
Журнал
Новости
Источники

Монография об Александре Скрябине от Ларисы Зориловой — доктора культурологии и профессора Российской академии музыки им. Гнесиных. Автор рассказывает о творческом поиске пианиста и его влиянии на музыкальное искусство Серебряного века. Зорилова разбирает мистические и мифологические образы в работах Скрябина, а также описывает стилевые и гармонические особенности его произведений.

Композитор Борис Филановский пишет о собственной творческой рутине, экспериментах и кризисе. Автор подробно разбирает звуковые процессы и размышляет об инструментах: «Ударные полезны, когда нужно осложнить структуру, будь то вертикаль, диагональ или вообще звучащая пауза».

Работа суфийского музыканта и философа Хазрата Инайят Хана о мистической составляющей звука. Автор анализирует понятие звука и рассуждает его влияние на жизнь человека. Написанная в начале ХХ века, книга до сих пор способна заставить поменять восприятие звука у читателя.

Исторический очерк с драматической историей талантливого техасского пианиста Вана Клиберна, которого обожали миллионы людей в СССР и США. Он смог «пробить» стену холодной войны, покорил сердца американского и российского народа и смягчил напряженность между двумя сверхдержавами, находящимися на грани ядерной войны.

В том избранных работ немецкого философа, социолога и культуролога Теодора Адорно вошли работы «Введение в социологию музыки. Двенадцать теоретических лекций», «Антон фон Веберн», «Moments musicaux», а также статьи первого российского исследователя творчества Адорно — Александра Викторовича Михайлова. В сборнике выдающийся музыкальный критик внимательно изучал становление музыки XX века и выявлял пути ее развития.

Почетный профессор Университета Северной Каролины в Чапел-Хилле Марк Бондс прослеживает, как менялось представление о музыке со времен античной мысли до начала Нового времени, и анализирует постепенное исключение метафизики из музыкальной теории. «Абсолютную музыку» рекомендуется читать как отправное пособие по истории западной музыкальной мысли.

«Фермата» музыкального критика и журналиста Алексея Мунипова — отличная точка входа в мир академической музыки. Мунипов поговорил с двадцатью современными композиторами постсоветского пространства о том, что такое новая музыка и чем она отличается от старой, как научиться в ней разбираться, не слишком ли она сложна для слушателя и что такое вообще «сложность» и «простота» в музыке.

Сборник эссе американского композитора, исследователя акустических феноменов и педагога Элвина Лусье, составленный на основе лекций, которые он читал в Уэслианском университете в США. Лусье рассказывает историю послевоенного академического музыкального авангарда, размышляя о творчестве коллег — от Джона Кейджа и Мортона Фелдмана до Лори Андерсон и Энни Локвуд.

Новое, дополненное авторскими комментариями издание книги композитора и философа Владимира Мартынова. Спустя 16 лет он возвращается к теме конца композиторской музыки.

Историк музыки Ольга Манулкина рассказывает об американских композиторах XX века. Критик уделяет внимание как биг-бендам и первым большим оркестрам, так и джазовым исполнителям вместе с композиторами-минималистами. Манулкина также показывает тесные русско-американские музыкальные связи, в книге много уникальных документов, иллюстрирующих, как мыслят музыканты.