Loqiemean, Anacondaz, «Дайте Танк (!)» и другие — о влиянии стримингов на творчество
В августе глава Spotify Даниэль Эк дал резонансное интервью, в котором объявил: артисты больше не смогут записывать музыку раз в 3–4 года и при этом оставаться успешными. Заявление босса шведской компании раскритиковали многие зарубежные музыканты.
А что думают об этом российские артисты? «ИМИ.Журнал» попросил зарабатывающих на стриминге музыкантов Iroh, Локимина, лидера «Дайте Танк (!)» Дмитрия Мозжухина, участника Anacondaz Артема Хорева, а также исполнительного директора компании FRWRD Music прокомментировать реплику главы Spotify.
То, о чем сказал Эк, мы уже год назад с ребятами обсуждали. Почему его критикуют, мне, конечно же, понятно: людей хлебом не корми, дай кого-нибудь раскритиковать, но если судить не с точки зрения музыкантов, а с другой стороны этой индустрии (слушатели, СМИ, сервисы), логики и правды в его словах много. К тому же мне не кажется, чтобы Эк кому-то диктовал, как часто и сколько музыки выпускать, — человек высказал свое видение, мнение об успешности в плане стриминга, так сказать, дал некоторые рекомендации.
У него как у главы крупного стримингового сервиса явно есть доступ к цифрам и статистике, а опираясь на статистику, можно делать выводы. И про постоянную работу с публикой и подогревание интереса тоже вполне все логично, особенно сейчас, когда новых имен и музыки так много. Единственное: артист может подогревать интерес и повышать свою «успешность», не только выпуская новую музыку. Время не стоит на месте, и возможностей все больше и больше. Я также понимаю музыкантов, которые могут остаться недовольными такими высказываниями, но тут мы приходим к проблеме «целей/задач» или «ожиданий/реальности» относительно современной музыкальной индустрии.
Полагаю, что Эк имеет право давать рекомендации, как и любой другой человек на планете. Прислушиваться к ним или нет — другой вопрос. Он прав в своем заявлении, но с озвученным им напором нового материала справятся только нейросети, которые будут писать музыку. Темп [производства музыки] ускорился, и, подстраиваясь под него, мы раскрутим эту карусель еще сильнее.
С одной стороны, при капитализме с бизнесменами спорить трудно. Привычные нам форматы альбомов и синглов кажутся естественной формой самовыражения, хотя они вошли в обиход исключительно из маркетинговых соображений. Любой артист, желающий быть услышанным, интуитивно адаптируется к среде и живет по законам рынка, так же как фермер или портной.
С другой стороны, искусство не любит обобщения и уж тем более сухие цифры. Кого-то успевают забыть и за год, а гражданин Александр Васильев (лидер группы «Сплин» — прим. «ИМИ.Журнала») не отстает от рэперов по прослушиваниям и держится в чартах с хитами 20-летней давности.
Лично я не в тех отношениях с музой, чтобы диктовать ей свои условия, и публикую новинки по мере поступления.
Мне кажется, глава Spotify сделал такой вывод, основываясь на анализе статистики сервиса. Вероятно, артисты стали выпускать песни, EP, альбомы чаще, чем раньше, что вполне объяснимо развитием стриминга и, как следствие, увеличением доходов от него. Успешная песня может принести много денег, и тебе не надо даже из дома выходить, грубо говоря. Тебе можно даже не ездить в туры, чтобы заработать: выпускай песни, получай деньги. Артист поэтому заинтересован как можно чаще что-то выпустить, увеличивая вероятность того, что какая-нибудь песня выстрелит. Это замечательно, с одной стороны.
Но с другой — немного жаль, что уходит эпоха больших альбомов, которые продумывались годами. О твоем существовании могут и забыть, пока ты пишешь свой лучший альбом, если не будешь о себе регулярно напоминать. Каждый день выходят сотни песен — невозможно послушать даже половину от всего этого потока. Поэтому даже количество песен в альбомах резко сократилось: редко какой релиз состоит более чем из 10–12 треков. С точки зрения экономики тебе выгоднее в год выпустить два релиза по 10 песен, чем один — на 20. Это не хорошо и не плохо, это просто данность.
Музыкальный рынок пока самый открытый и свободный. Артисты становятся звездами за месяц, за одну песню! Это же почти сказочная история. Такого никогда еще не было. Другой вопрос, что звезды гаснут теперь так же быстро, как и загораются. Зато это чистейшая конкуренция.
С одной стороны, Эк слишком обобщил, закинув артистов всех жанров и размеров в одну кучу, но, с другой стороны, он описал рабочую модель стриминговой суперзвезды (спросите у Дрейка). Эк смотрит на музыкальный бизнес с точки зрения бизнеса, поэтому сухо рассуждает о цифрах и говорит, что постоянная активность (не только музыкальная) — залог успеха современного артиста.
Безусловно, есть и те, кто может выпускать материал редко, но метко, но, во-первых, их абсолютное меньшинство, и, во-вторых, им все равно приходится адаптироваться под современные реалии. Сегодня нужно уметь двигаться в цифровом поле, чтобы увеличивать цифровой доход, — тут я согласен. Просто это касается артистов, которые смотрят на музыкальный бизнес так же, как Даниэль Эк. Остальных его высказывание ожидаемо возмутило.