Институт музыкальных инициативМосква+7 (967) 051–87–65
logo
@imi_liveИнститут музыкальных инициатив
журналhttps://cdn-yc-static.i-m-i.ru/store/uploads/article/537/image/article-3aad9a9e59c40d45d6a5ff09035e14b9.jpgКарина Бычкова, Юля Рябова2022-03-16T17:55Ответы на актуальные вопросы от экспертов индустрииВыпуск музыки в России после ухода зарубежных компаний
Выпуск музыки в России после ухода зарубежных компаний
Ответы на актуальные вопросы от экспертов индустрии
Гусляры (фрагмент), 1901 год. Виктор Васнецов. Источник: wikimedia.com

Выпуск музыки в России после ухода зарубежных компаний

Ответы на актуальные вопросы от экспертов индустрии
Гусляры (фрагмент), 1901 год. Виктор Васнецов. Источник: wikimedia.com

В последние недели российский музыкальный бизнес приспосабливается к ограничениям зарубежных стримингов, мейджоров и дистрибьюторов. Временная пауза в работе западных музыкальных компаний уже сказывается на карьере артистов и влияет на местную инфраструктуру. «ИМИ.Журнал» рассказывает о том, как выпускать музыку в условиях изменившейся индустриальной реальности: стоит ли уходить с мейджоров, какие дистрибьюторы еще остались на российском рынке и почему некоторые артисты выпускают релизы в телеграме.


Мейджоры приостановили свою деятельность в России. Что делать музыкантам?

На прошлой неделе Universal Music Group, Sony Music и Warner Music Group сообщили о паузе в работе российских подразделений и наложили временные ограничения на свою деятельность в стране.

Universal Music закрыли локальные офисы и прервали все бизнес-операции. Sony Music выступили с лаконичным заявлением, в котором в том числе упомянули, что планируют «поддерживать глобальные усилия по оказанию гуманитарной помощи нуждающимся».

Пресс-служба российского отделения Warner прокомментировала последние события так: «WMG приостанавливает свою деятельность в России, включая инвестиции и проекты развития, продвижение и маркетинговую деятельность, а также производство всех новых физических носителей. Мы и далее будем исполнять существующие обязательства перед нашими сотрудниками, артистами и авторами, делая все возможное».

Временная приостановка работы мейджоров закономерно вызывает много вопросов у артистов. Мы спросили у юриста по интеллектуальной собственности Вадима Хохлова, предусматривают ли стандартные договоры с лейблами ситуацию, в которую сейчас попали музыканты. 

«Сейчас среди юристов идет много споров о том, можно ли считать специальную военную операцию и приостановку деятельности многих компаний на территории РФ обстоятельствами непреодолимой силы (форс-мажором). Исчерпывающий перечень таких обстоятельств отсутствует. В зависимости от контекста даже цунами или ураган могут не считаться ОНС. Решение, как правило, остается за судом. Но даже если считать существующие обстоятельства форс-мажором, то таковой, как правило, освобождает от ответственности, а не от обязательства. В теории артист может не платить штраф за нарушение договора, но обязанности по нему исполнять все равно должен. Если это, разумеется, возможно», — отвечает Вадим.

Еще одно важное обстоятельство, которое следует учитывать после появления новостей про мейджоры: возможность и — самое главное — целесообразность прерывания контракта на время паузы в работе лейбла: «Фактически мейджоры не ликвидировались, не исчезли и продолжают исполнять свои обязательства по дистрибуции каталога, а представители лейблов заверяют, что будут платить роялти и ничего не изменится. Поэтому я полагаю, что возможность забрать каталог с мейджор-лейбла для артиста — это вопрос банальных договоренностей, а не одностороннего требования. Самый лучший совет, который тут можно дать, — вести себя разумно. Если у артиста есть обязанность сдать трек, альбом или работать с лейблом эксклюзивно — направляйте запрос. Просите выпустить ваши релизы и исполнить обязательства. Порядок уведомления, как правило, всегда прописан в договоре. В том числе должна быть и инструкция о том, что делать, если одна из сторон на запросы не отвечает». 

В случае, если лейбл не может исполнить свои обязательства и выпустить материал артиста, продолжать сотрудничество с ним будет невозможно или крайне затруднительно. «Вряд ли артиста будут удерживать насильно. Ведите диалог, прозрачно излагайте свои мысли и намерения. Аргументируйте свою позицию. Если сомневаетесь — обратитесь к юристам. В момент, когда всем в индустрии крайне непросто, самое важное — оставаться людьми и вести себя добросовестно», — рекомендует Вадим Хохлов.

 

Мейджоры — это зарубежные компании. Могут ли их национализировать?

Согласно официальным заявлениям, сейчас под «национализацией ресурсов» понимается введение внешнего управления, а в плоскости музыкальной индустрии — отмечает Вадим Хохлов — это нецелесообразно. 

«Лейбл — это больше, чем дистрибуция, а артист — не сотрудник лейбла на зарплате. В чьих интересах тогда будет вводиться внешнее управление? А, главное, зачем? Мейджоры — не единственные лейблы в стране, альтернатив для артистов остается достаточно много», — объясняет юрист. 

В конце прошлой недели артист Loqiemean написал в Twitter: «Права на дистрибуцию музыки российских музыкантов национализируются и перетекают РАО и „Союз Мьюзик“».

Исполнительный директор организации Алексей Карелов опроверг это заявление: «Национализация — это принудительный переход активов под контроль государства. Даже если бы те или иные лейблы или продюсерские центры захотели передать кому-то права на свои фонограммы, это было бы обычной коммерческой сделкой. РАО является аккредитованной государством организацией по коллективному управлению авторскими правами и осуществляет свою деятельность в рамках полномочий, предоставленных государственной аккредитацией и договорами с правообладателями».

На вопрос, может ли теоретически РАО выступить в качестве регулятора в случае национализации, Вадим Хохлов отвечает так: «В данный момент нет каких-либо аргументов или доказательств того, что РАО начнет управлять лейблами. Это практически нереализуемо и попросту не нужно: трудовой договор и лицензия — сильно разные вещи. Кроме того не стоит забывать одну важную деталь. Вероятно, самую важную в контексте вопроса: мейджор-лейблы никуда не ушли. Они все еще исполняют свои обязательства и функционируют, пусть и в рамках некоторых ограничений».

О том, что такое РАО, ВОИС и РСП, мы писали тут.

Артисты выпускали музыку еще через международных дистрибьюторов. Они тоже ушли?

ONErpm Eastern Europe подтвердили, что остаются на рынке, функционируют в штатном режиме, подписывают новых артистов и работают над дополнительными инструментами выплат музыкантам, так как многие платежные системы стали недоступны в РФ и Беларуси.

«Все каталоги артистов остаются на площадках, доступ к ним может быть ограничен только по желанию самого артиста. Наши сервисы по дистрибуции для DIY-артистов доступны, никаких изменений в обслуживании наших клиентов или ограничений функционала личных кабинетов не будет. Кроме того, мы продолжаем работать с артистами, подписавшими с нами расширенный контракт: предоставляем им лейбл-сервисы в полном объеме и остаемся на связи», — прокомментировали представители компании.

Российский филиал французского дистрибьютора Believe наоборот ограничил свою деятельность на территории страны. «Приоритетом Believe было и остается обеспечение безопасности членов нашей команды, артистов, лейблов в регионе. Как и другие игроки рынка, мы временно приостановили ряд активностей на территории России, включая найм новых сотрудников и инвестиции в развитие, а также выпуск релизов артистов, работающих в рамках контракта Artist Services», — рассказал представитель компании.

Осенью 2021-го «ИМИ.Журнал» беседовал с региональным директором Believe в России и Восточной Европе, на Ближнем Востоке, в Африке и Турции Викторией Синявской. Тогда Виктория рассказала, что по направлению Artist Services с компанией работает около двадцати артистов. Believe помогает им формировать релизную стратегию, берет на себя пиар, диджитал-маркетинг, коммуникацию со стриминговыми сервисами и маркетинговые активности с ними, разрабатывает креативы для социальных сетей, запускает наружную рекламу.

При этом новые релизы в рамках дистрибуционных сервисов и контрактов будут выходить: «Believe продолжает исполнять все свои обязательства перед своими сотрудниками, артистами и партнерами, включая платежные обязательства перед лейблами и артистами в полном соответствии с международными санкциями». 

Среди дистрибьюторов, временно отказавшихся от работы с российским рынком, также называется FUGA. Вместе с тем музыканты сообщают о проблемах с выводом роялти через PayPal и банковские счета в РФ из LANDR, CD Baby, Distrokid и других. Актуальный список музыкальных компаний, которые приостановили свою деятельность в России, можно найти тут.

В России есть и местные лейблы. Как они выпускают музыку сейчас? 

Несмотря на временную приостановку деятельности локальных подразделений мейджор-лейблов, в России немало инди-издательств, которые никак не зависят от западных компаний и могут принимать оперативные решения в условиях постоянно меняющейся ситуации в стране. 

Руководитель A&R в DNK Music (выпускает релизы Dose, Kristina Si, Mirèle, Madi и других артистов) Руслан Иванов подчеркивает, что лейбл делает все, чтобы трудности текущего времени минимально повлияли на артистов. DNK ежеквартально выплачивает роялти музыкантам: предыдущий период удалось закрыть до начала сложных времен, но как будет складываться ситуация дальше, пока непонятно. Дистрибуция и выплата вознаграждений в значительной степени зависит от курса валют, порядка проведения международных финансовых операций, а также ограничений платежных систем, которые не позволяют оплатить подписку стримингов. При этом Руслан отмечает, что артисты, работающие с агрегаторами и дистрибьюторами напрямую, могут столкнуться с большими трудностями по сравнению с теми, кто сотрудничает с лейблами. 

В качестве замены зарубежным дистрибьюторам, уходящим с российского рынка, Иванов называет Национальный цифровой агрегатор, ставший частью Zvonko Group. «Но мы уверены, что для артистов в ближайшее время могут появиться разные альтернативы», — добавляет Руслан. Кроме того, он считает присутствие на рынке локальных лейблов, сотрудничающих со стримингами напрямую, позитивным фактором для музыкантов. 

Одной из таких компаний является Zion Music, работающая с NILETTO, Ваней Дмитриенко, группой RASA и другими музыкантами. Сооснователь Дионисий Саттаров  отмечает, что прямое сотрудничество лейбла с площадками снижает риски подписантов —  Zion, выполняющий в том числе функции издательства и менеджмент-компании, самостоятельно собирает авторские и смежные отчисления и не проводит активы артистов через банки, попавшие под санкции. По мнению Дионисия, на данный момент проблемы с выплатой роялти российским артистам могут возникнуть только в случае проведения платежа из США на счет российского юрлица.

Генеральный директор музыкального издательства полного цикла «А+» (среди резидентов — «АИГЕЛ», «ЛСП», VELIAL SQUAD, Джаро & Ханза, THRILL PILL, fem.love, Rozalia, «Триагрутрика», «АК-47» и другие артисты) Артем Боровков говорит, что у музыкантов и лейблов, работающих с дистрибьюторами, приостановившими деятельность в России, уже возникли проблемы с получением денег от дистрибуции. У самого «A+» на момент выпуска материала сложностей в работе с дистрибьюторами и стриминг-сервисами не было: артисты получали выплаты в полном объеме, доставка контента осуществлялась в обычном режиме. При этом Артем отмечает, что на размер роялти существенно повлияет приостановка монетизации контента в YouTube, а также отключение возможности премиум-доступа в Spotify: получается, что для пользователей из России остались только бесплатные стримы, ставка за которые существенно ниже. С Apple Music тоже ситуация не ясна — пополнить счет Apple ID с помощью мобильного телефона не получилось ни у одного сотрудника лейбла, а карты «МИР» невозможно использовать для продления подписки. 

На поведение слушателей повлияет и возможная ситуация, при которой мейджоры сделают недоступными в России новые релизы иностранных резидентов. По мнению Артема, у пользователя возникнет резонный вопрос: «Зачем мне подписка на сервис, в котором я не могу послушать любой новый альбом или сингл любимого артиста?»

Как временная пауза в работе Spotify в России повлияет на музыкантов

Александр Рудич, генеральный директор CPLUS (представляет интересы артистов SODA LUV, blago white, MAYOT, Маленький ярче, SEEMEE и других) отмечает, что лейбл изначально строил цепочку выплаты роялти без привязки к иностранным компаниям, поэтому сейчас подписанты не испытывают трудностей, связанных с их уходом с российского рынка. Но некоторые риски для артистов CPLUS остаются: например, неизвестно, смогут ли они получать выплаты за прослушивания с зарубежных аккаунтов стриминговых сервисов. Также непонятно, как будет устроена монетизация прослушиваний с иностранных стримингов и каким будет музыкальный рынок в России после того, как ситуация с санкциями стабилизируется.

По мнению Александра, самый надежный вариант для артистов из России сейчас — сотрудничество с отечественным лейблом, отгружающим релизы через российский агрегатор: наличие в цепочке дистрибуции иностранных компаний увеличивает риск перебоев в получении роялти вплоть до прекращения выплат.

О том, как устроено сотрудничество артиста Маленький ярче с лейблом CPLUS, можно почитать тут. 

Некоторые артисты все же выпускают музыку без монетизации. Почему?

«Мы долго думали, как поступать с альбомом. По плану он должен был выйти в апреле на мой день рождения. Мы проработали большую кампанию, готовили кучу сюрпризов, но сейчас не хочется праздновать что-либо, делать рекламу и призывать репостить. Хочется просто высказаться. Я не имею морального права выпускать альбом для себя, но хочу выпустить его для вас, чтобы мой рассказ достиг первичной творческой цели. Поэтому альбом „IMAGO“ выйдет в свободном доступе на моем телеграм-канале», — писал на прошлой неделе артист Куок. Также релиз есть в SoundCloud, Bandcamp и Audius — новой платформе для независимых артистов. 

15 марта альбом «Импортозамещение» выпустил в телеграме и Давид GSPD: «Все треки самовольно выступили против сведения и мастеринга и были записаны на наушники для айфона».

Но выход релизов на площадках без монетизации не всегда связан с творческим желанием артиста. Так Моргенштерн сообщил в своем телеграм-канале, что «площадки так и не дали [ему] выложить свой трек». Речь идет о сингле «12», в котором артист призывает к миру и выступает против событий в Украине. Связан ли отказ стримингов выпустить трек с содержанием песни, не уточняется. При этом Моргенштерн — подписант лейбла Atlantic Records Russia, являющегося частью Warner и поставившего все релизы на паузу. Вероятно, отсутствие трека на стримингах может быть объяснено еще и этим решением.

С ограничениями со стороны дистрибьюторов столкнулась группа «Ада». Музыканты выложили новый трек только во «ВКонтакте» и на SoundCloud. В посте с релизом сообщается, что в стримингах новой песни «в ближайшее время не будет, потому что российские дистрибьюторы опасаются и перестраховываются».

Мы спросили у юриста Вадима Хохлова, действительно ли размещение треков на площадках может попадать под недавно принятый закон «О фейках»: «Сейчас многие не понимают, как конкретно будет работать этот закон и ориентироваться в таких случаях приходится на судебную практику, которая еще недостаточно сформировалась. На данный момент в законе „О фейках“ действительно разбирается узкий круг специалистов, работающих в конкретной области. Поэтому наивно полагать, что юридический отдел лейбла или дистрибьютора глубоко изучил вопрос. Конечно, многие уже провели хотя бы поверхностный анализ и наверняка составили какие-то первичные заключения, но у юристов с лейблов сейчас и так хватает дел. Поэтому данная история — это, пожалуй, механизм перестраховки. И тут неизбежно столкновение мира юридического и мира творческого. И, что немаловажно, столкновение этих миров происходит на полях третьей стороны — модерации. Модераторы — не юристы, им приходится разбираться в вопросе вслепую и наощупь. И, конечно же, сталкиваться с „проблемой вагонетки“: либо они пропускают трек и принимают на себя ответственность, либо не пропускают и становятся молчаливым наблюдателем дальнейшего развития событий. А, как мы знаем, единственного правильного выхода из „проблемы вагонетки“ не существует».

Россия — перспективный рынок. Как пауза в работе музыкальных компаний в нашей стране скажется на мировой индустрии?

В марте о временной приостановке деятельности на территории России объявили не только крупные звукозаписывающие компании, издательства и дистрибьюторы, но и западные стриминговые площадки. Spotify объявил о приостановке доступа пользователей из России к премиум-подписке, YouTube закрыл все возможности для монетизации контента, Apple приостановила продажи своей продукции, а французский стриминг Deezer ушел с российского рынка. 

По оценкам издания Billboard, временная пауза в работе западных стримингов, мейджоров и дистрибьюторов на российском рынке не нанесет большого ущерба мировой музыкальной индустрии. По данным IFPI за 2020 год, российский рынок звукозаписи с объемом продаж в 199 миллионов долларов занимал 16-е место по величине в общемировом рейтинге. В разрезе мирового рынка доходы российской индустрии составляют слишком малую часть от многомиллиардной прибыли крупнейших стримингов и лейблов. 

По словам финансового директора Spotify Пола Фогеля, решение компании закрыть деятельность в России приведет к потере около 1,5 миллионов подписчиков. По оценке Billboard, эти 1,5 миллиона подписок могли принести максимум 40 миллионов долларов — ничтожно малую часть от общего прогнозируемого дохода в 13 миллиардов долларов в 2022 году. С финансовой точки зрения Spotify потеряет больше, если, оставшись на российском рынке, спровоцирует волну отписок в знак протеста со стороны западных пользователей с более высокой стоимостью подписки. 

Впрочем, аналитики Billboard считают, что несмотря на минимальные потери в краткосрочной перспективе, уход международных компаний из России может иметь разрушительные долгосрочные последствия: отказ от молодого российского рынка легальной музыки в России сильно ударит по возможностям для его развития и поспособствует распространению пиратства.