
Яна Циноева, Карина Бычкова2026-01-14T11:00Отвечают менеджеры Loqiemean, «Второй Ка», Rocket, Whole Lotta Swag, Voskresenskii, Рушаны и других артистов Зачем нужны клипы в эпоху TikTokЗачем нужны клипы в эпоху TikTok
В доцифровую эпоху клипы были ключевым инструментом продвижения музыки на телевидении, с появлением YouTube — среди интернет-аудитории. Но сейчас, в эру короткого визуального контента, клипы значительно теряют позиции с точки зрения просмотров, в то время как их производство требует существенных расходов. Нужны ли музыкантам клипы в 2026 году? Единого мнения в индустрии в этом вопросе нет — собрали рассуждения её представителей про актуальность формата.
В 2025 году клипы были актуальны, но меньше, чем несколько лет назад. Первая причина — вертикальный контент. Вторая — снимать клипы с заявлением, уникальным визуальным почерком стало намного сложнее. Все идеи уже переработаны. А ещё — стало непросто удерживать внимание зрителя: его мышление изменилось.
Раньше выпуск клипа был огромным событием — наравне или даже больше выпуска самой песни. Даже если клип был плохой, его могли забрать на телевидение, и это давало артисту профит. Сейчас плохой клип никуда не попадёт.
Но клипы всё ещё значимы: они усиливают образ артиста и масштабируют интерес к нему, могут содержать новый визуальный код или создавать мем. С помощью клипа артист может объяснять свой лор и формировать комьюнити суперфэнов. Клип может стать отличным дополнением к треку и раскрыть его для аудитории именно в той форме, в которой хотел автор. Клип передаёт атмосферу песни и раскрывает определённые смыслы. Часто зрители пишут: «Я понял эту песню именно с клипом». Некоторые моменты в клипе можно нарезать и заливать в соцсети в вертикальном формате.
Сейчас клип — это искусство. Делать клипы — работа на долгую дистанцию. Это не про здесь и сейчас, как с тиктоками, которые забываются через день. Клипы — это архив артиста, культурная память. Тиктоки выходят на большую аудиторию и генерят много просмотров, но какая из них конверсия в виде суперзаинтересованных фанатов? Она ниже, чем от клипов, хоть просмотров на них сейчас гораздо меньше.
Клипы повышают ценность артиста для брендов, фестивалей, медиа. У редакторов нет времени следить за тиктоками, а посмотреть клип артиста проще и привычнее. Артист с клипами воспринимается как более серьёзный, целостный, способный на высказывание.

За последние годы появилось много артистов, и с доступом к технике и софту почти каждый может снять себе клип. Из-за контентного перенасыщения клипы часто выглядят однообразно, и зритель заранее понимает, чего ожидать. Отсюда ощущение устаревания формата — потому что форма обесценилась. И с появлением ИИ этот процесс усилился: теперь визуальный контент можно сгенерировать без серьёзных затрат.
2025-м был прорывным годом для ИИ, но в 2026-м клипы всё ещё будут появляться и оставаться интересными — но только за счёт самобытных работ. Визуальные художники уже стараются привнести в клипы что-то новое, чтобы снова удивить зрителя. Артисты продолжат экспериментировать с ИИ, и, скорее всего, появится ещё более новый формат или даже новый жанр аудиовизуального контента. То, что происходит сейчас, очень похоже на период появления фотографии, когда художники перестали работать в реализме и ушли в модернизм — в клипах и аудиовизуале заметен тот же сдвиг.
В ближайшие годы артисты будут всё больше опираться на собственный образ, а не просто следовать трендам ради популярности. Хороший клип, который идеально подходит к музыке, хочется пересматривать снова и снова. Потом и сама песня заедает в голове, ты добавляешь её в плейлист, а когда слушаешь трек, у тебя автоматически всплывает визуальный образ. Именно поэтому клипы всё ещё нужны — через связку визуала и аудио музыка глубже «врезается» в память.

Актуальность клипов заметно снизилась. Гениальный клип, если он завирусится, по-прежнему может работать, но в целом клипы утратили первостепенную значимость. Это связано с тем, что аудитория переключилась на потребление коротких видеоформатов. Кроме того, в России YouTube работает хуже, почти не индексируется в поиске, а отечественные аналоги пока недостаточно оптимизированы.
Да, есть артисты, которые пробуют продвигаться через телеканалы («Музыка Первого», «Муз-ТВ»), но в эффективность этого подхода я не верю. У телеканалов слишком широкое, размытое покрытие: они вещают на массовую аудиторию, которая чаще всего не переходит слушать музыку на стримингах и не покупает билеты на концерты. Более того, телевизор чаще включают фоном, поэтому не факт, что клип вообще будет осознанно просмотрен и воспринят. Безусловно, бывают исключения, но в массе картина выглядит именно так.
При этом высокохудожественный клип может быть полезен для лора артиста, для формирования комьюнити и усиления эмоциональной связи с аудиторией за счёт сильных творческих решений. Однако это скорее инструмент работы с уже существующей аудиторией, а не её активного привлечения.
Клипы можно нарезать под вертикальные форматы, и в таком виде они могут набирать миллионы просмотров, но для артиста гораздо проще и дешевле снять много коротких видео, чем инвестировать в одну дорогую работу. Поэтому для начинающего артиста съёмка дорогого клипа — это чрезмерная роскошь и неоправданный риск. Я бы не делал на это ставку.

В 2025 году клипы всё ещё были актуальными, однако их роль заметно изменилась. Это уже не ключевой драйвер просмотров, как в предыдущие годы, а стратегический инструмент. Пусть основной трафик сегодня приходится на короткие форматы, но именно клип формирует образ артиста, его масштаб и эстетику.
В первую очередь клипы нужны для формирования образа и бренда артиста. Это визуальное ДНК артиста, по которому считываются уровень проекта, стиль и амбиции. Бренды и фестивали в целом по-прежнему оценивают артиста не только через количество стримов, а через видеоконтент, который он производит. Миллионные прослушивания не всегда являются показателем качества и зрелости визуальной составляющей.
Сегодня слабых треков выходит больше, чем слабых клипов. Музыку стало проще выпускать, чем создавать продуманный клип, которым хочется делиться с друзьями. Я думаю, в 2026 году клипы будут выходить реже, но станут более продуманными и сильными. В условиях, когда искушённого зрителя и слушателя всё сложнее удивить, ценность идеи, визуального языка и смысла только возрастает, именно это делает клипы более интересными.

Клипы не потеряли актуальности, они остались важной формой репрезентации артиста, но логика их создания изменилась. Сейчас в приоритете низкобюджетная работа: рекомендательная система YouTube работает недостаточно хорошо, чтобы инвестировать большие бюджеты в контент на этой платформе.
Клипы нужны артистам, чтобы максимально выразительно репрезентовать свой лор, создать свою вселенную. Через саму музыку и через короткую форму тиктоков погрузить в визуальный лор артиста невозможно. Клипы были, есть и будут главной большой формой, в которой может существовать визуализация авторского высказывания. Клип — это главный рекламный ролик артиста, который показывает его в том контексте, который сам артист хочет заложить в свою историю.
Сохраняются прецеденты, когда музыкальные видео становятся главным элементом промо трека, потому что не все треки адаптивны к тому, чтобы промоутироваться в TikTok. Например, у нас в этом году был кейс — трек Voskresenskii и Джона Гарика «Перегарик». Он не пошёл в TikTok, но стал известен благодаря клипу.

Клипы всегда были неотъемлемой частью образа артиста. Но после ковида ситуация изменилась — в нашей жизни закрепились TikTok, Reels, Shorts, где скорее работает количество, а не качество. Мы потихоньку начали привыкать к короткому контенту длиной 15−30 секунд, минута максимум, и это привело к падению просмотров на клипах. Если мы говорим не о кор-аудитории, а о массовом слушателе, то большинство артистов столкнулись с тем, что вовлечь и зацепить его стало сложнее.
Вместе с тем с клипами начали конкурировать и другие форматы, в частности, видеосниппеты, которых в 2017-2019 годах ещё не было (максимум — короткие зарисовки а-ля видеоприглашение на концерт от «Газгольдер»). Также после 2022 года с рынка ушли многие крупные рекламодатели, которые спонсировали клипы, а оставшиеся бренды, как правило, обращаются только к очень охватным артистам. И это тоже привело к снижению количества снимаемых клипов.
Что касается крупных артистов сейчас, то их клипы — скорее перформанс для кор-аудитории. Сегодня в клипах нужно постоянно удивлять, делать много цепляющих переходов. Плюс это должны быть клипы, которые легко нарезаются на те же самые рилсы и шортсы, и в таком виде набирают в разы больше просмотров.
На данный момент клипы больше не являются инструментом продвижения, скорее — имиджевой историей для артиста и поддержания его на том же уровне. К примеру, все клипы, которые вышли у Loqiemean в 2025 году, нужны были для заметного камбэка в инфополе. Эти клипы снимались с пониманием, что они не помогут расширить аудиторию, но позволят показать стиль и новую концепцию фан-базе.
В редких случаях клипы могут давать какой-то буст. К сожалению, крупнобюджетные масштабные клипы в своей массе закончились, и дальше нас ждут просто нарезки коротких видеосниппетов, не более.

Клипы не теряют своей основной функции — они всё так же формируют визуальный код артиста, усиливают трек и помогают выделиться в перенасыщенном инфополе. Для нас в 2025 году клипы оставались актуальным инструментом, но сейчас их роль стала более широкой и стратегической. Клип — это полноценный контент-актив. При должном подходе он может решать сразу несколько задач: прежде всего работать на формирование образа артиста, повышение узнаваемости и производство большого количества контента для соцсетей.
Масштабные клипы при хорошем подходе всегда будут ценным материалом: их можно нарезать, адаптировать под разные платформы и использовать в посевах, рекламе и органическом продвижении. Самый интересный кейс в нашем случае — клип «Я тебя люблю». У него есть концепт, который придумал сам артист — весь клип снят со спины. Интересно, что это автоматически делает его уникальным для посевов материалом: из-за отсутствия конкретного липсинга его можно брать и нарезать абсолютно под любую музыку артиста, на старые и новые треки. Собственно, так я и попробовал, потом это перешло в органичный поток, и всё продолжило работать уже само.
Клипы останутся актуальными в 2026 году, но только при наличии идеи или искреннего желания прикольно поребячиться — как правило, это тоже даёт что-то интересное на выходе. Плюс ко всему, со стороны любопытно наблюдать за тем, как молодые режиссёры конкурируют между собой. Благодаря этому в нашей ленте и появляется большое количество красивого контента.

Мне кажется, я не посмотрел ни одного клипа наших артистов в этом году. В целом считаю, что сейчас клипы — это скорее роскошь и творческий проект, чем инструмент продвижения. Даже представить себе не могу, что должно произойти, чтобы это направление вернуло себе актуальность, но прецеденты возможны, особенно если технологии позволяют.
Сегодня клипы, как и всегда, помогают артистам визуализировать творческую мысль, а ещё как будто клипы больше нужны режиссёрам, у которых есть видение и амбиции. А вот насколько это сейчас сильный инфоповод — очень большой вопрос.














