Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
Билет в никуда: как вернуть деньги за отменённые концерты и фестивали
Советы юриста и пошаговый чек-лист
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/710/image/article_featured-7cd21bb5f725d1df27055fadb5a87acd.jpgВасилий Сумароков2025-12-19T22:15Советы юриста и пошаговый чек-лист Билет в никуда: как вернуть деньги за отменённые концерты и фестивали

Билет в никуда: как вернуть деньги за отменённые концерты и фестивали

Советы юриста и пошаговый чек-лист

Пик отмены концертов в России пришёлся на период с 2020 по 2022 год. В 2020-м концертная деятельность остановилась из-за пандемии. В 2022-м ковидные ограничения практически целиком сняли, но из-за геополитических событий в страну перестали приезжать зарубежные артисты, многие концерты и фестивали переносили даты проведения, но в итоге все равно отменялись. Как ни странно, эхо того времени доносится и сегодня: некоторые люди до сих пор пытаются вернуть деньги за несостоявшиеся мероприятия. В 2025-м к этому добавляются новые отмены — но они происходят достаточно редко. Например, в июне в последний момент сорвалось выступление рэпера Offset в Москве, а в августе в Калужской области отменили фестиваль Signal. Мы разобрали распространённые причины, по которым зрители не могут получить средства назад, и вместе с юристом Сергеем Марковым составили чек-лист для тех, кто собирается отстаивать свои права. 

Как зрители пытались вернуть деньги и с какими преградами сталкивались

Концерты начали массово отменять с марта 2020 года, но индустрия жила в ожидании, что ситуация изменится. Купленные билеты должны были действовать в будущем, и зрители часто не пытались вернуть деньги. Например, организаторы Park Live трижды переносили фестиваль в 2020–2022 годах и говорили, что на него можно будет попасть по старым билетам. Причём в 2021-м даже добавили дополнительный уикенд и анонсировали новых зарубежных артистов в лайнапе на 2022 год, но в России Park Live больше не проходил. В феврале 2022 года стало понятно, что отменённые концерты зарубежных и некоторых российских артистов не состоятся. Точно оценить количество событий невозможно — это сотни мероприятий. Люди начали массово пытаться вернуть деньги. Так, в марте 2022-го процент возвратов за билеты на концерты увеличился в три раза.

Часть зрителей относительно быстро получили средства. Так, сервисы Ticketland и МТС Live в 2022 году заявили, что вернули 500 миллионов рублей с января по ноябрь. Но повезло не всем. Многие столкнулись с бюрократическими барьерами, отписками со стороны организаторов или игнорированием запросов. Зрители создавали группы в VK и чаты в Telegram на тысячи человек — как по конкретным концертам, например Наталии Орейро, так и по ситуации в целом. Там они рассказывали о попытках возврата средств и делились опытом. Иногда владельцы билетов объединялись и подавали исковые заявления, не дожидаясь, что ситуацию удастся решить другим способом. 

Один из примеров борьбы за возврат денег — история Анны Медовой из Москвы. Ещё до начала пандемии она купила билет на концерт Green Day, который должен был состояться в мае 2020 года. Из-за ковидных ограничений его дважды переносили и в итоге должны были провести в мае 2022-го. Анна ждала выступления, не оформляла возврат и за это время купила ещё один билет — на концерт группы Parov Stelar. Весной 2022-го оба концерта официально отменили, и Анна попыталась вернуть деньги.

Билеты она покупала через сервис «Кассир.ру». На сайте компании было указано, что для возврата денег нужно написать заявление, отправить его по электронной почте, приложить чеки, номера заказов и билетов. Анна несколько раз отправляла письма, но безрезультатно. Тогда она написала досудебную претензию. В ней перечислила концерты, приложила билеты, чеки, банковские реквизиты, копию паспорта и отправила заказным письмом с уведомлением. Через семь дней после получения письма — летом 2023-го — деньги за билеты вернулись (около 15 тысяч рублей), за вычетом комиссии «Кассир.ру» (около 1500 рублей).

Комиссия операторов по продаже билетов не возвращается. Это регламентировано в статье 52.1 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре».

Однако некоторым зрителям операторы возвращали и комиссию. Это зависит от правил конкретной компании.

История Анны описывает общий кейс людей, которые сталкивались с трудностями возврата: организаторы и билетные операторы максимально долго тянули, усложняя процесс возврата для зрителей.

Почему вернуть деньги бывает сложно: распространённые причины отказа

  • Постановление Правительства РФ от 6 июня 2020 г. № 830. Оно фиксировало, что зрители имели право вернуть деньги только за отменённый, но не за перенесённый концерт. Организаторы переносили мероприятия и легитимно не возвращали средства. За это время некоторые люди забывали о возврате и не требовали его.

«Сослаться на это постановление можно только в случаях, когда концерт переносится "при угрозе возникновения и (или) возникновении отдельных чрезвычайных ситуаций, введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории Российской Федерации либо на её части".

Но это не причина отказа в возврате денег. Даже если концерт перенесён, организаторы всё равно должны провести его в течение 18 месяцев после снятия ограничений. Если за это время он не состоялся, зрители вправе требовать возврат средств».

Сергей Марков: «То, что сервисы не работают в России, не может влиять на возврат средств. Apple Pay и Google Pay предоставляли технические способы проведения банковского платежа. При их использовании оплата проводилась со счёта банковской карты, привязанной к аккаунту. Соответственно, деньги списывались с банковского счёта, но с использованием технологий Apple и Google.

Заявителю важно подтвердить факт платежа конкретному продавцу. Неважно, как он был проведён: наличными, банковским переводом, физической банковской картой или с использованием платёжных сервисов.

В случае с Apple Pay и Google Pay поможет банковская выписка о проведении платёжной операции. Её можно получить в приложении банка, картой которого оплачивалась покупка билетов. Суды признают электронные выписки, если на них есть печать и подпись должностного лица, но для надёжности можно заказать физическую копию. Такую услугу предоставляет любой банк».

  • Размытая ответственность между билетными операторами и организаторами концертов. Они перенаправляли людей друг к другу для оформления возвратов, из-за чего многие зрители оказывались в замкнутом круге без реального решения.

Сергей Марков: «Покупателю необходимо установить, кто именно нарушил взятое на себя обязательство по возврату денег. Эта информация есть в договоре о покупке билета или на нём самом. При этом даже в рамках одной площадки могут существовать разные договорные схемы.

Например, общие правила одной известной площадки устанавливают, что приобретение билета на ней означает вступление в прямые договорные отношения не с площадкой, а напрямую с продавцом, который указан в билете. При этом продавец может уполномочить площадку на техническое осуществление возвратов, а может и взять этот процесс на себя.

Билетный оператор, как правило, получает только комиссию за оказание сервисных услуг, а деньги уходят продавцу, который чаще отвечает за их возврат».

  • Истёкший срок исковой давности, на который организаторы иногда ссылались, отказывая в возврате. Якобы если прошло три года с момента отмены концерта, то вернуть деньги нельзя по закону.

Сергей Марков: «Закон не запрещает возвращать деньги по истечении трёх лет, если продавец готов это сделать. Но продавец может быть не готов, и в таком случае нужно учитывать нюансы.

Исковая давность — это срок, в течение которого покупатель может защитить свои права в суде. Он учитывается только в случае, если одна из сторон заявит о его применении до вынесения судебного решения. Таким образом, человек имеет право обратиться в суд даже в том случае, если продавец в досудебных переговорах сослался на прекращение срока подачи иска. Суд примет иск к рассмотрению, а вопрос о том, истёк ли этот период, будет решаться уже в процессе.

Общий срок исковой давности действительно составляет три года. Важный вопрос — с какого момента начинается его отсчёт. По общему правилу это тот день, когда покупатель узнал или должен был узнать о нарушении своего права.

Например, если покупатель обратился к продавцу с обоснованным и законным требованием о возврате денег, то срок исковой давности начинает течь только после незаконного отказа продавца вернуть деньги. Чья позиция была обоснованной и законной будет устанавливаться в суде, а не на основании заявления продавца в досудебных переговорах».

Что говорят организаторы

Источник из концертной индустрии, пожелавший остаться анонимным, объяснил, почему возвраты затягивались:

Концертный организатор: «Сначала надо объяснить, как организаторы взаимодействуют с посредниками, которые продают билеты. Более мелкие организаторы до последнего держат деньги у билетного оператора, а выводят, когда концерт прошёл. Это правильный подход с точки зрения безопасности в случае переноса: средства легко вернуть зрителям.

Но крупные организаторы и промоутеры планирует концерты заранее: как минимум за два-три месяца. Они тратят деньги на новые мероприятия, пока старые ещё не прошли. Если у организатора много концертов, он выводит часть денег у посредника и вкладывает их в следующие мероприятия. Ему надо арендовать площадку и оборудование, запустить рекламу, подготовить всё по райдеру музыкантов и так далее. Именно из-за этого ковидные ограничения стали таким серьёзным ударом для большинства организаторов. Деньги, полученные с продажи билетов, надо было вернуть зрителям, но организаторы уже потратили их. При этом получить предоплату у артиста или площадки почти невозможно.

Если возвращать деньги в короткий срок, то организаторы бы обанкротились. Поэтому они максимально тянули. В помощь им появилось Постановление Правительства РФ № 830, согласно которому перенос не считался отменой. Это позволяло легитимно увеличить время на возврат билетов.

Но это были отсрочки, а не уклонения от выплат. Насколько я знаю, большинство организаторов вернули средства. Есть те, у кого было много зарубежных концертов, они сильно потратились и до сих пор возвращают, но не скрываются от этого».

Яркий пример организатора, ушедшего с российского рынка, — московское концертное агентство Pop Farm, основанное Дмитрием Зарецким и Андреем Саморуковым в 2013 году. Оно привозило в Россию десятки иностранных музыкантов и организовывало фестивали, среди которых — «Боль» и «Субботник». В 2022 году компания переехала в Белград и перезапустилась под названием Honeycomb. В России её деятельность свелась к возврату средств за отменённые концерты: на сайте есть лишь информация с правилами возврата билетов.

Чек-лист возврата средств

Вернуть средства за отменённые концерты поможет чек-лист, составленный вместе с юристом. По нему стоит идти последовательно. Если на каком-то этапе вам отказывают в возврате или не отвечают, переходите к следующему пункту.

1. Установите, кто несёт ответственность за возврат средств

Проще сначала написать билетному оператору, но он может перевести вас на организатора. Если вы заранее выясните, кто отвечает за возврат, то поймёте, пытается оператор уйти от ответственности или говорит правду.

Эта информация есть на билете или в договоре, который вы автоматически заключили при покупке, чаще всего ссылка на него есть в электронном письме, которое приходит после оплаты.

2. Написать заявление о возврате средств

Часто на сайтах билетных операторов и организаторов есть форма для возврата средств. Стоит заполнить её, но параллельно составить дополнительное заявление по форме, утверждённой Приказом Минкультуры России от 22.03.2021 № 351. Можно воспользоваться образцом. Его желательно отправить по электронной почте.

Тот, кому вы отправили заявление — билетный оператор или организатор, должен вернуть средства в течение 180 дней после получения заявления.

Некоторые зрители дополнительно отправляли жалобы в Роспотребнадзор. С юридической точки зрения это необязательно. Роспотребнадзор не занимается принуждением организаторов или продавцов билетов к возврату средств. Чтобы не тратить время, мы советуем сразу переходить к следующему пункту и писать досудебную претензию.

3. Напишите досудебную претензию организатору концерта

Претензию можно написать в свободной форме или воспользоваться образцом. Обязательно включите в неё следующие данные:

  • сведения о себе: Ф. И. О., адрес, телефон, электронную почту;
  • идентификатор билета — номер или штрихкод;
  • реквизиты банковского счета для возврата.

Претензию нужно написать в двух экземплярах: один оставить у себя, а второй отправить на юридический адрес компании заказным письмом с уведомлением о вручении. При этом лучше отправить претензию еще и по электронной почте. Это поможет ускорить возврат средств.

У организатора будет 30 календарных дней, чтобы отреагировать на претензию.

4. Подайте иск в суд

Если сумма иска менее 100 тысяч рублей, то обращайтесь в мировой суд, если больше — в районный. Можно подать иск как по месту нахождения истца, так и по адресу вашей прописки.

Фрагменты треда пользовательницы сети X о суде с концертным агентством Pop Farm. Источник: @lenik_benik / x.com

Форма иска регламентируется в статье 131 ГПК РФ «Форма и содержание искового заявления», а документы, которые должны быть приложены, — в статье 132 ГПК РФ «Документы, прилагаемые к исковому заявлению».

Обязательно указывайте те же данные, что и в претензии, а также дополнительно приложите:

  • копию билета или электронный билет;
  • копию досудебной претензии;
  • уведомление о вручении заказного письма.

Стоит быть готовым, что даже если суд вынесет решения в вашу пользу, ответчик может проигнорировать его. Нужно дождаться вступления решения в силу и получить исполнительный лист. Затем написать заявление о возбуждении исполнительного производства и отправить его вместе с исполнительным листом в отделение судебных приставов, которое будет заниматься взысканием денег. Чтобы определить нужное отделение, можно воспользоваться специальным сервисом. Отправление лучше оформлять ценным письмом с описью вложения или сдать документы лично. Приставы будут возбуждать дело и взыскивать деньги в принудительном порядке. 
 

Важно, что чек-лист не актуален, когда в стране введено чрезвычайное положение или особый режим. Например, в период короновирусных ограничений на массовые мероприятия, но на конец 2025 года в России они отменены.