«Это вообще можно пройти?». Промоутеры играют в игры про музыкальный менеджмент
Насколько симуляторы музыкальных менеджеров похожи на реальную работу с артистами? Выяснили это с менеджерами, которые сотрудничали с группами OQJAV, VANYN, The Prodigy, Placebo, Metz и другими.
Подготовили: Дмитрий Куркин, Максим Динкевич
Music Inc
Что это: мобильная игра для iOS и Android, выпущенная организацией UK Music, которая представляет интересы британских музыкантов, композиторов, авторов песен, менеджеров и издателей. Цель игры — привести к успеху начинающего артиста, собрав для его продвижения команду, в которую входят пресс-агент, юрист, бухгалтер и другие специалисты. Для большей динамики в Music Inc встроены несколько мини-игр, которые требуют от игрока быстро нажимать нужные кнопки.
Что говорят менеджеры:
Ольга Чучадеева (экс-менеджер OQJAV)
«У Music Inc не совсем понятный и удобный интерфейс (постоянно вылетают таблички с текстом) и не очень реалистичное отображение профессии музыкального менеджера.
Героя можно выбрать по игровым показателям: степень артистичности, харизма, мотивация, количество фанатов и другим. В этом мало общего с реальностью. На самом деле, работать с артистом или нет, ты решаешь исходя из совсем других критериев и к сотрудничеству тебя подводят совсем другие обстоятельства.
Выбрав героя, нажимаем кнопку „Сочинить“, и артист пишет песню. При этом нажимать надо на кнопки, которые соответствуют определенным звуковым последовательностям. Вовремя нажмешь нужную кнопку — сочинишь хит. В жизни так, конечно, не бывает.
Игра оценивает написанную песню, после чего ее можно выпустить и посмотреть, сколько человек скачали ее легально, а сколько — с пиратских сайтов. И это тоже имеет совсем мало общего с тем ворохом реальных задач, которые приходится решать на старте работы с артистом, до выхода нового релиза и подсчета доходов от стриминга».
Superstar Band Manager
Что это: мобильная фримиум-игра (установить ее можно бесплатно, но для ускоренной прокачки потребуется виртуальная валюта, которую можно получить за просмотр рекламы или за деньги), доступная на iOS и Android. Цель игры — довести начинающую группу до «стадионного уровня», постепенно улучшая оборудование коллектива, прокачивая навыки его участников и нанимая специалистов для гастрольной команды. В игре важно следить за психологическим состоянием музыкантов: если вовремя не дать им отдохнуть, они могут уйти из группы. Игрок проигрывает, если оказывается в минусе по итогу виртуального месяца.
Что говорят менеджеры:
Дана Фикс (экс-менеджер группы VANYN)
«Это вариация тамагочи. На старте ты придумываешь название группе, а затем выбираешь, в каком жанре из трех предложенных она будет играть: поп, рок или инди (хотя выбранный жанр, похоже, ни на что не влияет). В группе будет четыре музыканта, стандартный набор, без вариантов: вокалист, гитарист, басист и барабанщик. Из меню выбираешь им образы и каждому даешь имя.
Еще тебе выдается небольшое количество виртуальных денег и немного бутылочек — это тоже, как и деньги, своего рода валюта в игре. Бутылочки тратятся на репетиции, создание песен и концерты, деньги — на апгрейд музыкального оборудования, студию и так далее. Также на деньги ты покупаешь эти самые бутылки, без которых группа не сможет нормально творить.
Каждый виртуальный месяц ты получаешь задание прокачать определенные показатели: на первых уровнях нужно написать несколько песен и сыграть пару концертов, прокачать немного навыки музыкантов.
Прежде чем идти играть концерты, нужно составить райдер: выбрать уровень гостиницы, качество еды и не только. По мере того как группа развивается, райдер тоже должен жирнеть, иначе музыканты на тебя нажалуются и у них упадет настрой. Чтобы поддерживать моральное состояние музыкантов, не стоит забывать отправлять их в отпуск.
Перед концертом артисту нужно сделать промо: можно раздавать листовки, купить рекламу в сети, на местном радио или национальном телевидении. Выбираешь то, на что хватает денег в данный момент. Также ты сам можешь составить сет-лист концерта. Не очень понятно, зависит ли что-то от последовательности песен, но наполнять его нужно лучшими песнями (об этом чуть ниже), чтобы концерт прошел с максимальным эффектом. Если вы круто отгремели, у тебя прибавляется некоторое количество фанатов и денег, а кроме того, группа может получить новые апгрейды.
По ходу игры тебе также нужно прокачивать навыки каждого музыканта, обновлять его инструмент и собирать группу на репетиции. Если заставлять группу репетировать слишком часто, у нее может падать настроение. А за настроением надо следить, иначе упадут общие показатели бэнда.
Популярность музыкантов можно поднимать, покупая разные промоопции за виртуальные деньги, а еще она прокачивается по мере выполнения заданий. От того, насколько популярна группа, зависит, соответственно, количество людей, которые ходят на концерты и покупают релизы. Вполне себе реалистичная картина.
Самое важное — это, конечно, песни. Ты можешь придумать им названия сам, но игра предлагает и свои каламбурные варианты типа „Voodoo Chilli“, „Talk This Way“, „Song 3“. В самом начале группа не в состоянии писать крутые песни, максимум на уровне трех звезд, а наивысший показатель — 5.
Когда тебе удастся прокачать группу до состояния писать „пятизвездочные“ песни, все пойдет легко. Но прежде чем это произойдет, придется посмотреть кучу рекламы, потому что на первом этапе это единственный способ заработать денег на все, что нужно группе (за просмотр одного ролика дается от 500 фунтов, при этом неделя в трехзвездочной студии стоит 1000, продюсер того же уровня — столько же).
Продажи релизов и концерты особо не приносят прибыли, а расходов на студию, клипы, аппарат и прочее очень много. Все как в жизни.
Игра не очень динамичная, меняются только твои показатели. По ходу дела происходят такие вполне себе реалистичные ситуации, как предложения о контракте с лейблом (можно выбрать срок и количество релизов, а также сумму).
Не стоит ждать от игры слишком многого, но какое-то понимание профессии менеджера начинающий специалист с помощью этого приложения получить может».
Ольга Чучадеева (экс-OQJAV)
«Механика довольно детская. Выбираешь стиль музыки, количество участников группы, их пол и внешность. Из плюсов — авторы хотя бы пытаются обозначить задачи, которые выполняет менеджер артиста: пишем вместе с группой альбом, репетируем или едем в тур.
У игрока есть начальный бюджет (ах, если бы в реальной жизни кто-то на старте давал 10 000 фунтов!), и каждый выбор стоит определенных денег: можно выбрать обычный гараж для репетиций, а можно потратиться на дорогую студию; можно выбрать дешевого саунд-продюсера, а можно самого звездного; отправляясь на концерт, можно выбрать город и площадку, вместимость зала.
Качество репетиций или написанных песен зависит от количества выданных бутылок. Если сэкономил, артисты жалуются, песни у них выходят так себе или не пишутся вовсе. При этом, когда я выдала всем участникам группы по две бутылки, музыканты сказали, что репетиция прошла очень круто, но толку вышло немного. Игра сама определяет успех репетиции, концерта или хитовость песен, от тебя тут не зависит ничего.
На мой взгляд, в Superstar Band Manager лучше, чем в Music Inc, проработаны детали и этапы менеджмента, по крайней мере дается больше задач и вариантов выбора. Но и здесь музыкальный менеджмент очень упрощен: перечислены самые стереотипные задачи менеджера артиста, а ваш выбор никак не влияет на результат. Это как игровой автомат: что выпадет, то выпадет.
Игра совсем не реалистичная, на мой взгляд, и по ней трудно составить какое-либо представление о том, с чем в действительности приходится сталкиваться менеджеру артиста».
Music Band Manager
Что это: платная игра для Windows (на платформе Steam она стоит 149 рублей, но периодически продается со скидкой), которая предлагает привести к славе группу из четырех участников, работающую в одном из четырех стилей (рок, поп, хип-хоп, электроника).
Чтобы наращивать фан-базу и зарабатывать деньги, менеджер должен прокачивать навыки музыкантов, руководить репетициями, написанием и записью песен (можно, к примеру, заказать «романтический» или «остросоциальный» трек), нанимать в штат пиарщиков и тур-менеджеров, букировать концерты, а также принимать решения относительно участия группы в разнообразных авантюрах, которые могут принести дополнительные бонусы.
Что говорят менеджеры:
Таня Лукина (менеджер проектов в концертной индустрии, участвовала в организации шоу Twenty One Pilots, Imagine Dragons, The Prodigy, Placebo, Hurts, Kasabian и других)
«В начале игры вы можете забукировать для группы несколько выступлений на одной площадке. Это странно, потому что, если второй концерт начинающей группы поставить близко к первому, на него никто не придет. Даже известным артистам не стоит ставить концерты каждые выходные, нужно выдерживать баланс. Еще в Music Band Manager группе предлагают выступить на частных вечеринках, и это тоже не очень актуально для России: не будут же совсем неизвестных новичков приглашать на корпоративы.
Чтобы получить деньги для записи песен, музыкантам приходится подрабатывать на стороне — например, продавцами в музыкальном магазине или консультантами в колл-центре, — и это уже похоже на правду. Возможно, колл-центр не очень логичный выбор, но у меня есть знакомые британцы, которые по вечерам играли в начинающих группах, а днем работали в магазине винила.
Качественную студию в Music Band Manager можно выбрать не сразу, поэтому сначала записываешься в базовой и бесплатной. В жизни чем более качественную студию ты выбираешь, тем лучше: времена, когда люди слушали плохо записанные демки, давно остались позади.
Впрочем, у меня есть знакомый музыкант, который, потратив несколько месяцев, сам научился сводить треки и записывал их в студии у друзей, так что хорошие демки его группа сделала самостоятельно, не потратив кучу денег на студию. Это тоже вариант. Если нет денег, нужно уметь вертеться. Например, можно сэкономить, найдя звукорежиссера через знакомых.
Еще в Music Band Manager можно нанимать имидж-менеджера и комьюнити-менеджера. Обычно в начинающей группе есть один человек, который пытается работать над имиджем артиста и наращивать фан-базу. Как правило, и в России, и в других странах таким человеком становится друг музыкантов, готовый работать за бесплатно или за минимальный гонорар. Это кто-то свой, потому что на начальном этапе музыкальный менеджмент занимает много времени, а отдачу приносит небольшую. Штат артиста расширяется уже на более высоком уровне популярности.
Мне не очень понятно, когда жена или девушка участника группы работает менеджером команды. Иногда это бывают классные истории, но чаще всего это создает сложности. Смешивать личное с бизнесом — не самая хорошая идея.
На концертах группа продает футболки — это мне нравится, хотя Music Band Manager немного завышает цифры: пишут, что мы продали четыре футболки на концерте в Смоленске, но для начинающей группы продать хотя бы одну майку на выступлении — это уже успех. Даже иностранная группа, приезжающая со своим мерчем на российский фестиваль, может продать две футболки — и это будет в порядке вещей. Обычно начинающие группы раздают мелкую сувенирку, какие-нибудь наклейки, которые можно прилепить на ноутбук.
В Music Band Manager странная разница между тур-менеджером, который стоит 300 долларов, и концертным директором, который стоит 50 тысяч. Причем написано, что тур-менеджер „разбирается в фэшн-трендах“, — но зачем это тур-менеджеру? Он должен следить за тем, чтобы билеты были куплены и никто не проспал свой поезд или самолет.
Возможно, авторы игры имеют в виду, что тур-менеджер ездит с группой в тур и уже на месте контролирует процессы, а концертный директор занимается логистикой и ведет переписку с площадками и букерами.
Иногда игра предлагает маловероятные сюжеты: например, для гаражной рок-группы, у которой на стене репбазы написано „Цой жив“, снять клип на яхте. Это больше похоже на какой-то штамп. Другие ситуации выглядят более реалистично: например, посидеть в студии, когда там записывается другая группа, и поучиться у нее.
Игра предполагает несколько уровней успеха, и некоторые из них выглядят как дурные клише: купить яхту, сыграть в сиквеле любимого фильма или собрать коллекцию автографов великих музыкантов. Это какая-то ерунда, далекая от реальности.
Игра заканчивается, если вы ушли в минус.
В целом Music Band Manager дает правдоподобную картинку создания группы. Особенно в той части, где нужно работать курьером и продавцом-консультантом, чтобы заработать деньги для занятия музыкой и покупки инструментов. Важно понимать, что ты не просто берешь микрофон в руки и тут же становишься звездой. А вот чего совсем не хватило в игре, так это оценки психологического состояния музыкантов: артисты — это не роботы, которые прокачивают навыки, репетируют, выступают и пишут песни».
PUP — Old Wounds
Что это: встроенная в YouTube игра от канадского панк-коллектива PUP, в которой игроку предлагается выполнить роль тур-менеджера квартета и доставить одного из четырех музыкантов команды после концерта в отель. Справиться с этой, на первый взгляд, элементарной задачей оказывается совсем не просто: по дороге в гостиницу артист может захотеть зайти в бар, прогуляться по лесу, выпить забытое кем-то на улице пиво и не только. В итоге тур-менеджер вместе с подвыпившим музыкантом могут стать жертвами хулигана в пабе, дикого медведя, леприкона и даже инопланетян.
Виталий Зимин (основатель концертного агентства и лейбла Stop the Silence!, ездил в туры с Tera Melos, Metz, Omar Rodriguez-Lopez Group, Pictureplane)
«Игра забавная, но все попытки продвинуться по сюжету приводили меня к увольнению... Ее вообще можно пройти? (Можно! — Прим. ИМИ)
В жизни все примерно как в Old Wounds: один музыкант хочет тусить, другой — есть, третий — спать... А тебе, будучи тур-менеджером, надо всех собрать (включая инструменты и сумки), доставить в отель в целости и сохранности и на следующее утро вовремя загрузить в вэн. Сделать это практически нереально, если группа тусовая и пьющая: обязательно кто-то потеряется, напьется до потери пульса или найдет на свой зад еще какие-нибудь приключения.
Я неоднократно гонял в туры с артистами, которых букировал. Обычно я был с ними на одной волне, поэтому мы по обоюдному согласию ехали после концерта либо в бар, либо в отель, либо на афтепати, и все заканчивалось хорошо. Но случались и печальные истории.
Например, Скотт Маклауд из американской инди-рок-группы Girls Against Boys решил поужинать отдельно от группы со своими питерскими друзьями в ночь перед концертом. После ужина он продолжил странствовать по барам на Думской в гордом одиночестве и в какой-то момент словил такси „от борта“. Там ему пригрозили ножом и потребовали отдать все деньги.
Наличных не оказалось, поэтому грабитель решил проводить Скотта до банкомата, чтобы тот снял все деньги с карты и отдал ему. Скотт попытался отбиться, забежал в ближайший ночной мини-маркет, завязалась драка, приехала полиция, но грабитель успел скрыться. Музыканта отвезли в отделение, где он провел всю ночь и утро, так как никто из сотрудников не говорил по-английски, а переводчик смог приехать лишь в обед.
К счастью, концерт в итоге состоялся. Скотт смог поспать пару часов перед шоу в отеле, а в гримерке мы подбадривали его дружескими объятиями и горячительными напитками.
После этой истории я с особой внимательностью отношусь к сопровождению музыкантов, с которыми работаю. Но если кто-то все же изъявляет желание пуститься во все тяжкие посреди ночи без сопровождения, я рассказываю ему эту историю, и мы находим компромисс».