Сергей Мудрик: «Чем больше слушатель открывает для себя новых имен, тем лучше»
В начале апреля стало известно, что редакцию стриминга VK Музыка возглавил Сергей Мудрик, последние пять лет отвечавший за музыкальную часть шоу «Вечерний Ургант». «ИМИ.Журнал» поговорил с Сергеем о том, в чем заключаются его ключевые задачи в музыкальном сервисе, как последние события в мире отразились на российской музыкальной индустрии и что происходит сейчас с «Вечерним Ургантом».
В разговоре с ИМИ два с половиной года назад ты сказал, что твой приход в «Вечерний Ургант» совпал с переломом, когда СМИ перестали игнорировать новые имена, пришедшие к популярности через соцсети и YouTube. Сейчас твое назначение в VK Музыке совпало с другим переломом — зарубежные мейджоры приостановили работу, дальнейшая судьба YouTube в России неизвестна. Как эти обстоятельства влияют на музыкальную индустрию и на работу музыкального редактора?
Конечно, такие события не могут не отразиться на происходящем в индустрии — ушли Spotify и Deezer, международные лейблы приостановили деятельность — местные офисы пока вынужденно бездействуют. Если говорить про редакторскую историю в VK Музыке, то в первый месяц с 24 февраля ощутимо уменьшился объем входящих релизов. Сейчас уже, видимо, поняв, что все происходящее быстро не закончится, артисты вернулись с релизами: несмотря на то, что все музыканты очень по-разному относятся к выпуску музыки сейчас, поток релизов сегодня можно сравнить с активным периодом, когда все игроки были на рынке. Многие артисты, которые были подписаны на мейджоры, сейчас релизят свои треки и альбомы через альтернативные источники — видимо, им дали такую возможность на время приостановки деятельности основного лейбла. Так что в основном потоке работа — питчинг и отбор релизов, фильтрация, постановка в плейлисты и баннеры и все по-новой — не изменилась.
О том, как выпускать музыку в современных реалиях индустрии, мы писали тут.
В чем сейчас заключаются твои задачи как музыкального редактора VK Музыки
Хочется, во-первых, выстроить все внутренние механизмы, чтобы ничего не мешало делать работу хорошо. Во-вторых, после этого хочется сделать качественный сервис, которым удобно пользоваться, в котором будет интуитивное управление, классные плейлисты и витрина, которой слушатель сможет доверять и открывать для себя что-то новое, интересное.
Современной индустрии нужны новые имена, без них не будет развития. Чем больше слушатель открывает для себя новых имен, тем лучше. И я надеюсь, что у меня будут возможности свою экспертизу и вкус к новому реализовать с помощью VK Музыки.
Раньше, когда не было умных алгоритмов стримингов и музыка была не так доступна, как сейчас, по сути, главным рекомендательным рупором были музыкальные медиа. Сейчас все эти журналы как массовый источник информации «умерли», и кажется, что все автоматические процессы прекрасно заменяют человеческие рекомендации. Как ты переживаешь этот процесс с точки зрения музыкального редактора?
Автоматические процессы пока еще не так совершенны, чтобы компенсировать работу редактора в полной мере, и у людей все равно есть запрос на понимание, что эти подборки собраны живыми людьми, в этом тоже сохраняется ценность. Как будто это сходится с историей, когда все очень обрадовались, что музыка стала цифровой и избавилась от носителей, и думали, что это какая-то стадия эволюции в ее потреблении, а через какое-то время вернулись к носителям как к набору эксклюзивных ощущений от другого взаимодействия с музыкой. Потоковая история, предложенная алгоритмом, и плейлист ситуативный, собранный конкретными людьми, еще и с каким-то месседжем — это разные вещи. Может быть, техника дойдет до того, что человек будет полностью заменим, но это уже к вопросу о том, когда появятся биороботы.
Как ты сейчас находишь новые имена в музыке?
В первую очередь, через тот же питчинг VK Музыки: по большому счету, мы охватываем практически все агрегаторы и лейблы, заинтересованные в том, чтобы их подопечные попадали в плейлисты и попадали на обложки.
Помимо питчинга, механизмы поиска новой музыки очень простые: следить за телеграм-каналами и плейлистами немногочисленных оставшихся медиа. На самом деле, я пользовался VK Музыкой еще до того, как мне предложили присоединиться к команде сервиса — отслеживал всегда витрину и отслушивал рубрику «Новые имена» в том числе и для подкаста «Слушай Сереж». Может быть, этот факт тоже повлиял на то, что я принял предложение: я чувствую, что ребята в команде мыслят в ту же сторону, что и я, так что все сходится.
Про питчинг и доступ к релизам внутри стриминга понятно, а как ты искал релизы раньше? Например, для своих еженедельных подборок в канале «см.слушает»?
Я просто сканил Genius, Album of the year, Metacritic, на которых можно посмотреть, что выходит на этой неделе, а потом утром в пятницу открывал витрину VK Музыки и оттуда добирал, что появилось в новых альбомах. Иногда в каких-то телеграм-каналах я видел альбом, который упустил, и добавлял в список. Так это все и происходило.
Сейчас твой канал на паузе — ты не планируешь продолжать постить эти подборки?
Я думаю, что канал будет видоизменен, хотя мне Шурик Горбачев сказал, что в нынешних реалиях, как раз список альбомов очень нужен, чтобы понимать, что вообще вышло, чтобы пойти послушать в том месте, где это можно еще послушать (смеется).
Я об этом не задумывался, но с момента последней подборки прошло уже два месяца, не вижу смысла начинать все заново. Я придумал другой концепт — музыка все равно у каждого человека связана с какими-то воспоминаниями. И я скорее всего переделаю канал в формат рандомных воспоминаний, когда будет желание этим делиться. Пока его нет.
Уже было несколько случаев, когда артисты рассказывали, что дистрибьюторы отказывались заливать их треки в стриминги, потому что там были какие-то не очень корректные с политической точки зрения высказывания. Возможна ли аналогичная цензура со стороны VK Музыки?
К нам попадают все треки, которые нам официально отгружают. Пользовательский контент, если он не нарушает правила сайта, мы не модерируем.
Face (объявлен иноагентом. — Прим. «ИМИ.Журнала») по собственному желанию удалил свою музыку из российских стримингов. Появились ли какие-то пиратские фейки с этого момента?
Поскольку официальные релизы есть в базе, все пиратские дубли автоматически блокируются.
Каким стримингом ты пользуешься сейчас?
Вот у меня в нижнем телефона меню VK Музыка, пожалуйста. Еще у меня еще есть подписка на «Яндекс Музыку», «Звук», Apple Music, Spotify оплачен с помощью хитростей. Но в основном, я всегда пользовался VK Музыкой и Spotify.
Раньше у артистов были, например, такие инструменты как Spotify for Artists, где музыканты получали возможность контактировать с редакцией стриминга и напрямую питчить треки. Есть ли такие инструменты сейчас в VK Музыке и что может сделать артист, чтобы получить продвижение в сервисе?
Во-первых, мы находимся в прямом контакте с представителями крупных лейблов и, соответственно, в этом плане процесс питчинга налажен: редакция добросовестно отслушивает все, что присылают партнеры. А дальше уже делается выбор редактором. Во-вторых, у нас есть форма питчинга прямая для артистов, которые дистрибутируются через агрегаторы, не предоставляющие инструменты для промо. Релизы, поданные в редакцию через инструмент прямого питчинга, мы тоже будем изучать в полной мере.
Кажется, что на витрине VK Музыки сейчас преобладает рэп и поп-музыка. Как музыкальный редактор планируешь ли ты как-то развивать работу с другими жанрами?
Да. Будет разделение внутри сервиса, с помощью которого будет проще найти узкожанровые плейлисты, например, или отслеживать новинки в конкретном направлении.
Сможешь ли ты когда-нибудь в жанровую редакторскую подборку поставить группу Coil?
А я уже. Когда вышло недавнее переиздание «Musick to Play in the Dark²», я его поставил на витрину новых альбомов. Прослушек, правда, было мало.
Ты же сейчас совмещаешь работу в VK Музыке и «Вечернем Урганте»?
Номинально — да, по факту — работаю только в VK, потому что редакция «Вечернего Урганта» сейчас функционирует в ограниченном режиме из-за отсутствия эфиров. Если до конца июня состоится возвращение, то до завершения сезона я отработаю свои обязанности.
Есть ли у тебя на примете кандидаты на замену?
Редакция меня попросила кого-то порекомендовать на это место, и как только будут ясны перспективы возврата в эфир, я этим займусь.
Когда «Вечерний Ургант» вернется в эфир, можешь ли ты предположить, как изменится музыкальная сетка? Кажется, что раньше шоу создавало иллюзию «уголка свободы», когда на федеральном канале можно было увидеть выступление Oxxxymiron, Face, Монеточки и других артистов, которых невозможно представить на Первом канале сейчас.
Не готов гарантировать или отрицать вероятность нахождения тех или иных артистов в эфире. Очень сложно дать ответ, потому что мы не знаем в какой обстановке возвращение состоится. Думаю, этот вопрос будет стоять наряду со множеством других, которые встанут перед программой.
Можешь ли ты назвать топ-3 самых смелых выступлений на «Вечернем Урганте», на твой взгляд?
Каждое появление нетривиального для российского ТВ артиста, каким бы оно ни было, я воспринимаю как маленькую радость и подтверждение того, что все это не зря. Не стал бы ранжировать по смелости, просто рад всем резонансным и неожиданным появлениям музыкантов в эфире, и что абсолютному большинству артистов это так или иначе помогает.
Есть ли сейчас такой подобный медиатрамплин для музыкантов?
Наверное, как такового «трамплина» нет. Для каждого артиста приход в шоу — это уникальный пиар-инструмент, у которого по сути нет альтернатив. Появятся ли они позже? Я думаю, что да, но это будет что-то «something completely different», как говорили в «Монти Пайтоне». В России не сложилось культуры late night-шоу в отличие от Америки, где идут шесть таких шоу параллельно, на разных каналах, и везде выступают музыканты — и опытные, и перспективные. Поэтому в этом аспекте «Вечерний Ургант» занимает привилегированное положение. И очень многое значит и фигура ведущего, и то, что в этой программе происходят нетипичные вещи для российского телевидения — именно поэтому она всегда на особом счету. И появление неожиданных для центральных телеканалов музыкантов — одна из составных частей концепции передачи как таковой.
Очень хотелось бы назвать «ВУ» гарантированным трамплином, но к сожалению, он таковым не является. Сделало ли выступление группы «Спасибо» на «Вечернем Урганте» из них кассовых музыкантов, которые собирают большие площадки? Нет. Стоило ли это того? Я думаю, что скорее да. Для музыкантов это своего рода «ачивка», галочка, которая подтверждает, что они крутые — возможно, для них самих в первую очередь.
Профессионально ты наблюдаешь развитие индустрии с 2009 года. Что изменилось за эти годы?
Могу на примере даже своей семьи сказать, что, например, отец видел мое увлечение музыкой, но никогда всерьез не считал, что я могу этим зарабатывать на жизнь. У него было ощущение, что это нестабильная история, в которой не может быть «якорей». А в итоге, так сказать, проблуждав вокруг да около, я пришел к тому, что это непосредственно и есть мой якорь. Сейчас уже нет ощущения, что музыка — это беспросветная история, которая не приносит дивиденды. Если раньше казалось, что фильтр в индустрии такой, что через него не пройти, то интернет и стриминги в этом плане дали всем больше шансов. А с другой стороны, у музыкантов возникла проблема сохранения внимания аудитории и своей популярности.
С начала 1990-х в российской музыке было много микроволн, которые постепенно привели инди-музыку к популярности. В результате период с 2016 по 2018 годы случился «золотой век» как творчески, так и финансово. Потом уже произошла адаптация к новым реалиям, и контент любопытный, необычный, новаторский и диктующий смыслы, медленно сменился на контент, который больше соответствовал ожиданиям слушателей. И те, кто успел засветиться к тому времени, получили свои дивиденды: кто-то их растерял, кто-то сохранил, редко кто приумножил, но тем не менее. На виду появились новые герои, и многие из них до сих пор хорошо себя чувствуют в стримингах, занимают высокие места в топах. И, соответственно, получают деньги, на которые можно жить.
Как нынешний перелом повлияет на музыкальный контент? Изменилась жизнь, изменилась музыка.
Пока, наверное, слишком мало времени прошло, чтобы что-то изменилось настолько, чтобы из этого можно было сделать выводы. Перемены неминуемы в любом случае — вопрос в том, какие они будут. Но над всем этим висят другие намного более значимые вопросы, которые непосредственно влияют на жизнь артистов, и очень сложно делать прогнозы, когда ты не представляешь, что будет через месяц. Все, что угодно, может произойти. В диапазоне от умеренно-позитивного до всех оттенков ****** [плохого]. К сожалению, на однозначно позитивный вариант в самое ближайшее время сложно рассчитывать.
Знаешь ли ты, что будет с VK Fest в этом году?
Фест будет и планируется масштабным. Сейчас обсуждается сцена VK Музыки — хочется, чтобы там было максимум новых имен, поспособствую этому, чем смогу. Как это будет по факту — увидим: концепция еще в процессе обсуждения.
Команда Moscow Music Week и фестиваля «Боль» уехала из России — до этого года шоукейсы MMW давали возможность новичкам заявить о себе и познакомиться с экспертами индустрии. Кто займет эту нишу сейчас?
Moscow Music Week — это, конечно, был классический шоукейс фестиваль, с кураторами и многодневной программой. Есть, например, Ural Music Night с иной концепцией — на одну ночь город превращается в музыкальный праздник, где есть место как бы и опере, и поп-музыке, и эстрадным артистам на больших сценах, и большому хедлайнеру, который делает завершающий концерт, и нескольким сценам с инди-артистами разной степени крупности. Шоукейс-составляющая там — часть большого мероприятия. Когда я был на Ural Music Night, я в принципе выстроил себе путь так, что для себя я его превратил в шоукейс фестиваль: ездил смотреть незнакомых для себя артистов. Я думаю, что история в том, что те, кто хочет, могут сделать из него шоукейс-фестиваль для себя. Та же команда делает более подходящий под определение шоукейс-фестиваль New/Open, где есть конкурсно-материальная составляющая, есть целый ряд региональных событий, поддерживающих местную сцену, — в Архангельске, Ульяновске, Улан-Удэ и других городах.
Важная роль шоукейс-фестивалей в том, чтобы грубо говоря, на кураторскую программу Сергея Мудрика пришел организатор Stereoleto Илья Бортнюк, получил нужное впечатление — как это случилось с Парнишкой и Стереополиной — и позвал их на свой фестиваль с большой аудиторией. На шоукейс-фестивали не приходит такое количество людей, чтобы группы просыпались звездами после этого. Это лишь кирпичик в общем процессе: кирпичик, кирпичик, кирпичик и все, построили. И выступление в «Вечернем Урганте» тоже такой кирпичик, ну или прям-таки нормальный такой кирпич.
Стало ли сейчас меньше кирпичиков?
Да. Может быть, появятся другие. Мы это узнаем только через какое-то время, почувствовав последствия происходящих событий на себе.