы предпочитаем работать с теми, кто готов взять на себя организацию концерта, — от нас промоутеры обычно ждут только выплаты гранта, а все остальное (контакт с музыкантами, их привоз и размещение, рекламу) берут на себя. 

Фестивали вроде „Дикой мяты“ и „Усадьбы Jazz“ или площадки вроде КЦ „Дом“ в этом смысле себя зарекомендовали, поэтому в них мы уверены. Идеальный вариант для нас — выдать грант, который покроет до 50% бюджета. Полностью взять на себя финансирование проекта мы не можем.

Если в заявке фигурирует группа, которая активно гастролирует в Европе, но в России еще не была, мы понимаем, почему заявители хотят привезти ее сюда. У нас нет обязательных требований к заполняемости зала, особенно если это, скажем, фри-джазовый концерт, но нам не хотелось бы, чтобы на выступление музыканта пришли всего 10 человек. С академической музыкой в этом смысле сложнее: как бы мы ни хотели ее продвигать, спрос на нее в России не очень высокий, и даже если музыкант с успехом выступил в Берлине или Лондоне, это не означает, что в России на него придут.

Еще десять лет назад в Россию ездили в основном академические музыканты. Те, кто играет современную музыку, не имели ни малейшего представления ни о площадках, ни о людях, которые организуют концерты в России. Но с тех пор стараниями все тех же Music Norway, собравших базу контактов, ситуация значительно изменилась: профессионалы индустрии двух стран знают друг о друге гораздо больше, чем раньше, и общаются чаще.

В этом году при содействии посольства Норвегии в России выступили Tord Gustavsen Trio (на „Усадьбе Jazz“), Death by Unga Bunga (на „Дикой мяте“), Ларс Андерс Томтер и Кристиан Иле Хадланд (на фестивале Vivarte в Третьяковке); в прошлом — Wardruna и Нильс Петтер Молвер».

Выступление Wardruna в Москве в 2018 году при поддержке посольства Норвегии

Куда нужно обращаться промоутерам, живущим на северо-западе России

«В Мурманске и Санкт-Петербурге действуют генеральные консульства Норвегии, у которых тоже есть бюджеты на культурные проекты. В этих регионах организаторы концертов обращаются напрямую к консульствам — у них действует та же система, что и у нас.

На северо-западе России, особенно в Мурманской области, где у России граница с Норвегией, культурный обмен происходит очень активно: чем дальше на севере Норвегии проводится фестиваль, тем больше на нем обычно российских музыкантов, и наоборот: норвежские музыканты постоянно ездят в Мурманск».